Курсовая с практикой на тему Особенности формирования идентичности личности современных подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1…….. .
Теоретические подходы к изучению проблемы идентичности 5
1.1. Проблема идентичности в психологической
литературе. Виды идентичности: личностная, религиозная, этническая,
гражданская, языковая……………….. 5
1.2. Классификация и структурно-содержательные аспекты
идентичности. 9
1.3. Психолого-педагогические особенности
подросткового возраста…… 13
1.4. Объективные факторы формирования и развития
идентичности у современных подростков……………………………………………………………………………………….. 17
Выводы по первой главе……………………………………………………………………. 20
Глава 2 .
Эмпирическое исследование особенностей формирования идентичности личности
современных подростков…………………………………………………….. 21
2.1. Организация исследования особенностей
формирования идентичности личности современных подростков…………………………………………………………………… 21
2.2. Исследование особенностей формирования личностной
идентичности современных подростков…………………………………………………………………… 23
2.3 Анализ исследования особенностей формирования
личностной идентичности современных подростков…………………………………………………………………… 27
Вывод по второй главе……………………………………………………………………… 31
Заключение………………………………………………………………………………………. 32
Список использованной литературы………………………………………………….. 34
Введение:
Актуальность исследования
определяется необходимостью понимания психологических изменений в процессах
развития личности, которые прослеживаются в тенденциях развития современного
общества. Благодаря изменениям, происходящим в современном обществе, у молодых
людей большой выбор идеологических, социальных и профессиональных возможностей.
Перед психологической наукой появляются новые вопросы о том, что именно
наполняет внутренний мир современного подростка, как формируется его
индивидуальность.
В условиях современного российского
общества вопрос о формировании личности, становление ее ценностно-смысловой
сферы, навыков целеполагания и деятельного становления к своей жизни является
важным. как важный компонент становления личности подростка. Предметом
исследования являются особенности становления идентичности у детей
подросткового возраста.
В отечественной психологии
идентичности как составной самосознания и идентификации как процесса и
механизма социализации личности посвящены труду Н.В. Антоновой, Т. Буякас, Е.М.
Васильченко, О. Винославской, О. Донченко, В. Зливкова, О.М. Ичанской, К.В.
Коростелиной, В.В. Москаленко, Л.Е. Орбан-Лембрик, Т.М. Титаренко и др.
Учитывая указанную актуальность,
целесообразным является изучение вопроса особенностей формирования идентичности
личности современных подростков.
Объект исследования: проблема
идентичности в психологии.
Предмет исследования:
особенности формирования идентичности личности современных подростков.
Цель исследования: исследовать
особенности формирования идентичности личности современных подростков.
Задачи исследования:
1. Исследовать проблему идентичности в
психологической литературе и виды идентичности: личностную, религиозную,
этническую, гражданскую, языковую.
2. Изучить классификацию и
структурно-содержательные аспекты идентичности.
3. Исследовать психолого-педагогические особенности
подросткового возраста.
4. Исследовать объективные факторы формирования и
развития идентичности у современных подростков.
5. Организовать исследование особенностей
формирования идентичности личности современных подростков.
6. Провести исследование особенностей формирования
личностной идентичности современных подростков
7. Проанализировать результаты исследования
особенностей формирования личностной идентичности современных подростков.
Гипотеза исследования:
существуют различия в особенностях формирования идентичности личности младших и
старших подростков.
Методы исследования: анализ
теоретической литературы, синтез, классификация, эмпирическое исследование.
Методики исследования: Методика
«20 определений» М Куна и Т. Макпартленда в адаптации Т.В. Румянцевой.
База исследования: СОШ № 294,
8-9 классы.
Структура работы: введение, две
главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Идентичность является самореферентностью, то есть ощущением и
осознанностью уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных
качеств, при наличии собственной принадлежности социальной реальности. Общение
и опыт детерминируют идентичность, реализуемую через механизмы идентификации и
отчуждения, и проявляется в пределах определенных ситуаций и межличностных
отношений.
Идентичность является динамичной структурой, которая развивается и
переструктурируется на протяжении всего жизненного пути человека, причем это
развитие неравномерно, определяется стремлением личности к обретению
идентичности и разрушительными последствиями для человека при его потере. В
нашем понимании структурирование идентичности означает определенную целостность
и упорядоченность в развертывании процесса идентичности как феномена
функционального и экзистенциального бытия.
В целом анализ проблемы идентичности в психологической науке дает
возможность рассматривать ее как многомерный и интегративный психологический
феномен, который обеспечивает человеку целостность, тождество, определенность,
развивается в плоскости процессов самоопределения, самоорганизации и
персонализации и обуславливается развитием рефлексии при соблюдении
определенных условий.
Нами было проведено исследование особенностей формирования идентичности
личности современных подростков. Исследование показало, что Половая
идентичность является содержательным элементом личности старших подростков,
влияющим на мышление и поведение личности компонентом, а также включает в себя
знание о себе как о личности, принадлежащей к женскому или мужскому полу. При
прямом обозначении пола у подростков обеих возрастных категорий преобладает
нейтральная форма, то есть подростки выявляют рефлексивную позицию. Это
разъясняется тем, что в этот период интенсивно усваиваются стереотипы
поведения, связанные с осознанием собственной половой принадлежности. При
косвенном обозначении пола и старшие, и младшие подростки выражаются через
социальные роли. В большинстве случаев можно говорить о сформированности положительной
половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей
привлекательности как представителя пола.
Валентность идентичности – эмоционально оценочный фон идентификационных
характеристик в самоописании идентичности. Для большинства подростков
характерна нейтральная валентность идентичности, то есть у них может
наблюдаться равновесие между положительными и отрицательными
самоидентификациями. Негативной валентностью идентичности считается тогда,
когда преобладают отрицательные категории при описании собственной
идентичности. Посреди идентификационных черт у обеих возрастных категорий
преобладает показатель «Социальное Я». Старшие подростки в основном могут прямо
обозначать свою идентичность учебно-профессиональную ролевую позицию, семейную
принадлежность, сексуальную роль, а также через групповую принадлежность. Чего
не скажешь о младших подростках, которые аналогично прямо обозначают свою
идентичность через учебно-ролевую позицию и семейную принадлежность. Выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась. Существую различия в особенностях формирования
идентичности современных подростков в разных возрастных периодах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ИДЕНТИЧНОСТИ 1.1. Проблема идентичности в психологической
литературе. Виды идентичности: личностная, религиозная, этническая,
гражданская, языковая. Проблема идентичности возникает
в рамках глобальной проблематики существования человеческого рода: переживание
идентичности актуализируется в профессиональной, половой, этнической областях
человеческой жизни.
Идентичность – сложный феномен,
сложная психическая реальность, включающая разные уровни сознания и содержащая
индивидуальные, коллективные, онтогенетические, социогенетические основы.
Понятие идентичности как защиты личностного, соответствия образа «Я» его
жизненному воплощению, состояния принадлежности индивида к сверхиндивидуальному
целому, охватывающему и субъективную реальность, и личностную деятельность, и
национальную культуру является одной из главных тем общественной и
психологической мысли XXI века. Дальнейшие исследования идентичности позволяют
рассматривать ее как результат активного рефлексивного процесса с отражением
истинных представлений субъекта о себе, собственный путь развития,
сопровождающийся ощущением личностного самоопределения, тождества, целостности,
что дает возможность субъекту воспринимать собственную жизнь как опыт
продолжения и непрерывности. сознания, единства жизненных целей и обыденных
поступков, действий и их значений, определяющих последовательность деятельности
и поведения [2 с. 21].