Педагогика. начальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого — тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы обучение в современной школе способствовало экологическому воспитанию уже в младших классах [7, c.26].

Актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.

Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Изучением проблемы экологического воспитания в школе занимались Плешаков А.А.[21], Руднянская Е.И.[24], Седых В.И. [25], Цветкова И.В. [32], и другие.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе [23, c.115]. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Цель исследования: изучение уровней сформированности экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования: для развития у учащихся экологической культуры недостаточно традиционной системы психолого-педагогических воздействий в рамках внеклассной работы и, помимо традиционных, необходимо применять новые формы и методы воздействий.

Объект – внеучебная деятельность младших школьников.

Предмет — экологическая культура младших школьников во внеучебной деятельности.

Исходя из поставленной цели, определим задачи исследования:

• Теоретический анализ литературы по проблеме сформированности экологической культуры у младших школьников.

• Изучить отношение к природе у младших школьников.

• Проведение экспериментального исследования по выявлению уровней сформированности экологической культуры у младших школьников.

• Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.

Экспериментальная база исследования: 10 учеников 2-го класса …г….

Методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования; эмпирические: Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» (указать автора), вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП» (указать автора).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеучебной деятельности

1.1 Сущность экологической культуры у младших школьников

Важное и актуальное для сегодняшнего дня является такое направление как экологическое образование.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Главное направление, которое может обеспечить успешное решение задач экологического воспитания младших школьников является развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления их с природой.

В центре внимания педагогов должно быть не просто сообщение детям отдельных фактов и обобщений, а их оценка, направленная на осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком. Именно это позволит формировать у них не только экологическое мышление (то есть умение рассуждать по поводу данной темы), но и, что важнее, верную поведение, правильную деятельность[6,c.122].

Главной целью экологического воспитания является закладывание основ для развития у каждого, экологической культуры личности.

Формирование уже в младшем школьном возрасте базируется на усвоении детьми определенной совокупности знаний, основ экологии (знание о зависимости живых организмов от условий существования: экологические потребности растений, приспособительные свойства животных, сезонные изменения в живой и неживой природе и т. д).

В младшем школьном возрасте в формировании экологического идеала основное внимание должно уделяться двум его сторонам – эстетической и моральной.

Эстетическая составляющая идеала предстает как формирование у младших школьников образа совершенной (с позиций «прекрасное – безобразное») природы, воспитание эстетического эмоционально-положительного отношения к ней.

В моральном компоненте отражается осознание нравственной ценности самой природы и представление о моральное отношение человека к ней.

Эти два компонента неразрывны между собой. Кроме содержания, возрастную специфику имеет также и форма представления детям социально-экономического идеала. Это должна быть форма, которая обеспечивала бы единство эстетического и этического в отношении к природе, образность и действенность данного идеала, который должен соответствовать присущем младший школьникам наглядно-образном и наглядно-действующем мышлению [22,c.87].

Учет всего вышесказанного обязательное при определении основных задач экологического воспитания детей младшего школьного возраста, так и конкретного содержания, форм и методов работы с ними.

Основными задачами экологического воспитания детей младшего школьного возраста являются:

Усвоение детьми ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу в соответствии с действиями ее законов. Относительно младшего школьного возраста – это усвоение систем знаний о живой и неживой природе, которые отражают основную зависимость в природе – зависимость организмов от условий существования[5,c.198]. Раскрытие детям разносторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества. В младшем школьном возрасте – это усвоение системы знаний о значении растений и животных в природе и жизни человека. Знакомя малышей с любым объектом или явлением природы, педагог должен раскрыть в единстве ценность и целесообразность его внешнего вида и свойств. На основе этого у детей возникает представление о том, что в природе нет ничего лишнего, что можно было бы безболезненно уничтожить. Овладение малышами прикладными значениями, практическими умениями и навыками рационального природопользования (знание простейших правил поведения в природе, умение оценивать состояние окружающей среды, предвидеть возможные последствия своих действий и действий других людей и не допускать негативных воздействий на природу) [28]. Развитие у детей потребности в общении с природой, стремление к как можно более глубокому ее познанию. Активизация деятельности детей, направленной на улучшение окружающей природной среды (уход за живыми объектами уголка природы, за растениями на территории школы, привлечение птиц и насекомых на площадку и тому подобное). Включение малышей в совместную с взрослыми природоохранную деятельность (усвоение способов сохранения чистоты воздуха, водоемов, почвы, экономное использование природных ресурсов и др.).

Среди важных проблем современности, волнующих человечество, особенно выделяются экологические. Весь мир столкнулся с глобальным экологическим кризисом. Эта проблема требует немедленного решения. Поэтому среди многих направлений учебно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста экологическое образование приобретает все большую актуальность [19,c.134].

Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней, осознание себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Актуальной в наше время является проблема формирования экологического сознания и экологической культуры младших школьников.

Основой формирования сознательного отношения к природе является знание о ней, осознание себя активным субъектом природы, субъектом мира, в котором живет ребенок. Актуальной в наше время является проблема формирования экологического сознания и экологической культуры младших школьников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы