Курсовая с практикой на тему «А.С. Пушкин «Повести Белкина»: проблема жанра»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Основы исследования жанра повести и ее характерные черты 5
2. Жанровая близость повести и новеллы 21
3. Цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина» и его сходство с жанром романа 26
Заключение 32
Библиографический список 34
Введение:
Прозе А. С. Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых Ивану Петровичу Белкину рассказали «разные особы».
Оригинальность и своеобразие «Повестей Белкина» заключаются в ом, что Пушкин показал в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода.
Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени. Обращение к жизни поместного дворянства средней руки («Метель», «Барышня- крестьянка»), армейской среды («Выстрел»), внимание к судьбе «мученика четырнадцатого класса» («Станционный смотритель»), наконец, к быту мелких московских ремесленников («Гробовщик») наглядно свидетельствует об этой устремленности «Повестей Белкина». Воссоздавая жизнь своих ничем не примечательных героев, Пушкин не приукрашивает ее и не скрывает тех ее сторон, которые представлялись подлежащими преодолению.
Важным вопросом в пушкиноведении является образ надуманности или реальности Белкина. Не менее важным представляется вопрос о целой системе рассказчиков, так как в «Повестях Белкина» композиционная функция Белкина проявляется в его «самоустранении» из повестей (образ автора включен только в предисловие).
Актуальность исследования заключается в том, что проблематика жанра произведения Пушкина «Повести Белкина» актуальна и значима в современных условиях. Это обусловлено активным интересом к данному вопросу со стороны научного сообщества. Проблемой цикла повестей занимались знаменитые пушкиноведы — В.В. Виноградов, И.В. Фоменко, В.В. Гиппиус, М.Н.Дарвин, а также современные литературоведы В.И. Тюпа, В. Шмид, С.С. Сазонова и другие, однако точка в данном вопросе не поставлена и в настоящее время.
Целью данной работы является анализ проблемы жанра цикла произведений А. С. Пушкина «Повести Белкина».
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать основы исследования жанра повести и ее характерных черт.
2. Проанализировать жанровую близость повести и новеллы.
3. Изучить цикл А. С. Пушкина «Повести Белкина» и его сходство с жанром романа.
Объектом исследования является текст цикла А. С. Пушкина «Повести Белкина».
В качестве предмета работы выступает проблематика жанра цикла А. С. Пушкина «Повести Белкина».
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, три параграфа, заключение и библиографический список.
Заключение:
На сегодняшний день творчество А.С. Пушкина исследовано во множестве аспектов. Изучением природы комического в художественном наследии поэта, анализом его моделей иронического, юмористического или сатирического в поэзии и прозе занимались Д. Д. Благой, Л.П. Гроссман, Р.Г. Назиров, Н. С. Степанов, Л. И. Вольперт и многие другие.
С современной точки зрения, «Повести Белкина» — вовсе не повести (этим термином обычно обозначается средний эпический жанр, мини-роман, в XX веке культивируемый, скажем, Валентином Распутиным или Юрием Трифоновым).
Во-первых, повести — обозначение не жанра, а скорее формы повествования. Разные истории рассказывают — повествуют — названные в пушкинском примечании лица. Один из критиков (упомянутый в письме Плетнёву Булгарин) назвал пушкинские тексты анекдотами. Точнее говоря, это новеллы (необыкновенная история с чётким фабульным строением), противопоставленные жанру рассказа (обыкновенная история), очерка (невыдуманная история) или волшебной сказки (фантастическая история).
Во-вторых, Пушкин-автор скрыт сразу за двумя (или даже несколькими) масками: для начала это сам Иван Петрович Белкин, затем издатель А. П. (которого, несмотря на те же инициалы, не обязательно отождествлять с автором). Наконец, и Белкин тоже не автор, а собиратель историй: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т.». Впрочем, скоро главная маска, — собственно, Белкина — была сброшена.
В-третьих, «Повести Белкина» отличаются синтаксическим и семантическим пуризмом: «короткая, простая фраза — без ритмических образований, без стилистических фигур» (Борис Эйхенбаум). Лингвисты отмечают, что в «Повестях» преобладают простые предложения (в «Метели» их более 70 %), мало инверсий и сравнений, зато много глаголов.
Пушкин создавал свою прозу на основе своего же стиха. Именно поэтому она — на таком расстоянии от стиха. Это не «поэтическая проза» Марлинского или Гоголя. Маленькая фабула развёртывается в увлекательный сюжет, рассказанный стилем «свободного разговора». Это не «быстрые» повести; наоборот — при помощи тонких художественных приёмов Пушкин задерживает бег новеллы, заставляет ощущать каждый его шаг.
Фрагмент текста работы:
Основы исследования жанра повести и ее характерные черты
Изучение жанра повести в контексте русской литературы — актуальная проблема историко-литературного и теоретического характера. В современном литературоведении существует огромное количество исследований, посвященных разработке проблемы жанровой природы русской повести. Термин повесть в зарубежном литературоведении не существует, есть аналогичный жанр новеллы. Существенным недостатком монографического исследования является, во-первых, классификация, данная на основе произведений западноевропейской литературы, что, по нашему мнению, преувеличенно подчеркивает подражательный характер русской литературы конца XVIII века и недостаточно полно раскрывает особенности русского оригинального романа и повести; и, во-вторых, не дается жанровая дифференциация между романом и повестью.
Следует отметить ряд работ, посвященных изучению отдельных жанровых разновидностей повести, рассмотренные весьма неравномерно. Особый интерес для литературоведов представляют исторические (В.И. Федоров, Ф.З. Канунова, Я.Л. Левкович, Н.Д. Кочеткова, В.Г. Базанов, С.М. Петров, Л.Н. Лузянина, A.B. Архипова, H.H. Прокофьева и др.), сатирические (Ю.В. Стенник, Л.И. Ищенко, Т.Д. Долгих, В.В. Пухов, Г.П. Рычкова и др.), «восточные» (В.Н. Кубачева, O.A. Ильин, Г.Д. Данильченко и др.) повести.
Жанровая природа повести одна из самых противоречивых проблем в современном литературоведении. Жанровую природу повести Н.Д. Тамарченко определяет на основе синтеза формально-содержательных компонентов. Причем одним из основополагающих принципов ученый видит в специфике «зоны построения образа» героя, а также в обязательной этической составляющей концепции автора .
На наш взгляд, данная характеристика соответствует повестям середины XX века, тогда как повести конца XX — начала XXI века резко отличаются и по содержанию, и по форме.
Попытаемся в качестве вывода сконструировать определение повести как эпического жанра: повесть – это средний по объему эпический жанр, отражающий события из жизни героя сквозь призму нравственного выбора посредством различных типов повествования. Среди наиболее характерных признаков повести мы можем выделить следующие:
средний по объему жанр;
описание эпизода из жизни героя;
герой находится перед нравственным выбором;
различные типы повествования (чаще перволичный тип повествования);
притчевость, сказовость;
цикличность сюжета;
символика имен;
прием ретроспекции;
включение иррационального (сон) .
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» – непретенциозное произведение, занимающее, на первый взгляд, скромное место в творчестве Пушкина, но именно оно утвердило автора как родоначальника жанра короткого рассказа. В «Повестях» Пушкин-классик предстает авангардистом, знаменуя переломный момент в эволюции жанра рассказа и художественного вымысла.
Приверженец традиций русской сказки и устных преданий, Пушкин создает синтез традиции и инноваций. Поэтике послесредневекового периода общеевропейского литературного развития свойственна «тенденция демифологизации и постепенного отхода от традиционных сюжетов…» .
Пушкин идет навстречу не только немецким романтикам, но и английским и французским индивидуалистически ориентированным романтикам, так что архетипические образы и понятия у Пушкина присутствуют в крайне трансформированном виде, они очень сложны, индивидуализированы и иронично переосмыслены. Он ведет интертекстуальный и полемический диалог с общепринятыми мотивами, жанровыми и стилистическими формами как народной традиции, так и европейской художественной литературы.
В одних рассказах актуализируются определенные архетипические темы (хаос и космос), а в других – определенные формы ритуала. Тема «метели», например, в одноименном рассказе из «Повестей Белкина», позволяет актуализировать архетип предкосмического хаоса и выразить иррациональные импульсы в жизни и в истории.
В «Повестях Белкина» индивидуальный подход Пушкина проявляется в ряде действий, которые модернизируют повествовательную ситуацию: скрытое присутствие автора; неоднократно опосредованная идентичность рассказчика, что, в свою очередь, позволяет создать композиционную конструкцию, обладающую иллюзией определенной последовательности повествования; романное обрамление рассказов, составляющих одно большое целое; ироничные реминисценции и аллюзии на современные культурные парадоксы; формирование у читателя устойчивого интереса, побуждающего перечитывать текст; ревизионистское отношение к стилистическим и культурным клише.
Как известно, эти рассказы были опубликованы анонимно (с инициалами Пушкина) в 1831 г. как повести, изданные А.П., а рассказанные «покойным Иваном Петровичем Белкиным». Они были написаны в сентябре и октябре 1830 г. во время пребывания Пушкина в деревне, когда он был полностью изолирован от общества, без соседей и связей с друзьями, и мог целиком посвятить себя творчеству. По этой причине некоторые рассказы были написаны быстро, в течение нескольких дней.