Курсовая с практикой на тему Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения аппликации как средства
развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 5
1.1. Понятие «творчество» и «творческие
способности» в научной литературе. 5
1.2. Особенности творчества дошкольников. 10
1.3. Аппликация как вид изобразительной
деятельности, ее виды, технические средства, значение для развития ребенка. 14
Глава II. Опытно-практическая
работа, направленная на развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста через аппликацию с использованием нетрадиционных техник. 19
2.1. Этапы и методы опытно-практической работы.. 19
2.2. Анализ и обобщение результатов. 22
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Приложение…………………………………………………………………………32
Введение:
Актуальность развития творческих
способностей дошкольников на социально-педагогическом уровне определяется
поиском новых способов организации изобразительной деятельности как
деятельности, соответствующей дошкольному возрасту. Введенный в действие в 2014
г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО) одной из обязательных задач образования считает поддержку творческого
потенциала и развитие у воспитанника творческих способностей.
Теоретический анализ работ позволяет
сделать вывод о том, что научные исследования таких известных ученых как Л.А.
Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко и др. убедительно доказывают,
что дошкольный возраст сензитивен для развития творческих способностей. В связи
с этим поиск путей и средств творческого развития дошкольника становится
актуальной и востребованной проблемой.
Научное обоснование проблемы
развития творческих способностей в различных видах изобразительной деятельности
сформулировано такими специалистами общей возрастной и педагогической
психологии как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Б.М.
Теплов и др.
Однако мы полагаем, что
результативное развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в
изобразительной деятельности в современных условиях требует продолжения
исследования по проблеме, что предполагает актуальность исследования на
научно-теоретическом уровне. Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы
на научно-методическом уровне, следует отметить, что, несмотря на то, что в
практике детских образовательных организаций средства изобразительной
деятельности используются весьма обширно, развитию творческих способностей
воспитанников будет способствовать учет определенных условий, таких как
использование разнообразных техник, вариативность тем и постепенное усложнение
материала, основанное на учете зоны актуального развития ребенка, что
соблюдается не всегда.
Объект исследования: процесс развития творчества дошкольников.
Предмет исследования: аппликация как средство развития творчества у детей дошкольного
возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и проверить на практике
результативность использования нетрадиционных техник аппликации в процессе
развития творчества у дошкольников.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что использование
нетрадиционных техник аппликации (аппликация из засушенных
растений, накладная аппликация, аппликация из крупы, обрывная техника,
квиллинг, аппликация из ткани) обеспечит стимулирование уровня творческого
развития у детей дошкольного возраста.
Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обеспечили необходимость решения
следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть понятие
«творчество», особенности детского творчества и условия его развития.
2. Изучить аппликацию как вид
изобразительной деятельности, ее значение для развития ребенка и содержательную
специфику в разных возрастных группах.
3. Разработать и реализовать
программу стимулирования творческих способностей у детей средствами
нетрадиционной техники аппликации.
4. Выполнить анализ и обобщение результатов
опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
тестирование; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ
эмпирических данных.
Заключение:
В настоящее время
социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования
творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно
решать новые жизненные проблемы. Люди, способные к саморазвитию и
самосовершенствованию, к поиску и принятию нестандартных решений, – поистине
важнейший капитал современного общества, и этот капитал закладывается в
дошкольном детстве. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоит
важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в
свою очередь требует совершенствования педагогического процесса.
Занятия аппликацией
имеют большое значение для гармоничного развития ребенка. Они способствуют
развитию у него творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность,
внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство
формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги и др.
материалов способствует
воспитанию художественного вкуса у детей.
Изобразительная
деятельность, видом которой выступает аппликация, является одним из основных
видов деятельности детей дошкольного возраста и представляет собой деятельность
детей, которая осуществляется под руководством взрослого, а ее результатом
является определенный творческий продукт. Таким образом, в соответствии с ФГОС
ДО изобразительная деятельность способствует художественно-эстетическому
воспитанию дошкольников, которое предполагает реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Аппликация – одно из
самых доступных и увлекательных детских занятий. И неудивительно: деятельность
эта позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об
окружающем, выразить свое отношение к нему. Но интерес и положительное
отношение во многом определяются тем, как идет овладение аппликацией. Успешное
решение вызывает всегда положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые
переносятся и на отношение к деятельности. И, напротив, деятельность, которая выполняется
ребенком с малым результатом, как правило, не вызывает интереса, не обеспечивает
чувством удовлетворения от проделанной работы.
По итогам выполнения
курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что
обеспечило теоретическое обоснование, разработку и проверку на практике результативности использования нетрадиционных техник аппликации в
процессе развития творчества у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были решены
следующие задачи:
— было рассмотрено понятие «творчество»,
особенности детского творчества и условия его развития;
— была изучена аппликация как вид
изобразительной деятельности, ее значение для развития ребенка и содержательная
специфика в разных возрастных группах;
— была разработана программа стимулирования творческих
способностей у детей средствами нетрадиционной техники аппликации;
— был выполнен анализ и обобщение результатов
опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы
исследования о том, что использование нетрадиционных
техник аппликации (аппликация из засушенных
растений, накладная аппликация, аппликация из крупы, обрывная техника,
квиллинг, аппликация из ткани)
обеспечит стимулирование уровня творческого развития у детей дошкольного
возраста.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические
аспекты изучения аппликации как средства развития творческих способностей детей
дошкольного возраста 1.1. Понятие «творчество» и
«творческие способности» в научной литературе Наивысшей
формой самодеятельности и активности человека является творчество. Творческой
активностью не является активность, которая
направляется чужой волей. Только в сочетании с самостоятельностью
активность начинает быть основой для развития творческого подхода к жизни.
Творчеством же является самостоятельное избрание варианта поведения.
По
мнению Л.С. Выготского [7], творческая деятельность
– это такая деятельность, в процессе которой мы создаем что-то новое. Автор
утверждал, что на протяжении всей нашей повседневной жизни, творчество является
обязательным условием существования, а все то, что выходит за границы рутины и
в чем есть хоть доля нового, своим происхождением обязано творческому процессу.
Отталкиваясь
от данного утверждения, мы можем перейти к вопросу обучения творчеству.
Большинство ученых сходятся во мнение, что творчеству можно обучить всех, а
лучше всего начинать эту работу в младшем школьном возрасте. Так, знаменитый
российский дидакт И.Я. Лернер [18] в своих научных работах
доказывает, что в том числе и слабоуспевающие дети способны мыслить творчески,
что позволит им добиться успеха в обучении, в том случае, если научить их
отдельным приемам нестереотипного мышления. Подобные приемы, или как назвал их
И.Я. Лернер [18] – процессуальные черты творческой личности, являются общими,
как для прикладного, так и для научного творчества.
Опираясь
на суждения И.Я. Лернера [18], мы можем
сформулировать, необходимы для творческой деятельности, черты:
—
процесс творчества подразумевает самостоятельный перенос умений и знаний в
новую ситуацию;
—
творческая деятельность предполагает способность увидеть новые функции уже
известного объекта;
—
творческая деятельность подразумевает способность видеть новые проблемы в уже
известных ситуациях;
—
творческая деятельность предполагает способность увидеть структуру подлежащего
исследованию объекта [18].
Занятие
творческой деятельностью подразумевает предложение различных подходов,
возможностей решения, анализ предмета с различных сторон, а также умение
изобретать необычный и оригинальный способ решения.
Таким
образом, в первую очередь творчество – это умение отвернуться от мышления
стереотипами и подходить к делу с единственным посылом – стремлением к созданию
нечто нового. При этом, конечно данный процесс субъективен, т.к. в этом случае
«новое» – это новое для самого себя.
Следовательно,
деятельность может стать творческой, в том случае, когда ее результат – это
продукт, который обладает новизной.
По
мнению Б.С. Волкова [6], творчество – это создание оригинального изделия или продукта,
в ходе труда над которым были самостоятельно использованы на практике уже
приобретенные навыки, умения и знания.
К
единому мнению в своих работах приходят В.И. Андреев [1],
Д.Б. Богоявленская [5], Э.Ф. Зеер [11], утверждая, что развитие способности к самостоятельной
творческой деятельности не происходит произвольно, а предполагает значительные
усилия, как со стороны обучающегося творчеству, так и со стороны обучающего
творчеству.
Основная
сложность в ходе развития изучения творчества – это общепризнанный и
общеизвестный факт неоднозначности определения понятия «творческих
способностей».
На
современном этапе в исследовании способностей превалирует феноменологический
подход, который сводится к показу обусловленности различными способностями
успехов в той или иной деятельности. Мало внимания уделяется разработке
теоретического основания проблемы, в первую очередь, онтологическому аспекту
исследования способностей, т.е. определению того, чем же на самом деле являются
способности, в чем их сущность.
Согласно
точке зрения В.А. Крутецкого [16], под способностью
следует понимать индивидуально-психологические способности индивида, которые
отвечают требованиям, предъявляемыми конкретной деятельностью, и которые
являются условием ее результативного осуществления
На
современном этапе наиболее широко определение способностей данное Б.М. Тепловым [31], который в ходе их анализа, определил три базовых признака
способности:
—
способность – это индивидуально-психологические особенности, благодаря которым
один человек отличается от другого;
—
способности – это не любые индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют
отношение к эффективному осуществлению той или иной деятельности;
—
способности – это не только умения, навыки или знания, которые уже сформированы
у конкретного человека [31].
Обращаясь
к раскрытию структуры общих умственных способностей, Н.Д. Левитов [17] утверждал, что в первую очередь к ним необходимо относить те
качества, которые можно назвать быстротой умственной ориентировки,
сообразительностью, вдумчивостью и критичностью.
В рамках
нашего исследования наибольший интерес для нас представляют творческие
способности личности.
Прежде наличие творческих способностей считалось
чем-то выдающимся и уделом избранных натур. Однако, на самом деле любому
человеку присущи творческие способности, необходимо лишь обнаружить их, а затем
развить. Все