Курсовая с практикой на тему Демократия и коррупция (избирательные системы, покупка политического влияния и покупка голосов)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 6
1.1. Сущность коррупции как социального явления 6
1.2.Характеристика избирательной системы и ее элементов 9
II. АНАЛИЗ МЕР ПРОТИВ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 16
2.1. Основные меры системы предупреждения коррупции в избирательном процессе 16
2.2. Совершенствование мер предупреждения коррупции в избирательном процессе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальность проблемы коррупции в современном обществе очевидна. Необходимо отметить, что эта проблема не имеет государственной или национальной принадлежности, практически во всех странах мира, где есть государственная власть со всеми присущими ей атрибутами в той или иной форме и стадии развития присутствует коррупция.
Что касается России, то здесь эта проблема в последние десятилетия, остается наиболее актуальной. По уровню коррумпированности Россия, к сожалению, занимает одно из ведущих мест. С одной стороны, коррупция привычным явлением в жизни граждан и общества, а с другой — одной из основных угроз национальной и международной безопасности.
Проблема коррупции присутствует и в избирательных системах, когда происходит покупка политического влияния и покупка голосов.
Уровень коррупции в нашей стране остается крайне высоким. Об актуальности этой проблемы говорят и результаты социологических исследований. Независимо от места и времени проведения социологических опросов, более 70 процентов наших граждан отмечают высокий уровень коррупции практически во всех эшелонах власти, начиная от федерального уровня и заканчивая органами местного самоуправления.
За свою жизнь практически каждый из нас, в той или иной мере, сталкивался с фактами коррупционного поведения представителей органов власти, бюрократии и произвола чиновников.
Анализ отклонений электорального поведения свидетельствует о широком распространении противоправных деяний, в основе которых лежит подкуп («продажность») различных участников избирательного процесса, злоупотребление ими своим служебным положением или специальным правовым статусом, а также незаконное финансирование избирательных кампаний. Указанные проявления коррупции в избирательном процессе не только нивелируют значение политической конкуренции, снижают уровень легитимности представительной власти, формируют недоверие граждан к избирательной системе, но и детерминируют политизацию организованной преступности и криминализацию публичного управления.
Исследование коррупции в российском избирательном процессе как самостоятельного объекта криминологического познания началось сравнительно недавно. В научной литературе произошла первичная систематизация знаний об основных формах и видах коррупционных деяний различной степени общественной опасности, часть из которых нашла свое отражение в составах административных правонарушений и преступлений. Вместе с тем реалии современного избирательного процесса свидетельствуют о том, что многие проявления коррупции в указанной сфере еще не получили надлежащей уголовно-правовой оценки. Сущствующий механизм охраны избирательных отношений от преступных посягательств, обусловленных корыстной и (или) иной личной заинтересованностью соответствующих субъектов преступлений в достижении определенного политического результата на выборах, остается малоэффективным.
Коррупционная преступность в избирательном процессе на сегодняшний день является слабо изученным социально-политическим криминологическим явлением. Ни установленные в уголовном законе запреты, ни практика их применения в деятельности правоохранительных органов не могут обеспечить антикоррупционную безопасность избирательного процесса. Редкие случаи выявления крайне латентных преступлений, а также ощутимое противоречие в показателях официальной статистической отчетности последних лет – явное тому подтверждение. Сказанное позволяет утверждать, что назрела необходимость комплексного изучения состояния коррупционной преступности в избирательном процессе, выявления и обобщения ее типичных проявлений, а также анализа субъективных и объективных детерминант. Полученные в результате исследования указанных криминологических характеристик знания позволят сформировать научно обоснованные предложения по совершенствованию сложившейся системы предупреждения коррупционной преступности в избирательном процессе.
Целью настоящего исследования является обоснование коррупционной преступности в избирательном процессе в качестве самостоятельного системно-структурного явления, а также разработка системы мер ее предупреждения.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
− изучить социально-правовую природу коррупционной преступности в сфере избирательного процесса, выделить ее существенные признаки и сформулировать определение понятия данного явления;
− оценить показатели коррупционной преступности в избирательном процессе и выявить проблемы формирования официальной статистической отчетности в указанной сфере;
Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования являются закономерности развития общественных отношений, возникающих в связи с совершением коррупционных преступлений в избирательном процессе и деятельностью по их предупреждению.
Предмет исследования составляют положения действующего российского законодательства, регулирующие избирательные правоотношения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Никто не станет отрицать, что опасность современной российской коррупции — в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости новым условиям, в утрате доверия граждан РФ к институтам государственной власти.
Коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Коррупция в России достигла небывалых высот и для успешной борьбы с ней необходимо не только наличие политической воли, но и готовность самого российского общества к такой борьбе. Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях. Снизить ее уровень можно, лишь реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях.
Антикоррупционная политика должна стать постоянной и неотъемлемой частью государственной политики в целом.
На практике это означает, что безотлагательно следует разработать и ввести в действие продуманную государственную систему противодействия коррупции, которая предусматривала бы не только принципиальные подходы к проблеме, но и систему взаимосвязанных мер во всех областях жизнедеятельности государства и общества [33, с.114].
Опасность коррупции очевидна, ее масштабы в России с периода реформ приняли беспрецедентный характер и по числу торгующих своими полномочиями служащих, и по числу подкупающих их лиц, и по пораженности коррупцией всех ветвей власти, всех ее эшелонов. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, и в данной оценке единодушны сотрудники всех правоохранительных органов и спецслужб. Признают это и руководители высших органов государственной власти.
Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.
Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.
Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.
Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.
Фрагмент текста работы:
I. ОСНОВЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
1.1. Сущность коррупции как социального явления
Термин «коррупция» переводится с латинского «corruptio», означающего порча, подкуп.
Понятие коррупции, — отражено в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 года — должно определяться национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [26, с.60]
В данном определении под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.
В российском законодательстве понятие коррупции определяется следующим образом:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица [28, с.114]
Из данного определения можно сделать вывод, что коррупция:
— тесно связана с государственной службой, государственной властью, из-за зависимости неизбежно оказывает в большей или меньшей степени воздействие на характер и содержание власти, а также на ее репутацию в обществе.
Это позволяет нам утверждать, что коррупция в этом случае приобретает, помимо криминального, политический характер;
— коррупция уже вышла за пределы взяточничества;
— она включает в себя многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;
— коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса.
Это не всегда прямо связывается с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условий, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.
Как социальное явление коррупция может проявиться в совершении различных коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке.
Коррупционная преступность — это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды [15, с.67]
В Российской Федерации, правонарушения связанные с коррупцией, включают как коррупционные правонарушения, совершаемые в виде предоставления или принятия материальных, иных благ и преимуществ, так и правонарушения, создающие условия для коррупции и обеспечивающие ее существование [14, с.64]
Коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые классы деяний.
Ее составляют многие преступления против государственной власти, государственной и иной службы.
Это и взяточничество, а также связанные с ним злоупотребление должностными полномочиями, и превышение должностных полномочий, и незаконное участие в предпринимательской деятельности и целый ряд иных преступлений.
Таким образом, в Российской Федерации коррупция — понятие не уголовно-правовое, а собирательное, определяющее правонарушения самого различного вида — от дисциплинарных до уголовно-правовых.
Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции.
1.2. Характеристика избирательной системы и ее элементов
Избирательная система — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.
Политолог включает в это понятие выдвижение и официальную регистрацию кандидатов, их предвыборную борьбу, призванную познакомить избирателей с их программами и платформами, с личностью кандидатов и на этой основе сделать свой выбор [19, с.114]
Кандидат и его команда прикладывают определенные целенаправленные последовательные усилия, которые осуществляются (на протяжении определенного законодательством отрезка времени) с целью мобилизовать поддержку кандидата избирателями и обеспечить его победу в день выборов.
Обычные граждане-избиратели считают ее просто новой рекламой.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
В широком плане избирательной кампанией называют регламентированный законом и орга¬низуемый избирательными комиссиями набор мероприятий по организации свободного воле-изъявления граждан. В более узком плане избира¬тельная система — это действия кандидата (партии) и его команды, направленные на обес¬печение желательного результата выборов. Из¬бирательная система, понимаемая в широком плане, включает в себя, помимо кампаний всех кандидатов, также и действия власти, избирательных комиссий и вообще всех лиц и органи-заций, так или иначе задействованных в выбор¬ном процессе [7].
Избирательные кампании различаются по та¬ким параметрам, как уровень, масштаб и тип.
Уровень кампании определяется администра¬тивной территорией, на которой проводятся вы¬боры. В этом плане можно говорить о системах федерального уровня (выборы Президента и голосование по партийным спискам в Государственную Думу), уровня региона (выборы губернаторов), района, города, округа и т.д.
Масштаб кампании характеризуется: количеством избирателей, принимающих участие в голосовании. Хотя масштаб и уровень обычно связаны между собой (чем выше уровень, тем больше масштаб), иногда здесь случаются довольно значительные несовпадения. Например, по масштабу выборы депутата Московской городской Думы превосходят выборы мэров многих городов [8, с.54]
Тип кампании определяется порядком установления результатов выборов. В России проводятся кампании следующих типов:
— выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через абсолютное большинство (голосование в два тура) – по этой системе избирается Президент РФ;
— выборы по мажоритарной системе с установлением победителя через относительное большинство (голосование в один тур) – эта система распространяется на выборы глав муниципальных образований и депутатов некоторых региональных и местных парламентов;
— выборы по многомандатным округам – эта система иногда используется при выборах региональных законодательных органов и органов местного самоуправления в ряде субъектов Распиской Федерации;
— выборы по пропорциональной системе партийных списков – при этом, по российскому законодательству, единый партийный список разбивается на центральную часть и ряд региональных составляющих (так в настоящее время выбираются депутаты Государственной Думы);
— выборы по смешанной системе: часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – по одномандатным округам. Эта схема используется при выборах большинства законодательных органов субъектов Федерации [10, с.54]
Главный ресурс современной избирательной кампании – это деньги. Именно они очень часто решают исход выборов. Поэтому планирование будущей избирательной кампании рекомендуется начинать с оценки финансовых возможностей кандидата, его команды, а также лоббистских групп, оказавших ему поддержку.
Ведущий российский специалист в области политического маркетинга Ф. Ильясов предлагает следующие факторы отличия предвыборных ситуаций:
— уровень выборов (федеральные, региональные, местные)
— объект выборов (президент, губернатор, мэр, депутаты)
— субъект выборов (настроения избирателей, региональные социально-психологические, культурные и иные особенности)
Сбор средств в предвыборный фонд кандидата происходит двумя основными способами. Первый, когда некая (финансовая, региональная и др.) группа хочет иметь своего ставленника в роли депутата, губернатора, мэра, президента, чтобы он лоббировал ее интересы в новом статусе. При таком варианте группа может либо предлагать уже известному политическому деятелю «спонсорские услуги», в обмен на политическую поддержку, либо выдвигать и «раскручивать» человека из своей среды или близкого к ней. В другом случае политический деятель сам обращается за спонсорской поддержкой к представителям капитала, мотивируя свое обращение общей идеологической платформой, обещанием политической поддержки и т. д. [12, с.30]
После получения финансовых средств необходимо обеспечить их эффективное распределение, чтобы масштабные расходы, обеспечивающие мощные информационные волны, не навредили имиджу кандидата. В России расходы на работу штаба избирательной кампании в полтора раза больше, чем в США, и составляют почти половину бюджета, тогда как в США – менее трети.
Таким образом, в России экономят на исследованиях и консультациях, на рекламе и PR, но не жалеют денег на работу штаба, т. е. бюрократов от выборов.
После получения денег начинается другой важный этап организации предвыборной кампании – определение предвыборной стратегии кандидата. Выделяют следующие, наиболее распространенные стратегии-ориентации.
Ориентация на избирателя – выбор избирательного сегмента, поддержкой которого стремиться заручиться кандидат в депутаты. Такая ориентация важна в случае, если предпочтения избирателей определяются в значительной мере их возрастом, этнической и профессиональной принадлежностью, гендером и др. кандидату в депутаты необходимо соответствовать характеристикам своих избирателей – например, молодому человеку будет трудно рассчитывать на поддержку пенсионеров [26, с.54]
Ориентация на конкурентов применяется, когда очевидны фавориты избирательной кампании и избиратель невольно сравнивает с ними других кандидатов. Здесь важно показать лучшие качества своего кандидата по сравнению с его соперниками и завуалировать те качества, в которых он им проигрывает, чтобы сложилось представление, что кандидат не хуже, а лучше известных конкурентов.
Часто применяется ориентация на технология проведения выборов – использование наиболее эффективных приемов избирательной кампании (СМИ, концерты и прочее). В этом случае предвыборная система кандидата требует значительных затрат и наличия собственных средств, коммуникаций, профессиональной команды.
Реже используется ориентация на создание особого имиджа. В этом случае подчеркиваются личные качества кандидата, наиболее высоко оцениваемые избирателям (например, имидж бессребреника, провозглашающего «В Государственную Думу – без копейки денег!»)
После формирования стратегии необходимо определить средства доведения до избирателей желаемой информации о кандидате в депутаты: организация личных встреч с избирателями, выпуск листовок, программных брошюр, рекламной продукции в виде календарей, буклетов, плакатов, проведение предвыборных дискуссий, публикации в прессе, выступления на телевидении и радио
Для России характерно, что доля людей, принимающих решение в самый последний момент, гораздо выше, чем на Западе. Еще парламентские выборы в России в 1995 г. показали, что 24% приняли решение в самые последние дни, а 4% — вообще на участке [9, с.87]
Вторая особенность связана с подавляющей ролью телевидения в избирательной кампании – 40% избирателей ответили, что на их решение в избирательной кампании повлияло телевизионное выступление лидеров партии.
И третья особенность связана с ситуацией тотальной неопределенности. За последние пять лет, многие исследователи столкнулись с невозможностью вплоть до последнего дня точно оценить исход выборов.
Другие исследователи считают, что 24% избирателей принимают решения независимо от рациональных или эмоциональных воздействий. В любом случае избирательные акценты в СМИ нужно делать на телевидении, а во временном отрезке – на последние дни перед выборами.
Технология расстановки информационных акцентов во время выборной кампании.
1) Идентификационный этап. Кандидат «очеловечивается» исходя из того образа, который был бы наиболее приемлем для избирателей. Цель этапа – получить рефлексию избирателей в виде установок «это мы знаем» и «он вроде ничего».
2) Аргументационный этап. Наполнение позитивного человеческого образа позициями, свидетельствующими о дееспособности кандидата как политика, и в ход идут программы, предложения, акции и т. д.
3) Сопоставление с оппозицией. Дается нейтральная или неблагоприятная информация о другом кандидате, предлагается избирателю сравнить «нашего» с «не нашим» и сделать соответствующие выводы.
4) Призыв к «выбору». Накануне выборов появляется информационный акцент совсем другого свойства: если предыдущие этапы удались – приглашение избирателей участвовать в «судьбоносных» выборах, или же, если же система по существу проиграна, предложение бойкотировать выборы, потому что «все равно ничего не измениться».
13 сентября 2004 года, Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с инициативой изменения механизма избрания глав субъектов Российской Федерации. Владимир Путин предложил, чтобы высшие должностные лица субъектов Федерации избирались Законодательными собраниями по представлению Президента РФ.
Как метко заметил В.В. Путин, избирательные технологии сегодня превратились в сферу торжества «черных» денег. Здесь «правят бал» весьма своеобразные политические технологи, которые живут на эти деньги. Наличие «черных» денег приводит к массовому распространению «черных» избирательных технологий, которые можно смело назвать несоответствующими духу и букве закона.
Выборы до недавнего времени технологически находились вне рамок законодательного поля. Начиная с 2004 года, был задан принципиально иной вектор развития избирательных технологий в сторону их «убеления» и соответствия законодательству. Такова была позиция государства относительно выборного процесса [34, с.131].
Чем выборы 2002 года отличались от предыдущих?
В первую очередь, чрезвычайно жестким подходом к освещению избирательных кампаний в СМИ, изменением в трактовке юридического понятия «информирование» выборов. Само упоминание партий, отдельных кандидатов и всех участников избирательного процесса было регламентировано мельчайшим образом. Смысл произошедшего – юридически воспрепятствовать некорректному использованию СМИ со стороны участников избирательного процесса. Реалии той России были таковы, что под информированием о выборах прятались либо агитация «За», либо агитация «Против».
Причем подобная вещь осуществлялась с использованием всероссийских печатных и электронных СМИ, эффект воздействия которых на потенциальных избирателей перекрывал эффект от собственной печатной продукции участника избирательной кампании.