Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика как инструменты стабилизационной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения денежно-кредитной политики государства 7
1.1 Денежное обращение и денежный оборот 7
1.2 Современные теории денег 11
1.3 Денежно-кредитный механизм в системе регулирования экономики 16
2 Теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики 21
2.1 Сущность бюджетной политики государства 21
2.2 Правовая основа бюджетного регулирования на территории РФ 25
3 Инструменты стабилизационной политики 29
Заключение 37
Список использованной литературы 40

 

  

Введение:

 

В условиях рыночных отношений России денежно-кредитная политика играет крайне важную роль, поскольку от ее эффективности в большой мере зависит дальнейшее экономическое развитие страны. В свою очередь, банковская система является основой денежно-кредитной системы, поэтому ухудшение ее состояния сразу сказывается на стабильности финансового обслуживания экономики. Таким образом, в нынешних сложных условиях в стране исследования на указанную тему есть достаточно актуальными.
Существует большое количество научных работ, которые сосредоточены на изучении сущности денежно-кредитной политики, а также ее инструментов, в частности статьи И. Мищенко, А. В. Сомик. Проблемы банковского сектора также широко обсуждаются в научных кругах, особо стоит выделить исследования И. В. Сало.
Бюджетная политика является эффективным инструментом влияния на социально-экономическое развитие как государства в целом, так и ее регионов, важной составляющей финансовой и экономической политики. В современных условиях без эффективной бюджетной политики невозможно преодолеть последствия финансового кризиса, обеспечить реализацию программ долгосрочного развития страны, роста благосостояния населения, улучшения деятельности субъектов хозяйствования. Современная бюджетная политика должна эффективно осуществлять перераспределение результатов экономического роста и использования национального богатства, тем самым создавая стимулы для дальнейшего устойчивого развития общества. Весомая роль и место, которое занимает бюджетная политика в системе государственного регулирования, актуализирует углубленное изучение ее теоретических основ как основа проведения взвешенных регуляторных мер государства.
Теоретические основы государственного регулирования экономики посредством эффективной бюджетной политики и ее инструментов изложены в трудах В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, И. И. Янжул, Бланкарт Ш., Д. В. Пирс, Дж. Стиглиц, Дж. Хикс, М. М. Ермошенка, А И. Мярковского, А. В. Величка, А. Кириленко, В. Кравченко, И. Луниной, Л. Лысяк, В. Опарина, К. Павлюк,. Федосова, И. Чугунова, С. Юрия и многие другие. Однако анализ существующих научных постулатов в данной сфере дает возможность определить, что проблемы социальных и экономических процессов в России остаются актуальными, а поэтому требуют определения стратегических направлений и задач бюджетной политики по стабилизации и развитию государства.
Цель курсовой работы: теоретико-методологическое исследование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также исследование их влияния на экономические процессы в стране.
Из цели курсовой следуют такие задания:
1. рассмотреть сущность и значение денежно-кредитной системы для страны.
2. изучить сущность денег и денежного оборота.
3. рассмотреть денежно-кредитный механизм в системе регулирования экономики страны.
4. изучить правовую основу бюджетного регулирования на территории РФ.
5. рассмотреть структуру и принципы бюджетной политики в России.
6. изучить особенности реализации бюджетной политики.
Информационную базу исследования составляют законы РФ, нормативно-правовые акты государственных органов РФ, статистические материалы Государственного комитета статистики, Национального банка РФ., а также учебники, статьи, исследования отечественных и зарубежных ученных по теме денег и денежного обращения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Главной целью денежно-кредитной политики в перспективе будет оставаться обеспечение стабильности денежной единицы России. Выполняя свою основную функцию, Банк России исходит из приоритетности поддержки ценовой стабильности в государстве. По мере предоставленных законодательством полномочий, Банк России также будет способствовать дальнейшему обеспечению стабильности банковской системы и соблюдению устойчивых темпов экономического роста. В процессе денежно-кредитного регулирования весомой будет роль количественных показателей денежного предложения в качестве промежуточных ориентиров денежно-кредитной политики. Взвешенное регулирование объема монетарной базы позволит Банку России своевременно реагировать на монетарные риски для стабильности национальной денежной единицы.
Денежно-кредитная РФ не безупречна и имеет свои недостатки, но на основе представленного материала можно сделать вывод, что руководство страны пытается изменить ситуацию и поднять уровень развития данной системы. Эффективность денежно-кредитной политики можно обеспечить путями, среди которых ученые предлагают такие:
пересмотр и внесение изменений к некоторым нормативно-правовым актам, обеспечение роста ВВП, уменьшение инфляционных ожиданий и поддержание инфляции на оптимальном уровне, рефинансирование тех банков, которые занимаются кредитованием инновационных проектов. Эффективная денежно-кредитная политика способна обеспечить экономическую безопасность государства, что является особенно важным в условиях процессов глобализации экономики.
Следовательно, необходимым условием социально-экономического развития и улучшения общественного благосостояния в стране является эффективная бюджетная политика, которая должна разрабатываться с целью оптимального сбалансирования бюджетных параметров с учетом бюджетных приоритетов, развития бюджетной сферы и необходимости выполнения государством основных функций. Наряду с этим бюджетная политика должна быть направлена на установление условий для активизации экономического роста за счет формирования благоприятной макроэкономической среды, обеспечения стабильности государственных финансов, формирование бюджета по принципу среднесрочного бюджетного планирования с четкими фискальными и расходными ориентирами.
По нашему мнению, сущность бюджетной политики необходимо рассматривать с точки зрения условий ее формирования. Так, на нынешнем этапе развития нашей страны бюджетная политика должна стать основным механизмом выделения концептуальных направлений влияния государства на сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие.
Государственная бюджетная политика является сложным понятием, которое можно охарактеризовать такими основными подходами к определению ее сущности:
‒ институциональный (предполагает взаимодействие органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления относительно определения приоритетов формирования бюджетных отношений);
‒ функциональный (отражает сферы реализации бюджетной политики, в которых создаются условия для решения задач социального, экономического развития страны и обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности граждан);
‒ нормативно-правовой (государством определяются основные формы и методы мобилизации финансовых ресурсов и их использования на общегосударственные нужды, что находит свое отражение в соответствующих нормативно-правовых актах).
По результатам обобщения подходов к трактовке дефиниции «бюджетная политика» и учитывая переориентацию общества на цели устойчивого человеческого развития, считаем, что под бюджетной политикой государства необходимо понимать приоритетные направления в сфере формирования и использования бюджетных ресурсов, направленные на эффективную реализацию задач устойчивого человеческого развития. Все мероприятия, проводимые в рамках бюджетной политики, должны быть тесно взаимосвязанными и согласованными между собой, а в целом проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики означает недопустимость роста обязательств сверх уровня, реально обеспечен финансовыми ресурсами.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты изучения денежно-кредитной политики государства
1.1 Денежное обращение и денежный оборот

В процессе исследования современной теории денег, в которой доминирует две концепции – кейнсианство и монетаризм, выявлено, что не существует единой точки зрения, а фактически они являются противоположными по характеру влияния монетарных факторов на реальные макроэкономические показатели в коротком и долгосрочном периодах. Вместе с тем выяснено, что данные теории содержат в себе концептуальные противоречия в аспекте нейтральности и экзогенности денег .
Теория монетаризма утверждает, что в долгосрочном периоде деньги остаются нейтральными по отношению к реальному ВНП, занятости, инвестиций и влияют только на номинальные значения этих показателей. В коротком периоде изменение объемов денежного предложения может вызвать изменения в реальных показателях, но этот эффект будет краткосрочным: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к предыдущему уровню, изменив при этом только цены. Одновременно, монетаризм выдвигает тезис, что “деньги имеют значение”, поскольку влияют на хозяйственную конъюнктуру, что отрицает исходное положение их теории о нейтральности денег. Кроме того, сторонники современной количественной теории настаивают на абсолютной экзогенности денежного предложения.
С точки зрения кейнсианства, меры денежно-кредитной политики в долгосрочном периоде влияют на изменения реального объема производства, тогда как по отношению к ценам названные меры являются нейтральными в краткосрочном периоде, изменения в денежно-кредитной политике центрального банка могут влиять на цены.
Развитие теории денег в отечественной научной мысли, в зависимости от методологических подходов, а, соответственно, и теоретических достижений, разделены на три периода. Понятно, что каждая экономическая теория является продуктом своего времени, она возникает на потребность решения тех проблем и противоречий, которые ее порождают и в определенной степени достигает этих целей. Особое внимание при исследовании было теоретическим достоянием М. И. Туган-Барановского и Я. Трахтенберга, которые создали самую совершенную концепцию теории денег своего времени, а “Конъюнктурная теория денег” И. Туган-Барановского, по нашему мнению, заслуживает мирового признания в экономической науке.
Первый период хронологически охватывает последнюю треть XIX и первую половину XX века. В этот период выходят в свет работы И. Кауфмана, Н. Бунге, М. Алексеенко, И. Исаева, Н. Туган-Барановского, Л. Юровского и других .
Особенность экономической научной мысли по вопросам теории денег того времени объясняется, прежде всего, развитием форм денежного обращения, характеризовавшейся постепенным переходом от полноценных золотых и серебряных денег к бумажным с полным отказом от их обмена на драгоценный металл. Согласно этого и экономическая теория была своего рода синтезом теорий денег, металлической, потому что опиралась на товарную сущность денег (где деньги имеют внутреннюю стоимость, которая определяется затратами на их производство), и количественной теории (где деньги не имеют самостоятельной стоимости, а получают ее только в результате количественного соотношения денег и товара во время обмена). Поэтому эти теории в научном анализе одновременно опирались как на методологию классической политической экономии, так и на методологию теории предельной полезности маржинализма. В наибольшей степени этот синтез проявляется в трудах М. И. Туган-Барановского.
Второй этап формирования экономической отечественной научной мысли, который продолжается также около шестидесяти лет и охватывает период с начала тридцатых до конца восьмидесятых годов XX века, связан с развитием теории денег в исследованиях советских ученых-экономистов. Трахтенберга, Е. Брегеля, Г. Ентова, Я. Кронрода, И. Козлова, С. Атласа, С. Меншикова и других. Надо отметить, что научные поиски этих ученых основывались на методологии марксизма, который является поздним вариантом классической политической экономии. Однако, констатация этого неоспоримого факта не означает, что экономическая наука в Советском Союзе не имела развития и ни в коей мере не уменьшает научные достижения этих авторов.
Денежный оборот, который определяет взаимосвязь между производством, обменом, распределением и потреблением, является важным элементом экономической системы. Время-нарушение связи вследствие нестабильности денежного обращения непременно приводит к возникновению противоречий в экономической жизни.
Суть денег как меры стоимости заключается в их способности измерять стоимость всех товаров и быть посредником при установлении цены. Способность современных денег выполнять функцию меры стоимости преимущественно связывают с отрицанием товарного обмена на основании их собственной стоимости.
В западной экономической литературе функция меры стоимости утратила свое распространение – здесь для измерения и сопоставления товаров преимущественно используют категорию цены .
Функцию денег как средства обращения признают представители практически всех направлений экономической мысли. Роль денег рассматривают как посредническую в обмене товаров по противоположно направленного движения товаров и платежных средств. Все более высокий уровень специализации и кооперации в современной экономике, что связано с все большим территориальным и кассовым разграничением производителей и потребителей, повышает роль денег как средства обращения . В некоторых случаях функцию средства обращения отождествляют с обыкновенным техническим инструментом, который обеспечивает обмен товаров. В других случаях пытаются найти определенные глубинные социально-экономические процессы, которые эта функция опосредует.
Единодушное признание функции денег как средства обращения связано с тем, что ее могут выполнять золото и бумажные деньги, и новейшие электронные носители информации. Функция средства платежа связана со встречным движением товаров и платежных средств, когда осуществление платежа и его получение, уединенное во времени, то есть продавец является кредитором, а покупатель – его должником.
В современной рыночной экономике общественное производство все чаще сопровождается десинхронизацией процесса производства товара, что сопровождается развитием различных форм кредитования и оплаты. Современная экономическая деятельность тесно связана с использованием банкнот, векселей, чеков, доля которых в платежном обороте постоянно увеличивается.
Развитие кредитных денег в осуществлении функций платежа также связано с процессами акционирования, концентрации производства и развития монополий. В отдельных случаях функцию средства платежа рассматривают в контексте расчетных единиц и технических инструментов товарно-обменных процессов.
Развитие институтов финансовых посредников связано с использованием разнообразных каналов накопления и прохождения средств, что является характерным признаком рыночной экономики. Мировые деньги связанны с международным разделением труда в сфере производства товаров и предоставления услуг .
Однако определенная часть ученых-экономистов отрицает самостоятельное выделение этой функции, поскольку она не воплощает в своей сущности ничего нового, по сравнению с национальными деньгами, некоторые из них выходят на международный уровень и непосредственно выполняют роль мировых денег.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы