Курсовая с практикой на тему Дистанционные формы обучения иностранному языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации учебного процесса изучения иностранного языка в начальной школе с использованием дистанционных форм обучения 7
1.1. Методические основы обучения иностранному языку в начальной школе 7
1.2. Понятие дистанционного обучения в современной педагогике 13
1.3. Формы дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе 19
Выводы по главе 1. 24
Глава II. Практические особенности использования дистанционных форм обучения иностранному языку в начальной школе 25
2.1. Требования ФГОС НОО и условия дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе: закономерности взаимодействия 25
2.2. Система интерактивных упражнений для дистанционной формы обучения иностранному языку в начальной школе 34
Выводы по главе 2. 40
Заключение 41
Библиографический список использованной литературы 43
Введение:
Новые условия, в которых оказалась система образования в результате пандемии коронавируса, привели к развитию новых технологий обучения. Необходимость продолжать процесс обучения и в то же время соблюдать эпидемиологические предписания обусловили переход на новые формы образования, которые называются дистанционными.
Идея о применении дистанционного образования не была новой к началу пандемии. Ученые-методисты уже разрабатывали некоторые формы дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, для одаренных детей и других категорий обучающихся. Все эти категории детей не имеют возможность посещать учебное заведение, но имеют право на образование.
Пандемия поставила большую часть обучающихся в эти условия. Из-за необходимости самоизоляции ради предотвращения заболеваемости перед разными отраслями человеческой жизнедеятельности возникают многочисленные вызовы, ориентированные на сохранение функционирования трудовой деятельности. Сфера образования тоже не стала исключением. Перед ней предстала проблема организации учебного процесса на расстоянии.
Эта проблема решается с помощью технологий дистанционного образования, которые стали очень эффективным педагогическим средством обучения. Использование технологий дистанционного образования стало очень актуальным на уроках иностранного языка. Применение технологий дистанционного образования способствует ускорению процесса обучения и росту интереса школьников к иностранному языку как к школьному предмету, а также улучшает качество усвоения материала, позволяет избежать субъективности оценки, индивидуализировать процесс обучения. Уроки с использованием технологий дистанционного образования отличаются разнообразием, эффективностью, повышенным интересом школьников к изучению иностранного языка и иноязычной культуры.
Актуальность исследования. В связи с применением технологий дистанционного образования при изучении всех школьных предметов, в том числе и иностранного языка, возникает необходимость разработки и применения специфических дистанционных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к учебному процессу.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование технологий дистанционного образования открывает новые возможности преподавания иностранного языка, делает процесс обучения более эффективным и интересным.
Объект исследования: технологии дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе
Предмет исследования: условия эффективного использования технологий дистанционного обучения в процессе изучения иностранного языка в начальной школе
Цель исследования: выявление условий эффективного использования технологий дистанционного обучения в процессе изучения иностранного языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной целью определены такие задачи исследования:
1. Рассмотреть методические основы обучения иностранному языку в начальной школе;
2. Охарактеризовать понятие «дистанционное обучение» в современной педагогике;
3. Теоретически обосновать методику использования технологий дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе;
4. Соотнести требования ФГОС НОО и условия дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе;
5. Разработать систему интерактивных упражнений для дистанционной формы обучения иностранному языку в начальной школе.
Методы исследования:
1) критический анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования;
2) изучение передового опыта преподавания иностранного языка в общеобразовательных учебных заведениях;
3) метод пробного обучения.
Теоретическая новизна исследования заключается в значительном расширении представлений о роли технологий дистанционного обучения в учебном процессе с использованием соответствующего комплекса упражнений для формирования иноязычной компетентности на уроках иностранного языка в начальной школе.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данного исследования в курсе методической подготовки будущих учителей, в курсе методики преподавания иностранных языков и в практической деятельности учителей французского языка, студентов-практикантов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, выделены цели, задачи, методы, объект и предмет данного исследования, а также доказана теоретическая новизна и практическая значимость работы.
В первой главе рассматриваются методические основы дистанционных технологий в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе общеобразовательной школы; понятие дистанционные технологии в педагогической литературе; формы дистанционного обучения в начальной школе.
Во второй главе представлен анализ взаимодействия требований ФГОС НОО и существующих дистанционных технологий; предложена система интерактивных упражнений для реализации дистанционного обучения французского языка в начальной школе.
Заключение является обобщением всей работы, содержит выводы о способах достижения поставленной перед работой цели.
Библиографический список использованной литературы представляет собой перечень источников, которые явились ориентиром и опорой при написании данной работы.
Заключение:
В данной курсовой работе был систематизирован теоретический материал, затрагивающий проблемы применения дистанционных технологий на уроке французского языка в начальной школе.
Ознакомление с теоретическим материалом по данному вопросу, позволило дать определение и выявить значимость применения дистанционных технологий на уроке иностранного языка в начальной школе. Исследование работ, посвященных методическим основам организации урока иностранного языка, таких ученых как Л.Н. Вавилова, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, А.М. Новиков, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Т.И. Шамова, S. Gérin-Lajoie показало, что для организации эффективной работы по применению дистанционных технологий, следует принимать во внимание результаты процесса обучения иностранному языку, указанные во ФГОС НОО.
Также в теоретической части нашей работы рассмотрены понятие дистанционные технологии и формы их реализации на уроке иностранного языка. Отмечено, что для успешного применения дистанционных технологий на уроке иностранного языка следует учитывать ряд факторов: цели и задачи урока; формы организации дистанционного обучения, возрастную категорию учащихся; ожидаемый результат. В процессе исследования отмечено, что дистанционное обучение в начальной школе представляет некоторые трудности в силу возрастных особенностей обучающихся. Отмечается, что дистанционное обучение не должно снижать требования к приобретаемым навыкам и знаниям по сравнению с традиционным обучением. Дистанционное обучение не должно подразумевать каких-либо изменений в рабочем времени обучающихся.
Практическая часть нашего исследования посвящена анализу взаимодействия указанных в ФГОС НОО результатов обучения иностранному языку и существующих средств дистанционного обучения. Отмечено, что применение какой-либо дистанционной технологии обусловлено тем результатом, достижение которого запланировано на конкретный урок. Для развития аудитивных и речевых навыков следует использовать синхронные дистанционные технологии, для обучения письму и чтению можно использовать асинхронные дистанционные средства.
Комплексный подход к уроку иностранного языка обусловливает использование гибридных дистанционных технологий. Так, для закрепления лексических и фонетических знаний используются гибридные дистанционные технологии. Сначала учитель проводит урок иностранного языка при помощи синхронных средств и закрепляет фонетические знания обучающихся. Затем дает задание на закрепление лексического компонента при помощи асинхронных дистанционных средств обучения.
Таким образом, значимость применения дистанционных технологий развития коммуникативной компетенции на уроке французского языка в начальной школе, несомненно, велика. Дистанционные технологии следует использовать на различных этапах урока и для развития всех форм коммуникативной компетенции.
Накопленный отечественными и зарубежными методистами опыт, а также личные наблюдения позволяют утверждать, что посредством дистанционных технологий можно развивать и совершенствовать навыки самостоятельной работы при изучении французского языка, что будет способствовать повышению общего образовательного учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы организации учебного процесса изучения иностранного языка в начальной школе с использованием дистанционных форм обучения
В данной главе подробно освещаются теоретические основы применения дистанционных технологий в процессе обучения иностранному языку в начальной школе: методические основы обучения иностранному языку (§1.1.); анализируется понятие дистанционного обучения в современной педагогике при обучении иностранному языку в начальной школе (§1.2.); характеризуются формы дистанционного обучения иностранному языку в начальной школе (§1.3.).
1.1. Методические основы обучения иностранному языку в начальной школе
На современном этапе развития образования одной из важных проблем выступает организация процесса обучения в начальной школе. Среди предметов, которые представляют трудности для младших школьников, особо выделяется дисциплина иностранный язык. Отмечено, что ученики начальной школы как субъекты раннего обучения иностранным языкам отличаются высоким уровнем восприимчивости к иностранному языку и культуре. Вот почему обучение иностранному языку в начальной школе отличается рядом особенностей.
Основные положения и принципы обучения в начальной школе отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО), который в основной редакции был утвержден в 2016 году. В 2021 году данный государственный документ утвержден в обновленном варианте, где вносятся уточнения касательно особенностей организации начального образования с точки зрения применения дистанционных технологий и информационно-коммуникативных технологий, а также более подробно освещены требования к результатам обучения на данном этапе. Исходя из того, что образование рассматривается «в трех взаимосвязанных планах: как образовательная система; как образовательный процесс и как индивидуальный или коллективный (совокупный) результат этого процесса» [9, с. 23], то его характеристика затрагивает несколько моментов.
Системное определение образования отображает взаимодействие ученика и учителя как субъектов процесса образования, важной составляющей которого является коммуникация между ними с целью передачи со стороны учителя и приобретения со стороны ученика новых знаний, умений и навыков. Образование как процесс нацелено на организацию коммуникативного взаимодействия между учителем и обучающимся. Что касается результатов процесса обучения, то они определяются особенностями общественной жизни и регулируются государственной политикой в сфере образования. Данный подход обусловил необходимость дифференциации результатов образования следующим образом: личностные, метапредметные и предметные. Личностные результаты отображают ценностные ориентации обучающегося, которые отражают индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, а также личностные качества, способствующие дальнейшей социализации обучающегося. Метапредметные результаты состоят в умении выполнять различные виды деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и в личных жизненных ситуациях.
Что касается предметных результатов, то они включают знания, умения и навыки конкретного учебного предмета, сюда входят также компетенции и опыт творческой деятельности в данной области. В ФГОС НОО предметные результаты такой дисциплины как иностранный язык обозначены следующим образом:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы [21].
Многие методисты иностранных языков расширяют и дополняют, предложенные в ФГОС формулировки результатов обучения. Так, А.В. Гусева отмечает, что изучение иностранного языка в начальной школе имеет целью: «а) формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме; б) приобщение школьников к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран; в) развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; г) воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка» [7, с. 25]. Как видим, данные результаты основываются на личностно-ориентированном подходе организации процесса образования. Данный подход обусловливает организацию учебного процесса с учетом «потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения» [13, с. 79].
Авторы-разработчики ФГОС НОО уточняют, что в рамках начального образования при обучении иностранному языку ставится цель развивать иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся. Это обозначает, что обучающиеся должны быть готовы к реализации элементарной коммуникации на изучаемом языке в пределах того уровня, которому они соответствуют. По мнению Н.Д. Гальсковой, коммуникативная компетенция представляет собой «структурированную коммуникативную модель, состоит из набора взаимосвязанных и взаимообусловленных субкомпетенций (лингвистической, прагматической, дискурсивной и др.) и служит вербализации (оформлению, опредмечиванию, языковой реализации) лингвокультурных концептов» [6, с. 61].
Кроме этого, методисты выделяют целый ряд составляющих коммуникативной компетенции, среди которых выделяются:
а) речевая компетенция, которая рассматривается как «свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле» [15, с. 69]. С этой точки зрения при обучении иностранному языку следует уделять внимание развитию таких аспектов речевой компетенции как чтение, аудирование, письмо, говорение.
б) языковая компетенция, под которой методисты понимают «знание системы языка и правил ее функционирования в иноязычной коммуникации, т. е. языковая компетенция включает наличие языковых средств с определенным коммуникативным потенциалом, знание языковых средств и их функций, владение фоновыми механизмами речевой деятельности» [2, с. 17]. Языковая компетенция отражает способность обучающегося распознавать фонетические, грамматические, лексические характеристики языка с целью их использования в процессе речевой деятельности. В.В. Сафонова считает, что языковая компетенция содержит следующие компоненты: языковые знания, языковые навыки и языковые способности [17, с. 100]. Формирование языковой компетенции при обучении иностранному языку на начальном этапе образования является одной из самых важных задач, поскольку именно в раннем возрасте происходит становление языкового представления о языковой системе иностранного языка.