Курсовая с практикой на тему Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ видов и функций пейзажа в художественной литературе 5
2 Функции и место природы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» 11
3 Роль природы в описании исторических событий и раскрытии персонажей романа «Тихий Дон» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Введение:
Михаил Александрович Шолохов по праву считается одним из наиболее значимых отечественных писателей XX века. Его книги, такие как «Тихий Дон», «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека» и другие стали ярким и реалистичным изображением судьбы целого народа в трудную, бурную, насыщенную трагическими событиями эпоху. Писатель стремился дать ответ на вопросы о бытии, о месте человека в мире, о судьбе. Для каждого нового поколения читателей в произведениях Шолохова открываются все более новые глубины и смыслы. Важно, что творчество Михаила Александровича признано не только в стране, но и за границей: в 1965 году писатель получил Нобелевскую премию по литературе за роман «Тихий Дон».
Среди актуальных проблем современного литературоведения необходимо отдельно отметить задачу осмысления и изучения художественного стиля и мышления Шолохова, и одним из важных аспектов остается изучение его «чувства природы» и места природы в его творчестве. По этой причине тема настоящей работы является важной и актуальной.
Цель настоящей работы: изучить и привести примеры описанных функций природы и пейзажа, которые способствуют раскрытию образов персонажей романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Поставленная цель обуславливает постановку следующих задач:
1) проанализировать виды и функции описаний пейзажа и природы в художественной литературе;
2) выявить особенности изображения природы при описании исторических событий в романе «Тихий Дон»;
3) определить ключевые особенности природы и пейзажа, используемые при раскрытии образов персонажей «Тихий Дон».
Объектом исследования в настоящей работе является роман М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предметом исследования в настоящей работе является роль, место и функции природы и пейзажа в романе «Тихий Дон».
Структура настоящей работы обусловлена поставленными задачами. Текст состоит из введения, трех параграфов, каждый из которых решает последовательно одну из поставленных задач, заключения и списка использованной литературы.
В рамках проведения исследования проанализирован ряд работ, посвященных рассматриваемой нами проблематике. Так, при изучении проблемы классификации литературного пейзажа рассмотрены работы Р.А. Воронина, С.В. Зеленцовой, М.Н. Эпштейна, Е.Н. Себиной и др. Для изучения особенностей стиля и использования описаний природы у М.А. Шолохова были рассмотрены работы Л.Ф. Киселевой, Л.Г. Сатаровой, М.А. Чалмаева и др.
Заключение:
В романе «Тихий Дон» М.А. Шолохова описание природы выполняет следующие функции: психологическая, хронотипическая, идейно-художественная, а также природа способствует развитию или замедлению повествования и созданию национального колорита. Часто изображение пейзажа параллельно развитию жизни персонажа романа.
Стилю Шолохова свойственны пространственная открытость и временная перспектива. Все герои повествования ощущают свою тесную связь с природой, они все объединены в этом осознании природы. В то же время, наличие четкой временной перспективы демонстрирует целостность художественного изображения в романе, а также авторское стремление к полноте изображаемого мира.
По сути, именно описания природы в романе «Тихий Дон» делают исторические события и общенациональные потрясения бытовыми. Социальные и межличностные конфликты рассматриваются на противопоставлении жизнь-смерть, весна-осень, а последствия войны и революции воспринимаются как факторы, противоречащие вечной жизни и гармонии природы. Осознание этого факта только усиливает философский смысл использования описаний природы в тексте романа. Природа как символ вечности присутствует в сценах смерти героев, в переломных моментах их судеб, при принятии важных решений.
Речь идет о том, что шолоховская природа играет роль своеобразного зеркала, благодаря которому читатель видит себя, свою историю, народ. Наиболее частым приемом осмысления окружающего мира и места героев в нем для писателя являются множественные сравнения с природой. Как правило, речи идет о сопоставлении динамики природных и исторических процессов, а также изменений в характерах и судьбах персонажей «Тихого Дона».
М.А. Шолохов воспринимает природу как нечто гармонически упорядоченное и целостное, но при этом – как созидательную и разрушительную силу, ведь в природе есть место и теплу, и холоду, и тьме, и свету, и жизни, и смерти. И важно, что все это повторяется циклично. Более того, эта своеобразная антиномичность характера природы позволяет Шолохову сравнивать природу с миром людей, делая создаваемые образы значительно более наглядными и объемными.
В данной работе представлено, что глубинное содержание символов-образов реки Дон, солнца, степи неоднозначно: они представляют из себя своего рода опору для осмысления мира и места человека в нем.
При анализе текста произведения наблюдается авторское восприятие природы, в котором она действует как еще один герой романа, как живое существо. Главный сюжет этого персонажа – вечный неизменный круговорот жизни, в котором нет окончательной смерти. Повторяемость времен года – не символ однообразия, речь идет о сложной упорядоченности. Множественное использование эпитетов, метафор, народных простых слов делает природу живой в прямом смысле этого слове. Читатель буквально может окунуться в создаваемые Шолоховым образы природы.
Также необходимо отметить, что созданные Шолоховым картины природы смягчают высокий драматизм сюжета, давая надежду на возрождение, на обновление жизни. Примечательно, что роман и начинается, и заканчивается описанием весны.
Фрагмент текста работы:
1 Анализ видов и функций пейзажа в художественной литературе
Традиционно литературный пейзаж трактуется как создаваемое визуальное изображение природного пространства с определенной эмоционально-эстетической и информационной окраской, с использованием языковых средств . Таким образом, мы можем заявить о том, что литературный пейзаж глубокое и многогранное художественное явление, по этой причине в научной литературе уже существует множество классификаций этого феномена на основании различных аспектов. Наиболее часто используется классификация по локальному признаку, по географическому расположению описываемой природы, с учетом специфики определенной местности, в которой разворачивается действие художественного произведения . В рамках этой классификации традиционно выделяют следующие типы пейзажей: степной, лесной, морской, горный, городской/урбанистический, деревенский и так далее .
Если говорить о сезонности, то существуют классификации по временам года, очевидно делящие пейзажи на зимние, весенние, летние и осенние. Существует также и темпоральный аспект, основанный на учете времени суток, и в таком случае речь идет о ночном, утреннем, дневном и вечернем пейзаже .
Еще один способ классификации литературного пейзажа основан на учете позиции, которую пейзаж занимает в структуре художественного текста. По этой классификации выделяются инициальные, интертекстуальные и финальные пейзажи .