Курсовая с практикой на тему Детская художественная литература как средство формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста» 5
1.2. Особенности формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет 12
1.3. Потенциал детской художественной литературы в формировании мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет 14
Выводы по первой главе 19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ 22
2.1. Выявление уровней сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7, компетентности педагогов и осведомленности родителей в данном направлении образовательной деятельности 22
2.2. Методические рекомендации по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет при ознакомлении с детской художественной литературой 37
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Введение:
Курсовая работа посвящена характеристике детской художественной литературы как средства формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в соответствии с положениями ФГОС ДО, качество дошкольного образования конкретизируется гарантией семье на предоставление реального выбора для своего ребенка индивидуального образовательного пути на базе разнообразия форм и методов работы с дошкольниками, а также обеспечением социальной защиты дошкольников от некомпетентных педагогических воздействий, в том числе, гарантией достижения каждым отдельно взятым ребенком минимально необходимого уровня готовности к образовательному учреждению. Кроме того, помимо задач, которые решаются каждым отдельно взятым уровнем образования, одной из приоритетных является подготовка субъекта образования к осуществлению перехода на следующую ступень образования.
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными исследователями. В частности, нами проанализированы работы таких авторов, как Хажинская Е.А., Сухинина И.Н., Симановский А.Э., Кудрявцева С.С., Савина В.В., Николаева Е.С., Никитчук А.В.
Цель исследования − провести комплексную характеристику детской художественной литературы как средства формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1.Выявить сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста».
2.Охарактеризовать особенности формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
3.Указать потенциал детской художественной литературы в формировании мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
4.Провести выявление уровней сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7, компетентности педагогов и осведомленности родителей в данном направлении образовательной деятельности.
5.Сформировать методические рекомендации по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет при ознакомлении с детской художественной литературой.
Объект исследования мотивационная готовность к школе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования − детская художественная литература как средство формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
Методология исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).
В рамках первой главы исследования выявлены сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста»; охарактеризованы особенности формирования мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет; указан потенциал детской художественной литературы в формировании мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет.
В рамках второй главы исследования проведено выявление уровней сформированности мотивационной готовности к школе у детей 6-7, компетентности педагогов и осведомленности родителей в данном направлении образовательной деятельности; сформированы методические рекомендации по формированию мотивационной готовности к школе у детей 6-7 лет при ознакомлении с детской художественной литературой.
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Характеризуя сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе», отметим, что вопрос, связанный с мотивационной готовностью дошкольников к обучению в настоящее время является чрезвычайно актуальным. Ведь первым фактором успешного обучения ребенка в образовательном учреждении является наличие у него мотивации к обучению, то есть достаточно положительного отношения к школе, наличие желания учиться, стремления занять соответствующую позицию школьника. От определения ее сущности, основных путей формирования во многом зависит определение приоритетных сторон целей и содержания воспитания и обучения в контексте дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны во многом зависит уровень успешности последующего развития и обучения ребенка в школе, формирование наиболее оптимальных условий для полноценного развития детей, их личностного становления, создания индивидуальности, что в свою очередь может быть направлено на обеспечение ребенку максимально безболезненной адаптации к школе.
Подчеркнем, что большинство теорий мотивации стали формироваться в рамках трудов великих мыслителей древности, например, Гераклита, Аристотеля, Лукреция, Платона, Сократа и Демокрита, как о жизненной нужде. Тем самым актуальность проблемы создания мотивационной готовности обоснована необходимостью обновления и увеличения объема содержания обучения, формированием задач у будущих школьников, основных приемов, действие которых направлено на самостоятельное приобретение знаний и необходимых познавательных интересов.
2. Отметим, что поступление дошкольника в образовательное учреждение требует соответствующего новым реалиям поведения. Последующая адаптация школьника во многом зависит от специфики его мотивации и сформированности его внутренней позиции. По утверждению психологов, уровень успешности человека в различных видах деятельности в большей степени обоснована его мотивацией, а не его конкретными умственными способностями. Кроме того, в настоящее время в контексте специальной литературы предлагается огромное количество диагностических методик, которые предоставляют возможность изучить мотивационную сферу ребенка 6-7 лет. К ним стоит отнести как вербальные методики, например, анкеты, опросники, беседы, так и не вербальные, то есть проективные методики. Также накопленный опыт показывает, что наиболее эффективной формой диагностического изучения мотивации дошкольников является процесс индивидуального обследования. Отметим, что в рамках обследования группы неуверенные в себе дети постоянно теряются, а также не знают отвты и рисунки соседа.
3. Конкретизируем, что в работе над текстами полномасштабно используются приемы драматизации, игры-драматизации. Именно указанные приемы играют приоритетную роль в рамках усвоения дошкольниками конкретного текста. Особое значение имеет игра-драматизация, в контексте которой принимают активное участие сами дошкольники. В данной игре дошкольник связывает слова с действиями и образами, учится сразу брать на себя определенную роль, и действовать в соответствии с определенным замыслом. В процессе речевого общения и в игре-драматизации дошкольники в полной мере овладевают спецификой родного языка, его озвучиванием, основными словесными формами, например, вопросом, ответом, беседой, диалогом и повествованием. В указанных играх дошкольник оказывается в разных условиях, он должен самостоятельно спрашивать, отвечать или рассказывать от иного лица. Так, в частности, практически усваивается нужная ребенку форма речи, создаются коммуникативные и языковые особенности.
Занятие, связанное с разучиванием стихов, потешек, формируется по следующему плану:
— детальное чтение вслух художественного текста педагогом,
— работа дошкольника над пониманием текста,
— повторение текста дошкольником одновременно с педагогом,
— повторение тексте дошкольником с использованием подсказок педагога,
— повторение текста ребенком самостоятельно.
Необходимо подчеркнуть, что деятельность над восприятием художественного текста обязана проводиться с детьми на протяжении всех лет пребывания в дошкольном учреждении, включать в себя как организованные, так и свободные формы, и виды деятельности, согласовываться с процедурой чтения ребенку в семье.
Основной целью заключительной части является проведение практических занятий, связанных с развитием пространственного отношения, развитие мелкой моторики, с использованием различных релаксационных, и дыхательных упражнений, использование рисования для снятия напряжения. Также отметим, что для развития у дошкольников необходимых познавательных процессов, а также формирования интересов и мотивации обучения, которые необходимы для успешного обучения в образовательном учреждении, дошкольникам предлагаются разные игры, задания и упражнения. Они предоставляют возможность развить как один, так и сразу несколько психических процессов, а также волевую сферу ребенка, двигательную сферу ребенка, в том числе, оказать посильную помощь в снятии эмоционального напряжения, обучить ребенка способам его саморегуляции.
4. В настоящее время перед разными образовательными учреждениями, в частности, детским садом стоит первостепенная задача приобщения детей в книге, а также воспитания интереса к процессу чтения, формирования тем самым грамотного читателя. Так как, если в рамках дошкольного возраста ребенок не поймет и не почувствует, что читать хорошую книгу — это очень интересно, то в дальнейшем в образовательном учреждении, получив учебники и компьютер, он уже не сможет полноценно художественную литературу.
То есть используя художественные тексты, использованные воспитателем как готовый культурный материал, становится своего рода проводником детей в мир, формируемый книгой. Следовательно, чтение художественной литературы является одной из многочисленных форм партнерской деятельности взрослого с детьми.
Приоритетной целью подготовки дошкольника к школе обязано быть формирование у дошкольника тех качеств, которые необходимы для овладения им основным аспектам учебной деятельностью:
• любознательности,
• инициативности,
• самостоятельности
• произвольности,
• Творческого самовыражения и других
4. Подчеркнем, что мотивационная готовность к образовательному учреждению включает в себя:
— внутренняя мотивация. Под понятием «внутренняя мотивация» необходимо понимать ситуацию, когда ребенок хочет идти в школу, так как в школе интересно, и он хочет много знать.
— внешняя мотивация. Под понятием «внешняя мотивация» необходимо понимать ситуацию, когда ребенок хочет идти в школу, так как у него будет новый ранец, родители пообещали купить новый велосипед.
Иные исследователи выделяют следующие некоторые мотивы:
— учебный мотив. Ребенок желает учиться в школе, так как он хочет научиться чему-то, стать другим, потому что ему нравится учиться. Если до школы у ребенка не имелось положительного опыта обучения, например, в рамках специального кружка, то и учебного мотива у него сформировано не будет.
— познавательный мотив. Ребенку учиться интересно, так как он много узнает много нового. Вместе с тем, подобного мотива недостаточно для мотивационной готовности, так как он довольно быстро себя исчерпывает.
— позиционный мотив. Ребенок хочет заниматься важным и значимым для него делом, хочет почувствовать себя взрослым. Отметим, что позиционный мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи, если игра кажется неважной для взрослых, то учебная деятельность — наоборот.
— игровой мотив. Ребенок хочет в школу, так как там может активно поиграть, там много подобных ему детей. В большинстве случае подобный ребенок носит в школу игрушки, в большей степени любит перемены.
— социальный мотив. Ребенок учится в школе, так как это необходимо, для последующего выбора профессии, обеспечения своей жизни, так как без обучения не добьешься результатов. Это обусловлено тем, что ребенок младшего школьного возраста может только активно повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным и внутренним.
— внешний мотив, который не связан со школой. Их может быть множество, в частности, ребенок ходит в школу, так как там не укладывают спать, для него покупают портфель, туда идет друг, там ставят оценки, мама заставляет.
— оценочный мотив. Данный мотив основан на стремлении получить положительное одобрение взрослого мужчину, высокую оценку с его стороны.
-позиционный мотив. Указанный мотив должен быть связан с интересом к школьной атрибутике.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста»
Характеризуя сущность и содержание понятия «мотивационная готовность к школе», отметим, что вопрос, связанный с мотивационной готовностью дошкольников к обучению в настоящее время является чрезвычайно актуальным . Ведь первым фактором успешного обучения ребенка в образовательном учреждении является наличие у него мотивации к обучению, то есть достаточно положительного отношения к школе, наличие желания учиться, стремления занять соответствующую позицию школьника. От определения ее сущности, основных путей формирования во многом зависит определение приоритетных сторон целей и содержания воспитания и обучения в контексте дошкольного образовательного учреждения, с другой стороны во многом зависит уровень успешности последующего развития и обучения ребенка в школе, формирование наиболее оптимальных условий для полноценного развития детей, их личностного становления, создания индивидуальности, что в свою очередь может быть направлено на обеспечение ребенку максимально безболезненной адаптации к школе.
Подчеркнем, что большинство теорий мотивации стали формироваться в рамках трудов великих мыслителей древности, например, Гераклита, Аристотеля, Лукреция, Платона, Сократа и Демокрита, как о жизненной нужде. Тем самым актуальность проблемы создания мотивационной готовности обоснована необходимостью обновления и увеличения объема содержания обучения, формированием задач у будущих школьников, основных приемов, действие которых направлено на самостоятельное приобретение знаний и необходимых познавательных интересов .
В настоящее время понятием «мотивация» в рамках современной психологии обладает двояким смыслом. Так, в частности, по мнению исследователей Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, А. Маслоу, К. Мадсен, А.А. Реан, под мотивацией необходимо понимать совокупность факторов, которые обуславливают поведение, то есть потребности, мотивы, цели, намерения и стремления. Также по мнению таких исследователей, как В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ребер А. Х. Хекхаузен, динамичное формирование или характеристика процесса, который активно поддерживает активность на конкретном уровне.
Одним из приоритетных видов мотивации является учебная мотивация, или мотивация учебной деятельности. По мнению исследователей, под понятием «учебная мотивация» необходимо понимать один из частных видов мотивации, которая непосредственно включена в деятельность учения, то есть учебную деятельность.
Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина, А.Б. Орлов выделяли внешнюю и внутреннюю готовность к школьному обучению. Внутренняя мотивация характеризуется внутренними мотивами, они обладают личностно значимым характером, они обусловлен познавательной потребностью субъекта, которая получается от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Процесс доминирования внутренней мотивации характеризуется высокой познавательной активностью дошкольника в рамках процесса обучения, овладение знаниями представляет собой и мотив, и одновременно цель выполнения предлагаемой взрослым деятельностью. Дошкольник непосредственно вовлечен в процесс познания, это доставляет ему полномасштабное эмоциональное удовлетворение.