Курсовая с практикой на тему Цель, задачи, объекты изучения статистики таможенных платежей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ 5
1.1. Историография исследований проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей 5
1.2. Психолого-педагогические основы формирования представлений об окружающем мире у детей 7
1.3. Специфика формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталости 12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 20
2.1. Организация и методики исследования уровня сформированности представлений 20
2.2. Методы и приемы формирования представлений об окружающем мире 24
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Введение:
Реализация направления формирования представлений об окружающем мире приобретает достаточно важное значение в процессе коррекционного образования детей с умственной отсталостью, поскольку в результате недостаточности развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы они не всегда адекватно воспринимают окружающий мир и осознают зависимость своей жизни и здоровья от окружающей среды. Формирование представлений об окружающем мире является необходимой составной частью коррекционно-воспитательной работы в специальном образовательном учреждении.
Формирование представлений об окружающей среде у детей 7-8 лет с легкой степенью умственной отсталости основывается на современном понимании процесса воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, учете закономерностей развития в возрасте 7-8 лет. В этот период дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливают доступные знания и представления, которые в дальнейшем становятся основой для формирования целостного представления о природе; закладывается основа личностной культуры, в состав которой включается развитие представлений о себе, ориентация ребенка в предметном мире, в явлениях личной жизни и деятельности, то есть «базис», который соответствует общечеловеческим ценностям. (А.Н. Калинина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.П. Павлова, Н.Д. Соколова). Особенно важна сформированность представлений об окружающем мире при обучении в школе. Этим и обусловлена актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – представления об окружающем мире у детей с лёгкой умственной отсталостью 7-8 лет.
Предмет исследования – процесс формирования представлений об окружающем мире у детей с лёгкой умственной отсталостью 7-8 лет.
Цель исследования – определить специфику формирования представлений об окружающем мире у детей с лёгкой умственной отсталостью 7-8 лет.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историографию исследований проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей.
2. Описать психолого-педагогические основы формирования представлений об окружающем мире у детей.
3. Охарактеризовать специфику формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталости.
4. Провести экспериментальное исследование особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталостью.
Методы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− метод синтеза;
− метод обобщения;
− эксперимент;
− беседа.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: определена специфика формирования представлений об окружающем мире у детей с лёгкой умственной отсталостью 7-8 лет.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрена историография исследований проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей. Было установлено, что информация о окружающем мире достаточно масштабная и разноплановая и удваивается каждые 6-7 лет, что создает трудности полноценного усвоения информации ребенком 7-8 лет с умственной отсталостью. Поэтому необходимость формирования представлений об окружающем мир у подрастающего поколения россиян в условиях глобализации образования, недостаточности научных разработок по обозначенной проблеме, ее социально-педагогической важности является актуальной проблемой для многих исследователей.
2. Описаны психолого-педагогические основы формирования представлений об окружающем мире у детей. Выявлено, что формирование представлений об окружающем мире очень важно для умственно отсталых детей, так как в результате недостаточности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы им свойственно неправильное восприятие окружающего мира, что, в свою очередь, значительно ограничивает их кругозор, затрудняет ориентировку в окружающем мире, препятствует адаптироваться к жизни и адекватно вести себя в природе и обществе. Поэтому ознакомление с окружающим миром является составной частью коррекционно-воспитательной работы с детьми 7-8 лет с легкой степенью умственной отсталости.
3. Охарактеризована специфика формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталостью. Установлено, что для формирования представлений об окружающем мире у детей данной категории необходимо использование различных методов и приемов:
− игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалки, элементы соревнования);
− словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и т.д.);
− наглядных (использование игрушек, муляжей, иллюстраций, естественного материала, показ игровых действий).
В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в разных возрастных группах разнообразно, с учетом растущего опыта детей, а также новых задач по формированию представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталости.
4. Проведено экспериментальное исследование особенностей формирования представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с лёгкой умственной отсталостью. На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что все дети 7-8 лет с легкой степенью умственной отсталости, принявшие участие в исследовании, обладают не сформировавшимися представлениями об окружающем мире и запасом бытовых знаний. Никто из детей не набрал 10 баллов.
На формирующем этапе эксперимента проводилась работа по формированию представлений об окружающем мире у детей с лёгкой умственной отсталостью 7-8 лет. В работе с детьми использовали игровые задания и упражнения. Проводилась работа с родителями.
Контрольный эксперимент показал положительную динамику в результатах исследования. Один ребенок набрал 10 баллов, у остальных отмечено повышение общего количества баллов.
Такие результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ
1.1. Историография исследований проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей
Преобразование современного общества обусловливают необходимость принятия человеком взвешенных решений по взаимодействию с окружающей средой и усиливают актуальность проблемы целостного восприятия действительности личностью. В то же время информация о окружающем мире достаточно масштабная и разноплановая и удваивается каждые 6-7 лет, что создает трудности полноценного усвоения человеком научной информации, особенно в условиях многопредметного школьного обучения вообще и начального частности. Поэтому необходимость формирования представлений об окружающем мире у подрастающего поколения россиян, в частности у детей с умственной отсталостью, в условиях глобализации образования, недостаточности научных разработок по обозначенной проблеме, ее социально-педагогической важности определяют актуальность этой проблемы. Для ее решения необходимо учитывать имеющийся зарубежный и национальный опыт.
Результаты анализа историко-педагогических источников ХХ века свидетельствуют, что в отечественной педагогической проблеме исследования посвящено немало работ. Частично эти вопросы освещались Л.В. Артемова, Д.А. Николенко и другими выдающимися педагогами, которые в своих работах определяли пути формирования у учащихся системных знаний, умений и навыков, мировоззренческих представлений. Проблемы обобщение знаний по естественным дисциплинам исследовали Т.Г. Богданова, Е.Е. Кравцова, Д.А. Николенко, А.М. Щербакова и др. Проблемы формирования научного миропонимания и научной картины мира изучали Р.А. Афансьева, Н.Ф. Виноградова, Л.С. Выготский, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова, Э.В. Лапошина, И.И. Мамайчук и другие исследовали общие и отдельные вопросы формирование у младших школьников научной картины мира. Вместе с тем методологическое, теоретическое и методическое обоснование проблемы формирования целостной научной картины мира у учащихся начальной школы остается открытым для дальнейших исследований.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что умственное развитие ребенка предполагает развитие мышления и речи. Совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление и наоборот, четкое произношение делает мысль более понятной для слушателя. С развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый от восприятия различных предметов, явлений окружающей действительности. Процесс познания природы способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, характеризующих названия, действия, качества и помогают анализировать предмет и естественное явление со всех сторон. Поэтому природа дает возможность для различной деятельности ребенка, способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
В педагогической литературе подчеркивается мысль, что именно в возрасте 7-8 лет дети получают эмоциональные впечатления о природе, накапливают доступные знания и представления, которые в дальнейшем становятся основой для формирования целостного представления о природе.
Анализ литературы показал, что проблеме ознакомления умственно отсталых детей с природой посвящены труды А.А. Катаева, Н. Морозовой, Н.П. Павловой, Н.Д. Соколовой. Основы методической системы по ознакомлению с окружающим миром представлены в работах Р.А. Афанасьевой и Э.В. Лапошиной.
При формировании естественных понятий организация познавательной деятельности ребенка начинается с обеспечения восприятия отдельных явлений, предметов и событий. Наглядный образ восприятия отражает объект, который характеризуется целостностью, связями, взаимоотношениями между качествами, свойствами или его частями (Т.М. Байбара). Формой более обобщенного, но вместе с тем наглядного, чувственного отражения действительности, ступенькой к высшей форме познания (к абстрактному мышлению), которая возникает на основе ощущений и восприятий, является представление.
Известно, что сложившиеся представления о природе является базой для последующего формирования естественных понятий. Они служат мостиком между чувственным и рациональным познанием. ‘»Чем ярче, чем богаче будут получены ребенком представления, тем более четкими будут понятия и тем легче будет происходить тяжелая работа над их построением» (К.П. Ягодовский).