Методика преподавания ИЯ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Диалогическая форма общения на основе ролевых игр на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической форме общения с использованием ролевой игры 5
1.1. Характеристика диалогической речи, её виды и формы 5
1.2. Методы обучения диалогической форме общения на уроке иностранного языка 11
1.3. Ролевая игра как метод обучения диалогической форме общения на уроке иностранного языка 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Работа по обучению диалогической форме общения на старшем этапе обучения иностранному языку 22
2.1. Цель, задачи и принципы системы упражнений для обучения диалогической форме общения 22
2.2. Разработка системы упражнений для обучения диалогической форме общения 24
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список использованной литературы 34

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Сейчас в методике преподавания английского языка существуют различные методы обучения диалогической форме общения, в том числе это – ролевая игра. Игра является естественным способом понимания ребенком любого возраста окружающего мира, простым и доступным путем к овладению знаниями, умениями и навыками. Она учит культуры поведения, воспитывает, развивает, развлекает, социализирует и вносит возможность эмоциональной разрядки. Игра мотивирует учебную деятельность, тренирует учеников в иноязычном общении и является для учителя средством контроля знаний, умений и навыков ученика.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) представляет собой один из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, которые торкнулись системы образования в последние годы, стали причиной переосмысления технологий иноязычного образования. По этой причине процесс обучения английскому языку должен отвечать требованиям ФГОС.
ФГОС основывается на системно-деятельностном подходе, главным положением является тезис о том, что личности в системе образования развитие обеспечивается, в первую очередь, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве базы воспитательного и образовательного процесса. Поэтому приоритетным сегодня стало применение активных методов обучения, способствующих развитию таких умений, как анализ, рассуждение, планирование, комбинирование, создание нового [ФГОС: эл. ресурс].
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Чтобы достичь высокого уровня развития коммуникативной компетенции в английском языке, не находясь среди его носителей, надо тяжело работать, поэтому важной задачей учителя является создание на уроке реальных и воображаемых ситуаций общения на основе ролевых игр.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – особенности обучения диалогической форме общения на основе ролевых игр на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования – разработать систему упражнений для обучения диалогической форме общения на основе ролевых игр на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Теоретически обосновать использование ролевой игры для обучения диалогической форме общения на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
3. Разработать систему упражнений для обучения диалогической форме общения на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; конструирование при разработке системы упражнений.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также в разработанной системе упражнений и возможности ее использования в процессе для обучения диалогической форме общения на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель: разработана система упражнений для обучения диалогической форме общения на основе ролевых игр на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
В результате решения задач исследования был сделан ряд выводов.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, что позволяет детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать ролевые игры на уроках.
Ролевая игра помогает общению, способствует передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развития коммуникативных навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность. Кроме того, что ролевые игры имеют огромное методическую ценность, они очень интересны как учителю, так и ученику.
Как уже было отмечено, большинство учеников оценивают ролевые игры положительно, видя в них большую практическую пользу.
Но, безусловно, ролевые игры имеют кроме преимуществ и недостатки. Одним из которых является «примитивизация» речи учащихся, увеличение количества ошибок. И данные недостатки можно устранить следующими способами: высоким уровнем подготовки к проведению ролевой игры, правильной организацией ролевой игры, регулярностью применения данного приема обучения, и конечно, мастерством учителя и его преданностью своему делу.
Есть несколько особых причин по использованию таких игр:
 Опыт, который можно получить благодаря ролевой игре. С помощью такой игры у учащихся эффективно развиваются навыки речи.
 Ролевые игры дают ученикам возможность попадать в такие ситуации, в которых от них требуется использовать и развивать те формы языка, которые необходимы для улучшения общественных взаимоотношений, но которые так часто не принимаются во внимание нашими программами по изучению иностранного языка.
 Ролевые игры добавляют многим застенчивым ученикам уверенности в себе.
 Они имеют большую методическую ценность, поскольку проводить ролевые игры весело и интересно как ученикам, так и учителям.
 Как только ученики начинают понимать, что от них ожидают, они полностью погружаются в игру, используя свое воображение и тем самым, наслаждаются этим процессом.
 Ролевая игра – это одна из составных частей коммуникативных приемов.
 Она развивает способность ученика свободно владеть языком, способствует взаимопониманию, повышает мотивацию.
Таким образом, ролевая игра добавляет учебному общению коммуникативную направленность, укрепляет мотивацию изучения иностранного языка и значительно повышает качество овладения им.
Ролевая игра – мощное средство обучения диалогической форме общения на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения в средней общеобразовательной школе.
Ролевая игра на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения иностранному языку является деятельностью учащихся, предполагающей выполнение определенных ролей, решение определенной коммуникативной задачи. Ролевая игра ‒ это комплексный методический прием обучения диалогической форме общения, в рамках которого учащиеся в форме игрового взаимодействия критически рассматривает важную тему, находят решение проблемы.
Ролевая игра в качестве учебной сочетает в себе характеристики и игровой, и учебной деятельности. Ролевая игра в обучении англоязычной коммуникации ‒ это, в первую очередь, речевая деятельность учащихся, в ходе которой они проигрывают различные социальные и межличностные роли.
Нами была разработана система упражнений на основе ролевых игр, способствующих обучению диалогической форме общения на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Итак, учителя должны понимать, что правильно организованная ролевая игра на уроке – вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
Данная работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы в педагогической деятельности учителей при обучении иностранному языку на старшем этапе в средней общеобразовательной школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обучения диалогической форме общения с использованием ролевой игры
1.1. Характеристика диалогической речи, её виды и формы

Проблема диалогической речи справедливо привлекает к себе внимание многих ученых, рассматривающих ее в зависимости от конкретного направления своих исследований. Понятие «диалог» имеет много определений, а его многочисленные типы описаны под углом разных точек зрения. Однако, как справедливо замечает Е.С. Ростова, диалог – это самый распространенный и самый древний вид речевой деятельности, через которую непосредственно реализуется социальная коммуникация [Ростова 2015].
Современные исследования диалогической речи почти невозможны без обращения к истории понимания сущности и к классическим разработкам его отдельных аспектов. Точкой отсчета в исследовании диалога считаем высказывание о том, что монолог в значительной степени является искусственной языковой формой, и настоящее свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге [Шайхлисламова 2015]. Диалогизм как культурно-языковое явление привлекал внимание таких выдающихся ученых, как В.М. Волошинов, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинская, А.А. Реформатский, А.Н. Пешковский, Л.С. Выготский и др., которые отмечали понимание диалога не только как формы общения, но и как основной единицы социального взаимодействия в целом. Это так или иначе стимулировало дальнейшую разработку проблематики в исследовании диалогической речи.
Понятие диалога в языковедческих исследованиях современности представлено в двух смыслах: широком и узком. Под диалогом в широком смысле понимается любой функциональный вид речи, тип коммуникации, реализация которого образует особый тип текста [Бабаян 2016]. Понимание диалога в узком смысле представлено несколькими подходами, ориентирующимися, в первую очередь, на его лингвистическую сущность и специфику относительно других категорий и понятий теории речевой деятельности.
Анализ литературы позволяет утверждать, что большая часть ученых к характерным признакам диалогической речи относят следующие: ситуативность, наличие двух или более коммуникантов, персональная направленность, обязательная смена ролей адресанта и адресата, а также условие понимания языка, на котором ведется диалог. Согласно мнению ученых, диалогическая речь обладает онтологической (владения языком), субъективной (наличие адресанта и адресата речи), репликативной (высказывания различных говорящих → образования единого смысла целого), локально-темпоральной (контактность позиций говорящего) характеристиками, дискретностью, спонтанностью, а также коммуникативными, когнитивными и социокультурными установками [Пронина 2018; Чеканова 2017]. Кроме этого, диалогическая речь обладает антропоцентричностью, целеустремленностью, демократизмом, наличием перлокутивного эффекта, прагматическим потенциалом, потенциальной экспрессивностью, часто неожиданностью, непредсказуемостью [Лу 2015; Туласынова 2017].
Диалог представляет собой сложное коммуникативное явление, своеобразную модель общения нескольких собеседников. В процессе диалога собеседники распознают прагматические интенции каждого из них с целью выработки тактик адекватного реагирования на высказывание каждого участника общения. Поэтому диалог обладает сложными внутренними структурно-семантическими и коммуникативно-прагматическими отношениями [Андреева 2015; Маркова 2018]. Обмен коммуникантами репликами предполагает осуществление общения двумя либо более собеседника. На основе этого в качестве существенной характеристики диалогической речи исследователь называет ее двусторонний характер, предполагающий наличие как минимум двух коммуникантов. В данных условиях реализация диалогической речи представляет собой основную сферу для реализации коммуникативной функции языка, как с позиций говорящего, так и с позиции слушающего [Бабаян, Круглова 2016].
По мнению С.Д. Букатниковой, что на функциональном уровне диалог является речью в широком смысле ее понимания, что является основой языка. На формальном уровне диалог представлен диалогическим текстом, представляющим собой результат реализации диалогического дискурса. Диалогический дискурс, в свою очередь, образуется речевой деятельностью человека, обладающей когнитивно-коммуникативной природой. Текст– это результат данной деятельности. Кроме этого, дискурсу свойственна социальная и лингвистическая природа [Букатникова 2015].
Таким образом, диалогический дискурс является двусторонней мыслительно-речевой деятельностью коммуникантов, зафиксированная в диалогическом тексте и помещенная к широкому (ситуативно-коммуникативному, социокультурному, когнитивно-психологическому) контексту.
Большинство исследователей (Л.Р. Безуглая, С.А. Гетман, В.Д. Девкин, В.И. Лагутин, Л.П. Алексеенко, K. Brinker) придерживаются точки зрения, что специфическими коммуникативными свойствами диалога, в первую очередь, являются следующие:
 наличие говорящего и адресата, которые могут быть и коллективными;
 смена направленности ходов (коммуникативных ролей);
 сложность линейного развертывания, возможность взаимного наложения ходов;
 тематическое единство, определяющее размеры диалога;
 преимущество спонтанной речи;
 шаблонность речевого взаимодействия;
 имплицитность языкового выражения;
 преимущественно устный способ осуществления;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы