Курсовая с практикой на тему Деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты изучения деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды 6
1.1 Охрана окружающей среды: понятие, сущность и содержание 6
1.2 Нормативно-правовая база деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды 15
1.3 Основные виды и направления деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды 18
Глава 2. Анализ деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды (на примере Челябинской области) 23
2.1. Характеристика состояния окружающей среды Челябинской области 23
2.2. Деятельность органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды Челябинской области 31
2.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды Челябинской области 36
Заключение 40
Список источников 43
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что деятельность органов государственного управления является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией. Сегодня можно констатировать, что экологическая ситуация на планете продолжает обостряться и человечеству угрожает экологическая катастрофа мировых масштабов. Её предотвращение возможно только путём разработки и реализации грамотных управленческих решений.
На сегодняшний день в России создано большое количество как федеральных, так и региональных нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды. Однако законодательство пока не совершенно. Из-за этого в области природоохраны существует множество законодательных коллизий, законодательство не отображает всю полноту возникающих отношений между человеком и природой. А ведь именно от совершенства этого законодательства зависит наше будущее.
Степень разработанности проблемы можно охарактеризовать как достаточную. Изучением проблем формирования экологического законодательства в России занимались такие учёные как О.С. Колбасов, С.А. Боголюбов, И.А. Игнатьева. В своих работах они выделили этапы становления природоохранного законодательства, обозначили его специфику и особенности. Значительный вклад в изучение государственной политики в сфере охраны окружающей среды и природопользования на региональном уровне внесли Н.В. Савчук, А.В. Шмыглёва. Они выявили особенности регионального законодательства в данной сфере, обозначили «белые пятна».
Гетьман А.П. занимался изучением организационно-правового механизма охраны окружающей среды. Попов Н.В. исследовал организацию охраны окружающей среды и государственное управление природными ресурсами в РФ на федеральном и региональном уровнях. Ястребов А.Е. занимался изучением деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Воронов Г.А. и Зайцев А.А. занимались мониторингом особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что исследователями была проделана большая работа по изучению экологического законодательства.
Государственная экологическая политика — довольно молодое направление в системе государственного управления, по сравнению с другими.
Целью данной работы является анализ деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды на примере Челябинской области.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и содержание охраны окружающей среды.
2. Провести анализ нормативно-правовой базы деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
3. Выявить основные виды и направления деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
4. Дать характеристику состояния окружающей среды Челябинской области.
5. Проанализировать деятельность органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды Челябинской области.
6. Обозначить проблемы и пути совершенствования деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды.
Объект исследования – деятельность органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Предмет исследования – правовые основы и организационные механизмы деятельности органов государственного управления в сфере окружающей среды и природных ресурсов на примере Челябинской области.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников.
Заключение:
В Челябинской области в целом экологическую ситуацию в 2019 году можно охарактеризовать, как стабильную. На основании данных полученных входе исследования можно заметить определенную цикличность объемов экологического ущерба каждые 2 года. Суммарный экономический урон по области в разы ниже, чем по России, однако, данное отличие не говорит о том, что эксплуатацию территории можно продолжать в прежних темпах. Суммарный ущерб загрязнения, наносимый лесному и сельскому хозяйствам по области, более чем в 900 раз ниже, чем аналогичный по России. Подобное значение позволяет говорить о том, что сельское и лесное хозяйства наиболее устойчивы к негативным изменениям окружающей среды.
За период 2015-2019 гг. в Челябинске наблюдается ухудшение социально-демографической обстановки, которое обусловлено ухудшением состояния окружающей среды, выражающееся в росте выбросов по отношению к
ВРП, сокращении по сравнению со среднероссийским уровнем СО2 на душу населения, увеличением объема отходов и степени износа водопроводных систем, что особенно критично при сокращении затрат на очистку воды, увеличении затрат на очистку атмосферного воздуха без видимого улучшения последнего.
Несмотря на достигнутые положительные результаты в развитии экологической политики Челябинска в 2015-2019 гг., наиболее проблемными вопросами в сфере охраны окружающей среды остаются: вопросы переработки и размещения отходов производства и потребления; закрытие и рекультивация мест размещения ТКО; целенаправленная информационная работа по мотивации населения к деятельности по раздельному сбору ТКО; качество атмосферного воздуха в промышленных городах Челябинска; строительство объектов, снижающих влияние загрязненного стока с территории Карабашского городского округа в Аргазинское водохранилище, являющегося источником питьевого водоснабжения Челябинского промрайона; вопросы сохранения экологического равновесия, биоразнообразия типичных и уникальных природных систем, сохранения редких экосистем, видов растений и животных; повышение экологической культуры населения Челябинска.
В результате проведенного анализа приоритетными направлениями обеспечения экологической безопасности на территории Челябинска определены четыре приоритета: решение проблем, касающихся сбора и утилизации отходов; решение проблем, касающихся охраны атмосферного воздуха; решение проблем, касающихся загрязнения водной среды; решение проблем, касающихся недостаточного озеленения территорий.
Для решение проблем, касающихся сбора и утилизации отходов необходимо: совершенствование нормативно — правовых и экономических инструментов регулирования с целью снижения вредного воздействия, создание фондов поддержки экологических технологий и внедрения стандартизации, снижение тарифов на электроэнергию для сертифицированных объектов (например, на 5 — 7%); внедрение системы переработки отходов и закрепление в законодательстве ответственности производителя до утилизации продукции, внедрение новых технологий; реформирование системы гостов на повышение качества продукции, формирование запрета на ввоз токсичных товаров; поддержка и развитие НИОКР в сфере экологического характера, выделение грантов на разработки экологически чистого, безотходного производства.
Для решения проблем, касающихся охраны атмосферного воздуха необходимо: модернизация систем нормирования негативного воздействия на окружающую среду, ужесточение ответственности за нарушения, стимулирование экологически чистого производства и снижения выбросов; — модернизация системы мониторинга и контроля, путем предоставления больших полномочий государственным инспекторам; поощрение экологических инициатив и деятельности граждан, проведение просветительской деятельности в учебных и промышленных заведениях.
Для решения проблем, касающихся загрязнения водной среды необходимо: повышение квалификации сотрудников в области природоохранной деятельности, применение успешных зарубежных практик; создание системы инвестирования в энергоэффективность и возобновляемую энергетику (солнечная, ветровая, водная), для объектов, потенциально пригодных для внедрения механизма, установление повышенных тарифов на электроэнергию для стимулирования сокращения ее расходов.
Для решения проблем, касающихся недостаточного озеленения территорий необходимо принуждение определенных типов объектов (например, административных правительственных зданий, крупных бизнес — центров, крупнейших вузов, лучших школ и лицеев) к обустройству прилегающих территорий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты изучения деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды
1.1 Охрана окружающей среды: понятие, сущность и содержание
Управление сферой окружающей среды и природопользованием в сущности является деятельностью государства, направленную на организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, защиты окружающей среды, обеспечение режима законности в эколого-экономических отношениях.
На рисунке 1 представлены категории органов государственного управления в рассматриваемой сфере.
Рис. 1. Категории органов государственного управления в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды
Органы общей компетенции включают в себя президента и правительство Российской Федерации, а также администрации и правительства субъектов РФ.
К специально уполномоченным государственным органам относят федеральные министерства (природных ресурсов и экологии, сельского хозяйства, экономического развития), федеральные агентства (водных ресурсов, по недропользованию, по рыболовству, лесного хозяйства), федеральные службы (по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, государственной регистрации, кадастра и картографии, по управлению государственным имуществом, служба безопасности Российской Федерации, по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Рис. 2. Принципы деятельности органов государственного управления в сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды
Иные государственные органы, выполняющие функции по управлению природопользованием и защите окружающей среды включают в себя Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также федеральную таможенную службу.
Вне зависимости от принадлежности к одной из указанных категорий, органы государственного управления строят свою деятельность по управлению природопользованием и охраны окружающей сред на основе ряда принципов, имеющих специфический характер и отраженных на рисунке 2.
К функциям управлением природопользованием можно отнести законодательные инициативы в рассматриваемой сфере и соответствующий нормотворческий процесс, ведение природных кадастров и учет природных объектов, мониторинг окружающее среды, проведение экологического контроля, экспертизы и аудита, осуществление эколого-экономического прогнозирования и планирования, стимулирование прироохранной деятельности путем использования различных экономических методов, разрешение споров о праве пользования природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.