Курсовая с практикой на тему детская литература как важнейший фактор нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 5
1.1. Понятие нравственного воспитания 5
1.2. Особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте посредством детской литературы 7
Глава 2. Исследование нравственного воспитания как составной части воспитания младших школьников 15
2.1. Анализ нравственного воспитания младших школьников 15
2.2. Программа нравственного воспитания младших школьников 27
2.3. Анализ развития нравственного воспитания младших школьников 31
Заключение 37
Литература 39
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед школой стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие нравственно-эстетических чувств.
Формирование нравственно развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
В начальной школе осуществление нравственного воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в применении средств, которые направлены на формирование всех сторон личности ребенка, реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников.
Степень изученности темы исследования. Нравственным воспитанием младших школьников занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др.
Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей нравственного воспитания младших школьников с помощью произведений детской литературы.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие нравственного воспитания в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Выявить особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте посредством использования детской литературы.
3. Организовать исследование уровня нравственной воспитанности у младших школьников.
4. Составить программу развития нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
5. Проанализировать полученные результаты нравственного воспитания младших школьников.
Объектом курсовой работы выступает нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом является детская литература как метод нравственного воспитания младших школьников.
Методы исследования курсовой работы:
1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Понятие нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [22].
По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [10].
И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе.
В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие нравственных чувств.
3. Наработка умений нравственного поведения [18].
Важно заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].
Так мы можем сделать вывод, что нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции поведения.
Проявление нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.
Фрагмент текста работы:
Понятие нравственного воспитания достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим фактором является нравственного воспитание [22].
По мнению Л.А. Григорович, нравственность представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность и коллективизм [10].
И.Ф. Харламов указывал, что нравственность содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе.
В связи с этим можно сказать, что нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали [25].
По мнению такого педагога как Б.Т. Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные отношения [16].
Задачами нравственного воспитания выступают следующие:
1. Формирование нравственного сознания.
2. Воспитания и развитие нравственных чувств.
3. Наработка умений нравственного поведения [18].
Важно заметить, что нравственное воспитание заключается и в формировании у индивида сознания взаимосвязи с обществом, зависимости от него и необходимости согласования своего поведения с интересами всего общества. К нравственному воспитанию относится знакомство индивидов с нравственными идеалами и требованиями общества, перевод нравственных знаний в нравственные убеждения, формирование устойчивых нравственных чувств и качеств.
Следует отметить, что в результате нравственного воспитания появляется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценные свойства и качества личности, проявляясь в отношениях, деятельности и общении. Помимо этого, нравственная воспитанность характеризует глубину нравственного чувства и способности индивида к эмоциональному переживанию, состраданию, стыду и сочувствию. Нравственная воспитанность отражается в нравственном сознании, показывая моральную образованность и способность анализировать, показывать явления жизни с точки зрения нравственного идеала, давая при этом ему самостоятельную оценку [9].
Так мы можем сделать вывод, что нравственная воспитанность является устойчивостью положительных привычек и привычных норм поведения, показывая культуру отношений и общения в условиях детского коллектива. Помимо этого, об уровне нравственной воспитанности свидетельствует наличие у школьников сильной воли и способности к осуществлению нравственно-волевого контроля и самоконтроля, а также регуляции поведения.
Проявление нравственной воспитанности отражается в активной жизненной позиции индивида, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в трудных жизненных ситуациях, сохранение верности своей убежденности и самому себе [11].
Нравственным принято считать индивида, который нормы, правила и требования представляет за свои собственные взгляды и убеждения, принимая их как привычную форму поведения. Другими словами, нравственность представляется внутренним категорическим императивом личности, побуждаясь здоровыми общественными потребностями, которые связаны с моральными знаниями, взглядами, убеждениями и идеалами.