Курсовая с практикой Педагогика/Психология Литературное чтение

Курсовая с практикой на тему Читательский дневник как средство развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 5
1.2 Особенности проявления эмоциональной отзывчивости у младших школьников 10
1.3 Читательский дневник как форма работы на уроках литературного чтения 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОТЗЫВЧИВОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Диагностика эмоциональной отзывчивости младших школьников 19
2.2 Опытно-экспериментальное обучение по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников с помощью читательского дневника 22
2.3 Диагностика результатов проведенной работы 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Эмоции ребенка непосредственно влияют на развитие его умственных способностей, особенно это касается детей младшего школьного возраста. Ведь именно в этом возрасте закладывается общий интеллект ребенка, его способность к обучению, развитию, самосовершенствованию. Происходит активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства, проявлять конструктивно свои. Другими словами, эмоциональная отзывчивость становится ведущей при формировании духовного мира ребенка.
Существуют разные способы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников. Но один из наиболее эффективных – это использование читательского дневника на уроках литературного чтения. Ведя читательский дневник, младший школьник начинает анализировать прочитанное, оценивать поступки героев, сопереживать им. Но для того, чтобы работа была более продуктивной необходимо научить ребенка правильно его вести. Этим обусловлена актуальность исследования.
Объект исследования – развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Предмет – читательский дневник как средство развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – проанализировать эффективность читательского дневника как средства развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Для достижения поставленной цели, мы сформулировали ряд задач:
1) дать психолого-педагогическую характеристику младших школьников;
2) выявить особенности проявления эмоциональной отзывчивости у младших школьников;
3) рассмотреть читательский дневник как форму работы на уроках литературного чтения;
4) провести диагностику эмоциональной отзывчивости младших школьников;
5) провести опытно-экспериментальное обучение по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников с помощью читательского дневника
6) диагностировать результаты проведенной работы;
7) сделать выводы.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности учителям начальных классов на уроках литературного чтения.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава содержит в себе теоретическое обоснование проблемы исследования. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию эффективности читательского дневника для развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В младшем школьном возрасте учебная деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это способствует развитию интеллекта, а также некоторых других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно лишь одним усилием воли.
Эмоции являются первой формой человеческой активности. Они становятся своеобразным ориентиром в познании ребенком окружающего мира. Проблема развития эмоциональной отзывчивости ребенка является общепризнанной, а успешность ее решения зависит от подготовленности родителей и учителей и их сотрудничества в этом направлении. Одним из эффективных средств развития эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста является читательский дневник.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2, г. Кстово. В нем приняли участие 20 детей возрастом 6-7 лет. Уровень эмоциональной отзывчивости детей мы выявляли по методике Н. Холла. Результаты диагностики показали у 90 % испытуемых, уровень эмоциональной отзывчивости является низким, и лишь у 10 % – средним. Это подтверждает необходимость проведения работы по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста посредством читательского дневника на уроках литературного чтения.
Мы организовали и провели работу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей младшего школьного возраста посредством читательского дневника на уроках литературного чтения, которая была разделена на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В ходе основного этапа дети знакомились со сказками, общими требованиями к ведению читательского дневника, приучались к восприятию литературных произведений, которые создали основу для знакомства детей с различными эмоциональными состояниями переживаниями людей, обогатили жизненными впечатлениями, развили эмоционально-чувственную сферу. В ходе второго этапа работы дети разучивали песни из мультфильмов к экранизированным сказкам, учились выделять что в сказке придумано, а что является правдой. В своих читательских дневниках рисовали уже сами эмоции героев литературного произведения. В конце данного основного этапа испытуемые предлагали свои варианты концовки сказки. Использование сказок с различной эмоциональной окраской позволило детям научится определять и понимать всю палитру эмоций, управлять собственными эмоциями и эмоциями своих сверстников, сопереживать им и поддерживать, а также радоваться достижениям других. Заключительный этап экспериментальной работы превратился для детей в праздник. Для родителей была поставлена сказка «Теремок», режиссерами которой выступили сами дети. В ходе постановки дети продемонстрировали свои читательские дневники. В целом стоит отметить, что проведенная работа детям очень понравилась и вызвала массу положительных эмоций. В результате проведенной работы дети научились понимать себя, своих близких, сопереживать, управлять собственными эмоциями, что позволило им не опускать руки, а идти к достижению к цели, воспринимать и принимать временные неудачи.
После проведения экспериментальной работы мы провели повторное диагностирование уровня эмоциональной отзывчивости у младших школьников по той же методике. Результаты оказались следующими. До проведения экспериментальной работы у большинства детей уровень эмоциональной отзывчивости являлся низкий, после проведения работы стал – средним. Это говорит об эффективности проведенной работы по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников

Детский младший школьный возраст не даром называют вершиной детства. Ребенок в этот период сохраняет много специфических детских качеств таких, как особое легкомыслие, определенную наивность, специфический взгляд на взрослого снизу-вверх. Но младший школьник уже начинает и утрачивать свою детскую непосредственность в обычном поведении, у него уже появляется совершенно другая логика мышления. Теперь обучение для него – это значимая деятельность. Ведь в школе он уже приобретает не только новые неизвестные знания и умения, но и четкий и определенный социальный статус. Уже меняются его интересы, общие ценности, весь уклад его новой жизни.
И независимо от того, когда маленький ребенок пошел в школу, в шесть или семь лет, он в какой-то определенный момент своего комплексного развития проходит через конкретный кризис. Этот перелом может начаться и в 7 лет, а может даже сместиться к 6 или 8 годам. Но как всякий любой кризис, кризис семи лет не очень жестко связан с объективным и конкретным изменением жизненной ситуации. Важно, как ребенок именно переживает всю ту систему отношений, в которую он теперь включен, – будь то стабильные взаимные отношения или резко и часто меняющиеся. Теперь изменилось полное восприятие своего собственного места в четкой системе отношений – а это значит, меняется и социальная ситуация гармоничного развития, и ребенок теперь уже оказывается на границе нового неизвестного возрастного периода [14, 75].
Если прошедший уже кризис трех лет был по большей части связан с полным осознанием себя как отдельного активного субъекта в новом мире различных предметов, то есть ребенок понимал, что может влиять на него и менять по своему усмотрению, то теперь он пришел к осознанию своего нового места в мире общественных взаимных отношений. Это уже более глубокий кризис. Ребенок открывает для себя новую субъективную социальную позицию – позицию школьника, ученика. Это накладывает на него новые обязательства. И вот именно формирование этой новой позиции кардинальным образом меняет его сознание.
Данное изменение сознания приводит к полной переоценке уже установленных ранее ценностей. То есть то, что казалось важным раньше, тем уже становится второстепенным. И, наоборот. Ребенок теряет свои старые интересы, но на их место обязательно приходят новые. Теперь, то связано с учебным процессом, например, получение хороших оценок выходит на первый план, а все, что связано с игрой – на второй.
Но изменения сознания не ограничиваются только лишь переоценкой системы ценностей и уровня мотивации. В этом возрасте происходят более глубокие процессы, связанные с его переживаниями, которые были подготовлены в период дошкольного личностного развития. Если в последний год дошкольного возраста они у ребенка только наметились, то теперь стали более устойчивыми [15, 487].
Ребенок уже четко разделяет свой внутренний и внешний мир. Из-за этого и меняется его поведенческая структура. Другими словами, у каждого поступка есть теперь смысловая нагрузка. Поступок теперь связующее звено между конкретным желанием что-то эдакое сделать и дальнейшим развитием событий. Ребенок уже способен на интеллектуальном уровне оценить качество своего поступка и его последствия. Но одновременно на первый план выходит и эмоциональное отношение к нему. Ведь каждый поступок определяет его место в социуме, то есть в системе отношений с родителями, со сверстниками, с учителями и так далее. В этом возрасте из действий ребенка исчезает импульсивность и непосредственность.
Что касается детской непосредственности, то она утрачивается именно из-за того, что ребенок теперь размышляет о последствиях своих действий. Он начинает скрывать свои мысли, чувства. Пытается не показать другим, что где-то колеблется, что ему может быть плохо и так далее. Внешне дети младшего школьного возраста точно такие же, как и были, но внутреннее – это уже совершенно другой ребенок.
В действительности ребенок становится школьником именно тогда, когда приобретает нужную внутреннюю позицию. Учебная деятельность становится важной для него [1, 34].
Кроме этого, следует отметить, что именно в этом возрасте окончательно завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Ребенок уже может четко и логично рассуждать, не теряя важных цепочек. Да и современное школьное обучение построено именно таким образом, что способствует развитию именно словесно-логическому мышлению.
В младшем школьном возрасте память начинает развиваться в двух направлениях. А именно в произвольном и осмысленном. Наиболее интересный учебный материал дети запоминают произвольно, особо не прилагая к этому никаких усилий. Особенно этому способствует проведение занятий в игровой форме или с использованием ярких наглядных пособий и так далее.
Но теперь также ребята могут и целенаправленно запомнить и тот материал, который им абсолютно не интересен, прилагая к этому определенные волевые усилия. С каждым годом процесс обучения начинает перестраиваться с направленностью на развитие произвольной памяти. То есть, чем старше ребенок, тем меньше игр, а больше зубрежки.
Кроме этого, в этом возрасте активно начинает развиваться внимание. Если раньше внимание ребенка было непроизвольным, то теперь усилием воли он может сосредоточиться на определенном предмете, даже если тот ему не интересен.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы