Платная доработка на тему Изучение прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках элективного курса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Анализ школьных программ и учебников
1.1. Анализ школьных программ по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева
1.2. Анализ школьных учебников по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева
Глава 2. Специфика изучения прозы С.И. Тургенева на уроках
литературы в школе
2.1. Конспект урока литературы по теме «Введение. Изучение
биографии И.С. Тургенева»
2.2. Конспект урока литературы по теме «Роль Муму в жизни
Герасима»
Глава 3. Изучение прозы С.И. Тургенева в рамках
элективного курса
3.1. Характеристика элективных курсов в контексте
современного образовательного процесса.
3.2. Разработка элективного курса для учащихся 10-х
классов по литературе «Проза И.С. Тургенева»
Введение:
Значительное место в
школьном курсе литературы отведено прозе И.С. Тургенева – русского
писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга, переводчика. И.С. Тургенев –
это один из классиков русской литературы, внесших наиболее значительный вклад в
ее развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской
Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почетный доктор
Оксфордского университета (1879).
И.С. Тургенев был одним
из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная
система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его
произведения восхваляли и жестко критиковали, а И.С. Тургенев всю жизнь
искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.
О его произведениях
положительно отзывались многие (Ф. Достоевский, А. Фет и др.). К
примеру Дмитрий Писарев отмечал: «Знание русской жизни, и притом знание не
книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное
силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…».
Именно поэтому столь важным является изучение творчества писателя в школьном
курсе литературы.
Углубленному изучению
литературы в целом и творчества И.С. Тургенева, в частности, будут
способствовать элективные курсы для учащихся.
Элективные курсы являются
одной из актуальных форм учебной коммуникации в современной школе. Занятия
курсов по выбору обеспечивают профилизацию обучения, помогают сформировать
устойчивый интерес учеников к определенному предмету, способствуют развитию
различных компетенций за счет более сконцентрированного, чем на обычных уроках,
применения активных форм работы [Уминова Н.В. Особенности
разработки элективного курса «Школьная тема в современной литературе» в рамках
предпрофильной подготовки учащихся / Н.В. Уминова // Вестник КГПУ им. В.П.
Астафьева. – 2017. – №1. (39). – С. 39].
Вопросы теории и практики
элективов начали интенсивно обсуждаться в методической науке с начала 2000-х
годов – периода, когда актуализируется процесс профилизации старшей школы. В
это время разрабатываются авторские программы элективных курсов: В.Ф. Чертов,
В.В. Агеносов, Е.А. Зинина, Т.Г. Кучина, Н.Л. Карнаух, Г.В. Пранцова и др.
Отметим, что как правило,
учителя пользуются уже готовыми программами элективных курсов по литературе,
которые, как правило, направлены на изучение различных жанров, исторических
эпох, периодов в развитии русской литературы. Однако вопрос разработки элективного
курса по изучению прозы И.С. Тургенева остается открытым. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Объектом исследования является
процесс изучения прозы И.С. Тургенева в школе.
Предмет исследования –
специфика изучения прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках
элективного курса.
Цель исследования состоит
в разработке конспектов уроков и элективного
курса по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Провести анализ
школьных программ по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева.
2. Провести анализ
школьных учебников по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева и
составить конспекты уроков.
3. Разработать конспекты
уроков литературы по изучению прозы И.С. Тургенева.
4. Разработать элективный
курс для учащихся 10-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Методы исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– анализ школьных программ и учебников;
– синтез и обобщение;
– метод конструирования
при разработке элективного курса для учащихся 10-х классов по литературе «Проза
И.С. Тургенева».
Практическая значимость
курсовой работы состоит в том, что собранный материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном
элективном курсе для учащихся 10-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева»
и возможности его использования в работе с учащимися старшего звена
общеобразовательной школы.
Заключение:
В результате написания
данной курсовой работы была достигнута ее цель: составлены конспекты уроков и разработан
элективный курс по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Нами были
проанализированы школьные программы и учебники на предмет изучения прозы И.С.
Тургенева. Отметим, что в рамках школьным программ изучению прозаического
творчества И.С. Тургенева отводится значительное место в процессе литературного
образования учащихся 5-9 классов. Однако школьные программы ограничены
количеством отведенных часов, что препятствует углубленному изучению творчества
писателя. Решить данную проблему позволяет элективный курс. Анализ школьных
учебников показал, что схема изучения прозы И.С. Тургенева в рассмотренных
учебниках выглядит следующим образом: биография – произведение – обсуждение. В
учебнике Г.С. Меркина и в учебнике под редакцией В.Ф. Чертова представлены
дополнительные и индивидуальные задания, которые можно использовать в
разработке элективного курса. В учебнике под редакцией В.Я. Коровиной есть одно
такое задание, которое касается изучения биографии писателя.
Элективные курсы являются
обязательными для посещения курсами по выбору учащихся, которые входят в состав
профиля обучения на старшей ступени школы и реализуются в качестве
предпрофильной подготовки. Как правило, элективные курсы позволяют
удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности
каждого учащихся. Предложенный нами элективный курс имеет своей целью
углубление знаний учащихся о писателе И.С. Тургеневе и его прозе.
Значительная роль на
занятиях в рамках элективного курса отведена интерактивным методам работы. Элективный
курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Основная дидактическая единица
представлена литературным текстом, который отобран в соответствии со школьной
программой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ школьных
программ и учебников
1.1. Анализ школьных
программ по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева
программ по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева
Были проанализированы
школьные программы по литературе:
– программа Г.С. Меркина [Программа по литературе для 5-11
классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.];
– программа под редакцией
В.Ф. Чертова [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / под редакцией В.Ф. Чертова. – M.:
Просвещение, 2015];
– программа под редакцией
В.Я. Коровиной [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.:
Просвещение, 2014.].
Относительно прозы И.С.
Тургенева отметим, что, согласно Программе по литературе для 5-11 классов
общеобразовательной школы Г.С. Меркина, в основной общеобразовательной школе
изучаются следующие произведения:
– «Записки охотника» (два
рассказа по выбору);
– одна повесть по выбору
(только для образовательных учреждений с русским языком обучения) [Программа по литературе для 5-11
классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – С. 159].
Кроме этого, Программой
предусмотрено изучение рассказа «Му-му» в 5-м классе. В процессе изучения
творчества И.С. Тургенева углубляются представления учащихся о теме данного
произведения. Для домашнего чтения учащимся 5-го класса предлагается рассказ
«Бежин луг» из «Записок охотника».
В 6-м классе Программой
предполагается изучение «Записок охотника». Рассматривается творческая история
и своеобразие композиции «Записок охотника». К рассмотрению на уроках
литературы предлагается рассказ «Бирюк».