Дидактические игры Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство развития наглядно-образного мышления детей с ЗПР дошкольного возраста».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
Глава 1.Теоретические
подходы к изучению наглядно-образного мышления у детей  дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 5
1.1 Исследования отечественных и
зарубежных психологов в области развития мышления у детей дошкольного возраста
в онтогенезе. 5
1.2 Особенности развития  наглядно-образного  мышления 
у  дошкольников с задержкой
психического развития. 11
1.3 Роль дидактической игры в
развития наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития
дошкольного возраста. 15
Глава 2. Эмпирическое
исследование особенностей развития наглядно-образного мышления детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. 19
2.1 Диагностика уровня развития
наглядно-образного мышления детей с задержкой психического развития
дошкольного возраста. 19
2.2 Содержание работы по
развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 26
2.3 Анализ результатов
коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития. 29
Заключение. 37
Список литературы.. 38
Приложения

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Дошкольное детство – это период интенсивного
психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех
психических свойств и качеств 
личности,  познавательных  процессов 
и  видов  деятельности. 
Это время  активного  познания 
окружающего  мира.  Ребенок знакомится  с предметами, познает их свойства и качества,
овладевает членораздельной речью, 
формами  поведения,  различными 
видами деятельности,  у  него формируются наглядно-речевые,
наглядно-образные элементы мышления.

Мышление является высшим
познавательным процессом, это основная 
форма познания окружающего мира. Огромное значение для всестороннего
развития личности ребенка имеет формирование и становление всех видов мышления,  этот 
процесс должен  носить  целенаправленный  и 
систематический   характер.  Несформированность   мыслительной деятельности может оказаться
невосполнимой в более позднем возрасте. Вопросы формирования различных видов
мышления, а в частности и наглядно-образного, у детей старшего дошкольного
возраста отражены в работах Л.С. Выготского[7], В. Г.Каменской[17], Г.А Урунтаевой[44],
В. М.Розина[37]. Мышление детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития имеет ряд особенностей, которые  отражены в работах Л. А Данилова[10], О. А.
Журбина[14], Т. Б. Иванова[16],Н. В. Ротарь[38], Н. Е. Вераксы[6].

Исследование  особенностей наглядно-образного мышления
детей дошкольного возраста  с задержкой
психического  развития в настоящее время
являются актуальным, так как мышление у дошкольников с особенностями психического
развития протекает весьма своеобразно. Выполняемый ими анализ зрительно
воспринимаемого реального предмета или его изображения  отличается бедностью, непоследовательностью,
фрагментарностью. Отмечается недоразвитие познавательной сферы детей с
задержкой психического развития, бедный запас сведений об окружающем мире,
недостатки  в развитии речи, трудности
при решении задач  на складывание
объектов по образцу, представлению,  на
классификацию и группировку предметных картинок, их сравнение и обобщение.

Объект
исследования: наглядно-образное мышление детей дошкольного возрастас
ЗПР.

Предмет
исследования: процесс развития
наглядно-образного мышления у детей дошкольного возрастас ЗПР посредством
дидактических игр.

Цель
исследования:теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития наглядно-образного мышления у детей
дошкольного возрастас ЗПР посредством дидактических игр

Задачи:

1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить особенности
наглядно-образного мышления у  детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3. Определить систему работы по
развитию наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Структура
исследования:  работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе рассмотрели
теоретические подходы к изучению наглядно-образного мышления у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Пришли к выводу, что наглядно-образное
мышление – это вид мышления, который характеризуется опорой на представления и
образы, функции которого связаны с представлением ситуаций, которые человек
хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ту или иную
ситуацию. Очень важной особенностью наглядно-образного мышления является
установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Уровень развития
наглядно-образного мышления, достигаемый в старшем дошкольном возрасте, имеет
важное значение для всей его последующей жизни что, является тем основным
вкладом, который вносит в общий процесс психического развития период
дошкольного детства.

Наглядно-образное
мышление у дошкольников с ЗПР отличается запаздыванием в темпе формирования.
Дети с ЗПР не в полной мере объединяют свой личный опыт и не способны применить
его при решении новых проблем, что проявляется в отсутствии его переноса. Дети
не способны ориентироваться в ситуациях проблемного практического вопроса, у
них осложнено исследование этих условий. У детей с ЗПР затруднен приём
систематизации наглядно представленных объектов, не сформирована развитость
приёма сериации по количеству изображённых предметов. Осложнена ориентировка в
пространстве, это все влечет за собой проблемы: при распознавании рисунков,
замедленности обзора, неясности, пропуске частей изображения, зачастую
образуются ошибочные версии в отношении изображенного на рисунке. Во второй главе провели эмпирическое
исследование особенностей развития наглядно-образного мышления детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Диагностика уровня
развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
проводилась при использовании трех диагностических методик: методика «Нелепицы»
Р.С. Немова, цветные матрицы Равена, методика «Разрезные картинки» А.Н.
Бернштейна, модифицированная М.М. Семаго и Н.Я. Семаго.

В ходе обработки полученных данных
на констатирующем этапе был проведен анализ показателей, полученных с помощью
методик. В ходе констатирующего этапа видно, что у испытуемых детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР преобладает средний уровень развития (60%), так же
есть дети с низким уровнем развития наглядно-образного мышления (30%).

На формирующем этапе исследования
разработали и внедрили коррекционно-развивающие занятия, направленные на
развитие у детей с ЗПР наглядно-образного мышления посредством дидактических
игр. Также нами были разработаны консультации для родителей по применению
дидактических игр для развития у детей наглядно-образного мышления.

С целью выявления результативности
проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций у детей был проведен
контрольный этап. Обобщая полученные данные на контрольном этапе, можно
констатировать повышение количества детей с ЗПР, которые имеют высокий уровень
развития наглядно-образного мышления, а также демонстрирует снижение
показателей низкого уровня развития.

Таким образом, теоретически
обосновали и экспериментально проверили возможность развития наглядно-образного
мышления у детей дошкольного возрастас ЗПР посредством дидактических
игр. Пришли к выводу, что система работы по развитию наглядно-образного
мышления у дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр показала
положительный результат.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1
Исследования отечественных и зарубежных психологов в области развития мышления
у детей дошкольного возраста в онтогенезе В
современной литературе существует множество определений мышления. Мышление
возникает как процесс и, развиваясь, превращается в самостоятельную деятельность,
имеющую свои мотивы и цели. По-другому можно сказать, что это познавательный
процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, который
связан с решением различных задач. Под задачами подразумеваются условия, путем
преобразования которых, можно получить новые знания. Цель мышления состоит в
том, чтобы узнать об окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью
органов чувств (слух, зрение и т.д.).

И.П.
Павлов [33] говорил о том, что речевые сигналы представляют собой отвлечение от
действительности и допускают обобщения, что составляет высшее человеческое
мышление. Из этого следует, что обобщение люди выражают с помощью речи.
Материальной формой общения является язык. Ведь, при помощи него мысли людей не
теряются, а передаются из поколения в поколения.

Б.М.
Теплов [40] выделяет три основных вида мышления, такие как наглядно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Наглядно-действенное
мышление – умственная деятельность, которая проходит без участия речи, которая
совершается с помощью манипуляций предметами, своим телом и т.д., оно образует
первую ступень мышления у ребенка. Этот тип мышления являлся предметом изучения
многих отечественных и зарубежных исследователей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы