Курсовая с практикой на тему Цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
1. Теоретические основы нетарифного
регулирования внешнеторговой деятельности 6
1.1 Цели и задачи введения мер нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности. 6
1.2 Подходы к классификации методов регулирования внешнеторговой
деятельности 12
2. Характеристика методов регулирования внешнеторговой деятельности. 22
2.1 Меры прямого ограничения: квотирование, лицензирование. 22
2.2 Меры защиты внутреннего рынка. 23
2.3 Административные и
таможенные формальности. 25
3. Развитие системы мер
нетарифного регулирования в ЕАЭС.. 27
Заключение. 33
Список источников информации. 35
Введение:
Актуальность работы. Таким образом,
таможенная пошлина, являясь экономическим инструментов управления торговой
деятельностью государства, оказывает существенное воздействие на
государственный товарооборот. Применяя различные механизмы в регламентации применения
уровня налогообложения ввозимых товаров и услуг государство реализует
одновременно ряд функций направленных на оптимальное сбалансирование внутренней
и внешней торгово-экономической среды государства. Одновременно правительство
регулирует ценовую политику, обеспечивает поступления бюджетных средств в
казну, а так же защищает права и интересы отечественных участников
товаро-отношений. Уделяется особое внимание соблюдению баланса адекватной
конкуренции внутреннего рынка, обеспечивая оптимальное удовлетворение интересов
каждой из сторон экономического процесса.
Большой проблемой для страны остается
преобладание фискальной ориентации деятельности таможенного аппарата, что
подтверждает актуальная статистика. Поступающие платежи из таможенных органов в
бюджет, составляют больше половины, от всех налоговых сборов страны. Стремление
Российской Федерации к установлению международных стандартов таможенного
налогообложения предполагают постепенное снижение ставок на таможенные пошлины
и сборы, что в свою очередь может негативно сказать на состоянии бюджета, так
зависимого от поступающих таможенных платежей.
В отношении товаров из государств – членов
ЕАЭС ведется 3 компенсационных расследования.
Одно из них проводится Украиной в
отношении легковых автомобилей из Российской Федерации.
Два компенсационных расследования
инициированы в отчетный период. Канадой начато расследование в отношении
горячекатаного стального листа из Российской Федерации и введена
предварительная пошлина в размере 18,9%. США инициировано расследование в
отношении холоднокатаного плоского проката, происходящего из Российской
Федерации.
В связи с этим государству предстоит
определить альтернативные, более устойчивые источники бюджетного
финансирования. В данном вопросе происходит разработка новых направлений
развития государства, на основании которых предполагаются большие структурные и
отраслевые изменения в экономике.
Нормативным документом, предопределяющим
начало функционирования Евразийского экономического союза, служит Договор о
Евразийском экономическом союзе. Он разработан на базе Таможенного союза и
Единого экономического пространства. Президентами Российской Федерации,
Республики Казахстан и Республики Беларусь он был подписан 29 мая 2014 года в
городе Астана (Казахстан). Позднее к вступлению в состав ЕАЭС присоединились
Армения и Киргизия.
Политика Российской Федерации в таможенной
области отвечает общим направлениям внешнеэкономической политики страны,
представляя собой систему мер, процедур и правил, регулирующих перемещение
через таможенную границу товаров, услуг и иных ресурсов в интересах защиты и
развития национальной экономики.
Основной задачей государственной политики
в таможенной области является деятельность, направленная на уравновешивание
товаро-потоков экспорта и импорта. В связи с этим к импортным товарам
применяются методы, уменьшающие их конкурентно способность во внутренней
торговой среде государства, а к экспортным, напротив, методы усиливающие
конкурентоспособность на мировом рынке. Таким образом, с одной стороны
государство регулирует защитные механизмы внутреннего рынка от импортеров,
лоббируя интересы отечественных поставщиков, а с другой, стимулирует экспорт.
На основании вышеизложенного стоит
признать, что система таможенных пошлин, и в частности пошлин на ввоз,
оказывает большое влияние на торговую область страны, и является актуальным
вопросом для понимания действующей таможенной политики страны, ее грамотного
построения. А обоснованная и грамотная ввозная таможенная политика является
залогом стабильности внутреннего рынка государства.
Цель работы – исследовать цели и
содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи:
— рассмотрены теоретические основы
нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
— показана характеристика методов
регулирования внешнеторговой деятельности;
— описано развитие системы мер нетарифного
регулирования в ЕАЭС.
Объект исследования – внешнеторговая
деятельность.
Предмет исследования – нетарифные меры.
Методы исследования — анализ, обобщение полученной информации.
Структура работы состоит из введения, трех
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате проделанной работы решены
следующие задачи: рассмотрены теоретические основы
нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности; показана характеристика
методов регулирования внешнеторговой деятельности; описано развитие системы мер
нетарифного регулирования в ЕАЭС.
В ходе исследования автор пришел к
следующим выводам:
1. Товары экспорта и товары, что помещены
под таможенную процедуру экспорта для завершения действия таможенной процедуры
свободного склада либо, таможенной процедуры таможенной свободной зоны должны
быть вывезены с таможенной территории ЕАЭС в срок, не превышающий одного года
от дня, что следует за днем размещения подобных товаров под таможенную
процедуру экспорта. Законодательством государств-членов ЕАЭС, в случае
необходимости, устанавливаться меньший срок, когда указанные товары должны
покинуть таможенную территорию ЕАЭС.
Такие товары таможенными органами не
задерживаются, когда на момент окончания действия таможенной процедуры экспорта
находятся они на свободном складе либо территории СЭЗ.
2. Условиями размещения под таможенную
процедуру экспорта товаров являются: соблюдение ограничений и запретов
относительно такого размещения; соблюдение других условий, что предусмотрены в
рамках ЕАЭС международными договорами, международными двусторонними договорами
между государствами-членами ЕАЭС, а также, международными договорами с третьей
стороной государств-членов ЕАЭС, уплата вывозных таможенных пошлин в
соответствии с Кодексом ЕАЭС и в соответствии с ЕТТ ЕАЭС.
3. Важнейшим условием для возмещения
внутренних налогов в связи с экспортированием товаров есть подтверждение
таможенным органом действительного вывоза товаров, размещенных под таможенную
процедуру экспорта, за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Рассмотрены экономические последствия, а
точнее экономическая роль контроля вывоза товаров в процедуре «экспорт» с
применением вывозных таможенных пошлин. В процессе исследования мы рассмотрели
общий подход таможенного контроля к экспортным операциям, а также экономическую
роль таможенного контроля в плане наполнения Федерального бюджета России.
Таможенные платежи занимают существенное место в этом процессе.
Таможенные платежи представляют собою
систему платежей обязательных, установленных налоговым и таможенным
законодательством Российской Федерации, взимаемых таможенными органами при
перемещении товаров через таможенную границу в последствии подлежащих перечислению
бюджетной системе Российской Федерации. Регулирующая функция таможенных
платежей включает широкий спектр экономических мер – от либерализации
внешнеторговых отношений в целях насыщения рынка внутреннего товарами,
пользующимися спросом, до проктеционистской защиты внутреннего производителя. В
ходе работы предложены направления для дальнейшего развития при сокращении
таможенных вывозных пошлин. При рассмотрении эти пути являются весьма
эффективными в свете внедрения России в международную торговлю.
На основании выводов автором вносятся
следующие предложения: совершенствование регулирования во внешнеторговой
деятельности России должно предполагать в области экспорта товаров с взысканием
вывозных таможенных пошлин: гармонизацию его с правилами и нормами ВТО,
дополнение и изменение законодательной базы для упрощения процедуры выдачи
лицензий и порядка лицензирования как такового,
формирования необходимых правовых условий для реализации российскими
предпринимателями возможностей и прав по продвижению на мировой рынок
российских товаров.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы нетарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
1.1 Цели и задачи
введения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности Основным
инструментом регулирования торговых отношений считается таможенная пошлина.
Хотя к мерам тарифного регулирования, по мнениям зарубежных классификаций, можно отнести только те таможенные пошлины,
которые основываются на таможенных тарифах.
Закон
Российской Федерации «о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности» трактует тарифное регулирование в тамошне в качестве метода
государственного управления внешней торговлей, проводимую с помощью
установления и изменения ввозных и вывозных пошлин.
А если
обратить внимание на то, что стандарты ВТО, которых придерживаются в Российской
Федерации, рекомендуют сокращать использование нетарифных методов регулирования
торговых отношений, в таком случае таможенные пошлины принимают на себя
основную роль регулятора в таможенной торговой деятельности.
Неся на
себе роль управленческого инструмента, таможенные пошлины выполняют следующие
функции [4, c. 66]:
1. регулятивную, осуществляя регулирование
объемов передвижения товаров и услуг через таможенную границу;
2. фискальную, осуществляя поступления
получаемых сборов в бюджет государства;
3. защитную, осуществляя защитные функции
внутреннего рынка и отечественных поставщиков и производителей.
Разрабатываемые
перечни ставок пошлин регламентируют установку таможенных пошлин. Таможенные
тарифы бывают двух типов: на ввозимые
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы методов
нетарифных ограничений. 5
1.1 Цели и задачи введения
нетарифных мер. 5
1.2 Классификация мер нетарифного
регулирования. 6
2. Принцип действия нетарифных методов регулирования ВЭД.. 13
2.1 Особенности применения нетарифных
методов. 13
2.2 Нетарифное регулирование на
межгосударственном уровне. 17
3. Использование методов нетарифного
регулирования в РФ.. 23
3.1 Демпинг как финансовый метод. 23
3.2 Примеры демпинга. 27
3.3 Антидемпинговые меры.. 29
Заключение. 35
Список используемой литературы.. 37
Введение:
В
случае нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности
принимаются во внимание меры государственного регулирования, запрещающие ввоз и
вывоз товаров и транспортных средств в целях защиты экономических интересов государства
и обеспечения национальной экономической безопасности страны.
Аналогичные
нетарифные меры применяются в торговле с третьими странами на любой таможенной
территории.
Процесс
введения и применения таких мер, как нетарифное регулирование, регулируется
отдельными соглашениями между государствами-членами ЕАЕ. [2; с 275]
Решение
о применении мер нетарифного регулирования в отношении импорта товаров в
таможенный сектор и / или экспорта из этого региона принимает Комитет
Таможенного союза ЕАЭС.
Существует
около пятидесяти методов государственного нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности.
Актуальность
данной темы подтверждается следующим. Во-первых, мировая практика внешней
торговли предполагает, что члены Всемирной торговой организации (ВТО) в
последние десятилетия ввели более низкие тарифы, что способствовало снижению
уровня таможенной защиты во взаимной торговле между ними.
Таким
образом, меры нетарифного регулирования являются эффективным средством защиты
рынка.
Во-вторых,
нетарифный барьер – это любая политика или процедура ограничения импорта, но не
тарифы. Наконец, в-третьих, область нетарифного регулирования составляет
значительную часть системы торговых барьеров.
Курс
направлен на определение того, как можно улучшить нетарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности на основе изучения мер нетарифного
регулирования в современных условиях. Данная
цель привела к созданию и решению следующих задач: государственное
регулирование внешней торговли Российской Федерации как основного типа
зарубежных вертопрахов; Рассмотреть понятие и классификацию мер нетарифного
регулирования; Оценка особенностей применения нетарифного регулирования в
Российской Федерации в настоящее время; Выявление путей совершенствования
нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как средства
управления торговлей.
Предметом
исследования являются принципы разработки и применения методов нетарифного
регулирования, а целью работы является внешнеэкономическая деятельность стран.
методы исследования.
Методологические
основы — современная экономическая теория, научные работы местных и зарубежных
ученых региона. [18; с 235]
Для
решения возникающих в работе задач используются диалектический метод научного
познания и общенаучные методы исследования:
• комплексный анализ и синтез, формальные
и диалектические рассуждения, метод систематического анализа;
• Сравнительный анализ;
• Экономико-математический анализ;
• Структурный подход.
Информационной
базой работы послужил специальный журнал и справочное издание Российской
Федерации, зарубежных стран, международных организаций и учреждений. Также
широко использовались отчеты, тематические обзоры и публикации из стран СНГ, ЕС
и других международных организаций. Работа курса включает введение, три главы, выводы
и библиографию из 25 источников.
Заключение:
Согласно Федеральному закону «Об
инфраструктуре государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
нетарифное регулирование — это метод государственного регулирования внешней
торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных
ограничений, и ограничений экономического характера.
Как вы знаете, ГАТТ / ВТО, ЮНКТАД,
Международный валютный фонд, Всемирный банк, МБРР, Международная торговая
палата (МТП) и многие другие связанные организации разработали правила о
нетарифных мерах для регулирования внешнеторговой деятельности.
Классификация нетарифных барьеров может
быть представлена в аналогичном формате:
1. Измерение финансового воздействия
(сборы, налоги, пошлины).
2. Административные меры
(количественные, секретные, финансовые)
Особенность применения нетарифных мер
заключается в том, что они, как правило, не связаны какими-либо международными
обязательствами; Более комфортное достижение желаемых результатов
внешнеэкономической политики; Это позволяет учитывать специфику состояния
мировой экономики; Они не возлагают на население дополнительной налоговой
нагрузки.
Демпинг – метод нетарифной торговой
политики, предполагающий продвижение товаров на внешний рынок путем снижения
экспортных цен ниже нормального уровня цен в этих странах.
Демпинг обычно основан на рыночной
ситуации, при которой эластичность спроса по цене ниже, чем у внешнего рынка.
Это позволяет компаниям, занимающим относительно монопольное положение на
внутреннем рынке, продавать свою продукцию по более высокой цене, чем на
внешнем рынке, где спрос более гибок и где конкуренция выше. Демпинг запрещен
правилами Всемирной торговой организации. Демпинг нарушает правила честной
конкуренции и наносит ущерб местным производителям.
Для борьбы с демпингом в Российской
Федерации разработаны специальные антидемпинговые меры, регулирующие таможенные
пошлины на ввозимые товары и таможенное законодательство на основании
Федерального закона «Об особой защите», антидемпинговые и компенсационные меры.
Целью этих законов является защита
экономических интересов российских производителей в случае увеличения импорта,
демпингового импорта или льготного импорта на таможенную территорию Российской
Федерации.
Главный инструмент борьбы с демпингом –
антидемпинговая пошлина. Предварительная обязанность состоит в том, чтобы
количественно определить разницу между внутренними и внешними отпускными ценами
на продукт, установленную страной-импортером для компенсации негативных
последствий недобросовестной ценовой конкуренции, основанной на демпинге.
Фрагмент текста работы:
В
случае нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности
принимаются во внимание меры государственного регулирования, запрещающие ввоз и
вывоз товаров и транспортных средств в целях защиты экономических интересов государства
и обеспечения национальной экономической безопасности страны.
Аналогичные
нетарифные меры применяются в торговле с третьими странами на любой таможенной
территории.
Процесс
введения и применения таких мер, как нетарифное регулирование, регулируется
отдельными соглашениями между государствами-членами ЕАЕ. [2; с 275]
Решение
о применении мер нетарифного регулирования в отношении импорта товаров в
таможенный сектор и / или экспорта из этого региона принимает Комитет
Таможенного союза ЕАЭС.
Существует
около пятидесяти методов государственного нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности.
Актуальность
данной темы подтверждается следующим. Во-первых, мировая практика внешней
торговли предполагает, что члены Всемирной торговой организации (ВТО) в
последние десятилетия ввели более низкие тарифы, что способствовало снижению
уровня таможенной защиты во взаимной торговле между ними.
Таким
образом, меры нетарифного регулирования являются эффективным средством защиты
рынка.
Во-вторых,
нетарифный барьер – это любая политика или процедура ограничения импорта, но не
тарифы. Наконец, в-третьих, область нетарифного регулирования составляет
значительную часть системы торговых барьеров.
Курс
направлен на определение того, как можно улучшить нетарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности на основе изучения мер нетарифного
регулирования в современных условиях. Данная
цель привела к созданию и решению следующих задач: государственное
регулирование внешней торговли Российской Федерации как основного типа
зарубежных вертопрахов; Рассмотреть понятие и классификацию мер нетарифного
регулирования; Оценка особенностей применения нетарифного регулирования в
Российской Федерации в настоящее время; Выявление путей совершенствования
нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как средства
управления торговлей.
Предметом
исследования являются принципы разработки и применения методов нетарифного
регулирования, а целью работы является внешнеэкономическая деятельность стран.
методы исследования.
Методологические
основы — современная экономическая теория, научные работы местных и зарубежных
ученых региона. [18; с 235]
Для
решения возникающих в работе задач используются диалектический метод научного
познания и общенаучные методы исследования:
• комплексный анализ и синтез, формальные
и диалектические рассуждения, метод систематического анализа;
• Сравнительный анализ;
• Экономико-математический анализ;
• Структурный подход.
Информационной
базой работы послужил специальный журнал и справочное издание Российской
Федерации, зарубежных стран, международных организаций и учреждений. Также
широко использовались отчеты, тематические обзоры и публикации из стран СНГ, ЕС
и других международных организаций. Работа курса включает введение, три главы, выводы
и библиографию из 25 источников.
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.1 Цели и задачи введения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.2 Подходы к классификации методов регулирования внешнеторговой деятельности 9
2. Характеристика методов регулирования внешнеторговой деятельности 15
2.1 Меры прямого ограничения: квотирование, лицензирование 15
2.2 Меры защиты внутреннего рынка 18
2.3 Административные и таможенные формальности 22
3. Развитие системы мер нетарифного регулирования в ЕАЭС 25
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность исследования. В условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) возрастает роль и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В условиях формирования Единого экономического пространства проведение оценки экономического потенциала страны, исследования факторов, оказывающих влияние на его развитие, представляется весьма актуальной задачей экономической науки, решение которой позволит эффективно управлять соответствующими процессами в экономике страны и проводить правильную внешнеторговую политику.
В условиях формирования Единого экономического пространства все неоднозначным становится оценка таможенных платежей как фактора экономического развития, в том числе оценка их роли в стимулировании совокупного экономического потенциала России.
Значительно более важным фактором, оказавшим влияние на динамику импорта, стала экономическая ситуация внутри страны. В структуре импорта доля инвестиционных товаров составляет более четверти. Однако в 2013 году темпы роста инвестиций в основной капитал упали до околонулевых отметок (по итогам года: -0.2%). Это и определило сокращение в физическом выражении импорта инвестиционных машин и оборудования. Аналогичная динамика наблюдалась и в отношении импорта промежуточных товаров, составляющих почти треть общего объема импорта. В условиях стагнации промышленного производства импорт промежуточных товаров (главным образом комплектующих) сократился.
Целью данной работы являются цели и содержание методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
— Цели и задачи введения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
— Подходы к классификации методов регулирования внешнеторговой деятельности.
— Меры прямого ограничения: квотирование, лицензирование.
— Меры защиты внутреннего рынка.
— Административные и таможенные формальности.
— Развитие системы мер нетарифного регулирования в ЕАЭС.
Объектом исследования выступают методы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются нормы международного, административного, таможенного и других отраслей права, определяющие содержание и порядок применения мер нетарифного регулирования внешней торговли.
Теоретическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, содержащие отдельные аспекты исследуемой проблемы.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Структура работы: работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
После проведённого исследования по теме работы можно сказать, что её цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
Подводя итог, отметим, что в случае негативных внешних эффектов чрезвычайно серьезным проявлением неэффективности рынков является отсутствие компенсации ущерба со стороны тех, кто ее наносит, тем, кто испытывает. Соответственно, и государственное регулирование негативных внешних эффектов должно быть нацелено прежде всего на обеспечение такой компенсации. С другой стороны, те, кто создают положительные внешние эффекты, не имеют оснований требовать компенсации со стороны тех, кто получает некомпенсированные выгоды. Поэтому и в обязанности государства обеспечения такой компенсации не входит.
Регулирование международной торговли предполагает целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Несмотря на то, что любой метод государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводит к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется тем, что существуют группы населения, для которых политика протекционизма, т.е. государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, выгодно. Эти группы населения могут оказывать давление на государство с целью ограничения торговли, и такое давление часто имеет положительный результат, тем более что и самому государству применения тарифных и некоторых нетарифных методов регулирования торговли дает немалый доход.
С другой стороны, приведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли? и лишь в краткосрочном периоде. Однако, как сторонники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда можно количественно проверить, а потому они требуют особого внимания и анализа.
Анализ нетарифных мер внешнеторгового регулирования предполагает использование одной из классификаций, разработанных за последние несколько десятилетий как международными организациями, так и отдельными исследователями. Описана эволюция подходов к классификации нетарифных мер с середины XX в. по настоящее время.
Проведенный анализ подходов к классификации нетарифных мер показал, что почти за 30 лет было предложено несколько их классификаций. Однако все они соответствовали решению отдельных прикладных задач или теряли актуальность с расширением количества нетарифных мер. Это потребовало объединения усилий таких международных организаций, как ООН, ВТО, ЮНКТАД и ряда других в разработке новой универсальной классификации.
К настоящему времени в качестве наиболее полной и часто применяемой в международной практике выступает разработанная в 2008 г. классификация ЮНКТАД, включающая порядка 180 видов нетарифных мер внешнеторгового регулирования. При этом классификация остается открытой, а это, как и весь предыдущий опыт разработки классификации нетарифных мер, говорит о том, что процесс классификации этих мер по-прежнему нельзя считать завершенным.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
1.1 Цели и задачи введения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Под нетарифными методами регулирования внешней торговли понимается такой комплекс мер государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем введения количественных, а также иных запретов и ограничений. Одной из главных задач ЕАЭС — установление мер нетарифного регулирования в торговле государств — членов ЕАЭС с третьими странами.
В наше время нетарифное регулирование имеет следующие цели: защита национальной экономики; соблюдение международной безопасности; выполнение международных обязательств; поддержка стабильности международной системы.
В 2012 году Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана классификация нетарифных мер регулирования внешней торговли. Международная классификация имеет древовидную структуру, в рамках которой меры сгруппированы по разделам в зависимости от их сферы действия и/или характера[14].
Меры в отношении импорта делятся на технические, нетехнические и меры в отношении экспорта. Всего в классификации выделено 16 групп НТБ (нетарифные барьеры). В данные группы включены практически все возможные методы нетарифного регулирования, включая финансовые и влияющие на конкуренцию меры, инвестиционные меры, имеющие отношение к торговле, ограничения, связанные со сбытом, государственными закупками, защита прав интеллектуальной собственности и т.д.
Меры контроля так же можно поделить на косвенные и прямые. К прямым относятся такое количественные инструменты, как квотирование, лицензирование, и меры контроля цен. К косвенным мерам относится технический барьер, которые используются в целях защиты здоровья потребителей.
Несмотря на то, что подобный вид регулирования является правомерным, НТБ могут оказывать негативное влияние на внешнеторговый потом, затруднять выход на рынок новых товаров, а также снижают вероятность появления новых торговых партнёров. Все эти факторы влияют на спад конкуренции и рост издержек, так как происходит ограничение потока товара на рынке[23].
Нетарифные меры охватывают от 18 до 30% мировой торговли, при этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции и 44% продукции сельского хозяйства.
Нужно отметить, что на долю сельскохозяйственных продуктов приходится только 8% мировой торговли, но при в развитых странах оно находится под жесткой защитой многоплановых мер государственной поддержки производства и внешней торговли. Сельское хозяйство поддерживается с помощью государственных дотаций, а высокие таможенные барьеры и нетарифные ограничения защищают страны от дешевого импорта.
По оценкам международных организаций НТМ влияют от 18% до 30% на объемы международной торговли. По данным ВТО на конец 2017 года наибольшая доля от общего количества принятых нетарифных мер приходится на санитарные и фитосанитарные меры (составила 28,4% от всех принятых НТМ). Другие актуальные НТМ стали технические барьеры в торговле (ТБТ) (19,5%) и антидемпинговые меры (14,1%). Активнее всего нетарифные меры применяют применяются развивающиеся страны (более 50% от всех НТМ, введенных в 2017 году) [21].
В статье Зеленюк А., Орлова Г., Савинов Ю., Тарановская Е. «Государственная поддержка экспортеров» была описана проблема поддержки экспортной̆ деятельности, направленная на усиления конкуренции и применение различных методов нетарифноӗ поддержки национальных производителей̆.
Основными сферами применения нетарифных методов является рынок металлургии. Государственная поддержка национальной промышленности заключается в укреплении позиции национальных компаний, путем применения НТБ, таким образом, ограждая их от экспансии зарубежных конкурентов (введение импортных пошлин, запрета на ввоз аналогичной продукции из ряда стран).
Для поддержки экспортеров на данном рынке, в 2018 году США ввели высокие тарифы на импорт стали (25%) и пошлины на ввоз алюминия (10%). В 2009 году в России, для достижения таких же целей, был введен запретили ввоз китайского вагонного литья[6
Подобные оградительные меры стали все чаще использоваться на международном рынке. В мае 2015 года США вышли из соглашения с Россией̆ о неприменении антидемпинговых пошлин, а в декабре министерство торговли США ввело пошлины в отношении импорта холоднокатаной̆ полосовой̆ стали из России.
В марте 2015 года Иран увеличил импортные пошлины на зарубежную сталелитейную продукцию на 10–20%. Мексика, один из основных импортеров стали в Латинской̆ Америке, ввела заградительную пошлину в размере 15% в конце сентября 2015 года. Турция повысила импортные пошлины с 12 до 30-40% на стальные прутки. Ввел пошлину в размере 21% на горячекатаные рулоны и толстый̆ лист и Таиланд.
Проблематика нетарифных мер (НТМ) в государственном регулировании внешней торговли в последние годы все чаще присутствует в повестке дня национальных и международных экономических организаций. Доклад Всемирной торговой организации (ВТО), посвященный НТМ1, масштабные исследования Евразийского банка развития [1], Европейской комиссии совместно с Международным торговым центром [2], отдельных экспертов [5], а также систематизация на базе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) НТМ и создание баз данных НТМ в рамках баз данных по международной торговле Trade Analysis Information System (TRAINS) и Integrated Trade Intelligence Portal (I-TIP) свидетельствуют о явно возросшем интересе к вопросам, связанным с нетарифными мерами. Причины такого внимания очевидны. Во-первых, расширение масштабов применения НТМ стало одной из заметных тенденций последних нескольких десятилетий в развитии сферы государственного регулирования внешней торговли товарами и услугами.
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы методов нетарифных ограничений 6
1.1 Цели и задачи введения нетарифных мер 6
1.2 Классификация мер нетарифного регулирования 7
2. Практические аспекты применения нетарифных методов регулирования ВЭД 16
2.1 Особенности применения нетарифных методов 16
2.2 Нетарифное регулирование на межгосударственном уровне 19
2.3 Использование методов нетарифного регулирования в ЕАЭС 23
3. Пути оптимизации применения мер нетарифного регулирования ВЭД в ЕАЭС 27
Заключение 29
Список литературы 30
Введение:
В течение последних десятилетий процессы интеграции и глобализации способствовали росту масштабов международных торгово-экономических отношений и объективно обусловили формирование соответствующих мировых регуляторных систем обмена товарами и услугами. В рамках этих систем в условиях усиления либерализации постепенно ограничивается использование некоторых протекционистских инструментов и методов регулирования международной торговли, сужая возможность стран обеспечивать защиту национальных экономических интересов на внешних рынках, что требует трансформации их регуляторной политики.
Сейчас использование тарифных мер существенно ограничивается принятыми соглашениями в пределах торговых организаций и союзов. Так, вследствие либерализации международной торговли в рамках ВТО средний уровень таможенных тарифов развитых стран составляет около 4%, а развивающихся — 13% [1, с. 76]. Вместе с тем практика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в ведущих европейских странах, несмотря на декларативную приверженность принципов свободной торговли, свидетельствует, что продолжается жесткое, часто скрытое в целях защиты национальных рынков, использование нетарифных ограничений. Так, по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли и применяются развитыми странами относительно 17% импорта, в том числе до 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий и 44% продукции сельского хозяйства [2].
Низкая конкурентоспособность отечественной продукции на европейских рынках и несоответствие ее европейским стандартам и нормативам существенно усложняет поиск потенциальных рынков сбыта.
Стремление России к диверсификации рынков сбыта товаров с учетом проблем отечественной экономики требует мер, направленных на защиту внутреннего рынка, и формирование соответствующей внешнеэкономической политики. Одна из неотложных задач для страны – формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования внешней торговли.
Анализ последних исследований и публикаций. Нетарифное регулирование в последние годы не раз становилось предметом научных исследований.
Так, российские ученые, в частности, И. Бурковский [3], И. Дюмулен [4], А. Мазараки, Т. Мельник [5], В. Точило [6], А. Филипченко [7] и др. исследовали особенности нетарифных мер в сранении с тарифными и другими инструментами торговой политики.
Такие же исследователи, как А. Ашурков [8], В. Идрисова [9], Ю. Тихомиров [10], Д. Митчел, Дж. Нэш [11] изучали проблемы влияния нетарифного регулирования на объемы товарооборота между странами в рамках интеграционных объединений и во внешней торговле с третьими странами. В то же время недостаточно освещенными остаются вопросы оценки масштабов и последствий применения нетарифных ограничений на современном этапе как метода защиты внутреннего рынка.
Целью курсовой работы является оценка возможностей использования нетарифных мероприятий как инструмента защиты отечественного производства и как важного условия повышения конкурентоспособности способности российской продукции на внешних рынках.
Задачи курсовой работы:
— изучить цели и задачи введения нетарифных мер;
— раскрыть классификацию мер нетарифного регулирования;
— рассмотреть особенности применения нетарифных методов;
— проанализировать нетарифное регулирование на межгосударственном уровне;
— проанализировать использование методов нетарифного регулирования в ЕАЭС;
— рассмотреть пути оптимизации применения мер нетарифного регулирования ВЭД в ЕАЭС 20
Объект курсовой работы – меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Предмет курсовой работы — меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности как инструмент защиты отечественного производства.
Методы исследования. В исследовании использованы статистические и графические методы (для оценки масштабов нетарифного регулирования), методы сравнительного анализа и обобщения данных.
Заключение:
Нетарифные методы являются методами административного воздействия. Применение нетарифных методов — эффективное средство регулирования внешнеэкономической деятельности путем установления определенных требований к субъектам хозяйственной деятельности. Однако при формировании государственной внешнеэкономической политики необходимо взвешенно подходить к применению этих методов, руководствуясь, прежде всего, национальными интересами государства.
Нетарифные меры таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности включают в себя целый комплекс мер запрещающих, ограничивающих или квотирующих свободу перемещения товаров через таможенную границу России. Ограничение свободы перемещения товаров оправдано, исходя из соображений экономической государственной безопасности, защиты здоровья и жизни человека. Участникам внешнеэкономической деятельности, заключающим внешнеторговые контракты на поставку импортной продукции в Россию или экспорт товаров за пределы таможенной границы России, важно еще на этапе заключения внешнеэкономического контракта определить, под какие меры нетарифного регулирования может попадать данный код товара по ТН ВЭД.
В заключение стоит отметить, что меры нетарифного регулирования реализуются посредством использования инструментов административного регулирования, и их использование необходимо тогда, когда экономические рычаги работают не достаточно эффективно. На современном этапе нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения, и не ставит этой задачи на ближайшее будущее.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы методов нетарифных ограничений
1.1 Цели и задачи введения нетарифных мер
В современной мировой экономике, в эпоху углубления внешнеэкономических связей, активного международного товарообмена, на фоне усиления конкуренции и связанных с ним торговых конфликтов растет потребность в диверсификации мер по регулированию внешней торговли страны. В настоящее время новые условия для развития мировой экономики привели к образованию в мировой торговле системы более эффективного и гибкого протекционизма, основой которого является нетарифные регулирующие инструменты, которые постоянно меняются и усложняются.
Среди отечественных ученых механизмы нетарифного регулирования внешнеэкономических связей изучали А. Мазараки, Т. Цыганкова, Н. Горин, А. Гребельник, Н. Науменко, Н. Ткаченко, В. Голубева и многие другие. Детальный анализ протекционистских мер также проводился международными организациями, в частности, ВТО, ЕС, ОЭСР и Аналитическим центром по оповещению о глобальном торговлю.
Нетарифные методы регулирования международной торговли — это совокупность ограничительно-запретительных мер, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и стимулирующих развитие экспортного потенциала государства как субъекта глобальных экономических отношений [10].
Использование нетарифных регуляторных методов в мире неоднозначно, а иногда достаточно противоречивым. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирная торговая организация (ВТО) направлена на максимальное сокращение нетарифных регуляторных методов в сфере внешнеэкономической деятельности. Но использование методов регулирования тарифов, в частности снижение уровня таможенных ставок, не дает полной картины уровня реального протекционистской защиты внутренних рынков стран.
Если экономические нетарифные меры действуют через рыночные механизмы и приводят к росту цен импортируемых и экспортных товаров соответственно, тогда как административный, кроме рыночных отношений, ограничивает доступ к импорту и поставки отечественных товаров за границу [10]. Значительное снижение тарифных ограничений в рамках ВТО привело к более интенсивному использованию нетарифных регуляторных методов странами для защиты интересов национальных товаропроизводителей [9].
В международной практике и в торговой политике было решено различать: нетарифные ограничения, специально разработанные для регулирования внешней торговли (запрет, квотирование, лицензирование, добровольные экспортные ограничения и т.д.) через их помощь и нетарифные ограничения, возникающие в результате технической политики, внедрение стандартов здравоохранения «я, финансовых и административных мероприятий и т.п. [15].