Курсовая с практикой Юриспруденция Административное право

Курсовая с практикой на тему Антимонопольное регулирование и государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства в сфере экономики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Антимонопольный контроль: теоретико-правовые основы 5

1.1. Антимонопольное регулирование как совокупность экономических, административных и законодательных мер 5

1.2. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией 11

2. Анализ изменений в отечественном антимонопольном регулировании в связи с цифровизацией экономики и риски его нарушения 20

2.1. Государственный антимонопольный контроль в условиях цифровой экономики 20

2.2. Риски нарушения антимонопольного законодательства 22

Заключение 25

Список литературы 28

  

Введение:

 

Актуальность темы. В эпоху цифровой экономики без достаточного информационного и коммуникационного обеспечения деятельности антимонопольных органов невозможно проводить взвешенную социально-экономическую политику, своевременно принимать правильные и грамотные решения, которые непосредственно влияют не только на судьбы людей и организаций, но и страны в целом, на их развитие, жизнеспособность и конкурентоспособность.

Действительно, в современных условиях необходимо искать новые формы, виды и способы осуществления контроля, которые могут оказаться более эффективными в сложившихся социально-экономических и политических условиях . По мнению заместителя руководителя ФАС России А.Г. Цыганова, «некоторые стандартные категории антимонопольного регулирования не работают на цифровых рынках» . Вместе с развитием цифровой экономики становится актуальным вопрос об «эффективности институтов конкурентного права, способности этих институтов защищать конкуренцию посредством регулирования поведения хозяйствующих субъектов» .

В то же время, анализируя нормы антимонопольного законодательства можно констатировать, что деятельность антимонопольных органов по контролю за антимонопольным законодательством регулируется не только конкурентным правом, а в большей степени административным и административно-процессуальным правом.

Целью данной курсовой работы изучение антимонопольного регулирования и государственного контроля за исполнением антимонопольного законодательства в сфере экономики.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть антимонопольное регулирование как совокупность экономических, административных и законодательных мер;

— изучить антимонопольный контроль за экономической концентрацией;

— охарактеризовать государственный антимонопольный контроль в условиях цифровой экономики;

— выявить риски нарушения антимонопольного законодательства.

Методологическая основа работы. Методологическое основание данной работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности.

Формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

При помощи системно-функционального и системно-структурного метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в разрезе системного образования в структуре российского права, определить его функциональное предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его элементов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе, а также для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка литературы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что целью контроля антимонопольного органа является оценка конкурентной среды на соответствующем рынке до и после возможного заключения сделки. Получить согласие на совершение сделки возможно, только если в результате совершения такой сделки не будет ограничена конкуренция.

Согласно ст. 7 ФЗ «О естественных монополиях» антимонопольный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий, осуществляется в целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий.

Предмет контроля – действия, которые могут иметь в результате ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется государственное регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкуренции.

Согласно ст. 7 ФЗ «О естественных монополиях» антимонопольный контроль осуществляется:

– за любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

– инвестициями субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

– продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода;

Антимонопольный контроль за указанными сделками и действиями осуществляется путем рассмотрения антимонопольным органом ходатайства о даче согласия на такие сделки или действия.

В заключение необходимо отметить, что антимонопольный контроль за экономической концентрацией еще находится в процессе развития. Некоторые инструмент контроля, например, как указанные выше предписания, сопутствующие решению ФАС о разрешении проведения сделки экономической концентрации, используются не так часто, как в странах с устоявшейся системой норм по данному вопросу. Как показывает практика, одной из основных проблем является недостаточная специализация работников ФАС из-за которой последствия совершения сделок экономической концентрации могут быть оценены неверно. Для решения данной проблемы можно:

1. Повысить профессиональный уровень работников антимонопольного органа путем проведения различных семинаров, спец-курсов.

2. Улучшить организацию управления в системе УФАС субъектов РФ между собой и внутри каждого управления. Необходимо улучшить работу по передаче профессионального опыта специалистами в Управлении.

3. Совершенствование антимонопольного законодательства, устанавливающего обязанность организаций монополистов согласовывать вопросы ценообразования с УФАС.

4. Обеспечить подготовку специалистов ФАС в высших учебных заведениях страны путем введения соответствующей специальности.

Также необходимо отметить такую проблему, как отсутствие четкой позиции ФАС РФ относительно положения об отказе от конкуренции, включенного в текст договора экономической концентрации. Как было указано выше, существует позиция только по вопросу совместной деятельности, не затрагивающая другие соглашения, содержащие в себе положения об отказе от конкуренции.

Для решения данной проблемы необходимо разработать позицию ФАС по данному вопросу. 

 

Фрагмент текста работы:

 

1.2. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией

Осуществление контроля за экономической концентрацией является одной из основных функций российского антимонопольного органа.

В соответствии со статьей 3434 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Серегин Д.И. рассматривает термин «экономическая концентрация» в значении шире законодательного и понимает под ним определенный процесс, который предполагает изменение состояния конкурентной среды на товарном рынке и наличие причинно-следственной связи между таким изменением и действиями хозяйствующего субъекта или его сделками.

Однако надо отметить, что не все изменения состояния конкурентной среды могут свидетельствовать об экономической концентрации.

Лебедев О.Т. рассматривает экономическую концентрацию как объединение рыночной доли ведущих фирм, определение степени их олигополии, а также определение отношений между хозяйствующими субъектами.

Существует также подход к понятию экономической концентрации, который рассматривает ее как показатель состояния рынка.

Правила оценка уровня концентрации товарного рынка регламентируются Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220). Для оценки уровня концентрации могут применяться несколько показателей, например индекс Герфиндаля – Гиршмана, индекс Линда.

Данные показатели основываются на оценке уровня концентрации, исходя из соотношения долей нескольких наиболее крупных хозяйствующих субъектов, присутствующих на товарном рынке.

На основании оценки уровня концентрации рынок может быть признан высококонцентрированным, умеренно-концентрированным или низко-концентрированным.

Высокий уровень концентрации предполагает, что производственные активы находятся в руках у небольшого числа хозяйствующих субъектов.

Исходя из различных определений термина «экономическая концентрация», можно выделить ее критерии:

– наличие и количество хозяйствующих субъектов;

– количество доли в процентном соотношении у ведущих хозяйствующих субъектов

– наличие взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, их виды;

Для предотвращения чрезмерной концентрации (более 70%) Федеральный закон «О защите конкуренции» возлагает на антимонопольный орган функции контроля за состоянием конкурентной среды на товарных рынках и недопущение критического повышения уровня концентрации.

Если под конкуренцией ФЗ «О защите конкуренции» понимает соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; то, исходя из законодательного определения конкуренции можно вывести понятие чрезмерной концентрации – такой уровень концентрации, при котором определенные хозяйствующие субъекты имеют возможность влиять на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Для выполнения функций контроля за состоянием экономической концентрации ФЗ «О защите конкуренции» обязывает при определенных условиях хозяйствующих субъектов и иных лиц:

1. Предварительно получать согласие антимонопольного органа на создание (реорганизацию) коммерческой организации, совершение сделок с ее акциями (долями) или ее имуществом;

2. Уведомить антимонопольный орган о таких сделках и действиях, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции рассмотрит соответствующие ходатайства и уведомления;

ФЗ «О защите конкуренции» определяет критерии, при которых действия или сделки подлежат антимонопольному контролю. Критерии можно поделить на два вида:

1. Относятся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта кономической концентрации;

2. Относятся к форме или содержанию совершаемой сделки или действия;

Дополнительно хочется отметить интересный, с моей точки зрения, факт – довольно часто при заключении сделок экономической концентрации в текст договора включается положение об отказе сторон от конкуренции на определенном товарном рынке.

Можно предположить, что данное условие стороны сделки включают, поскольку хотят обеспечить конкурентноспособность совместного предприятия.

Необходимо отметить, что регулирование указанного выше условия отсутствует, также непонятна позиция антимонопольного органа относительно положения об отказе сторон сделки экономической концентрации от конкуренции, поскольку возникает множество вопросов, связанных с антимонопольными рисками.

Отсутствие регулирования данного вопроса приводит к негативным последствиям для хозяйствующих субъектов, например, затягивается решение по данным сделкам.

При включении в текст договора положения об отказе от конкуренции может случиться ситуация, что действия сторон признают картелем в соответствии со статьей 11 ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой картель – запрещенные соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

Картель запрещен в любом случае, наступят ли последствия антиконкурентного соглашения или не наступят.

Существует два выхода из сложившейся ситуации:

– обращение с проектом договора, содержащим в себе условие об отказе от конкуренции, в ФАС России в соответствии со статьей 35 ФЗ «О защите конкуренции»;

– согласование данного положения в тот же момент, когда в ФАС России подается ходатайство о согласовании сделки экономической концентрации.

Существуют «Разъяснения по порядку и методике анализа соглашений о совместной деятельности» ФАС России, однако они регулируют только совместную деятельность хозяйствующих субъектов при заключении сделок экономической концентрации с включением положения об отказе от конкуренции.

Далее встает вопрос: возможно ли включение положения об отказе от конкуренции при заключении сделки экономической концентрации, если данное положение не будет относиться к совместной деятельности сторон такой сделки?

Силаков А.Н. полагает, что положение об отказе от конкуренции будет признано допустимым, если выполняется совокупность следующих условий:

1. Указанное выше положение не несет в себе нарушений норм ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Положение соответствует целям о совместной деятельности;

3. Положение распространяется только на те товарные рынки, на которых действуют стороны, заключившие договор;

4. Положение ограничивается разумными временными рамками;

5. Положение не предусматривает обмена лишней информацией.

Также в соответствии с частью статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции» данное положение не позволяет для сторон сделки ограничить или устранить конкуренцию.

Сделки экономической концентрации осуществляются в соответствии с главой 7 ФЗ «О защите конкуренции», основным контролирующим органом является Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ – далее), которая принимает решение о разрешении или запрете сделки.

Основной критерий, определяющий наличие или отсутствие контроля государства за экономической концентрацией в отношении финансовых организаций, – величина ресурсов финансовой организации.

Также необходимо отметить такой критерий, как положение субъектов сделок экономической концентрации на рынке. К данному критерию будут относиться, например, суммарная стоимость активов финансовой организации, объем реализации товаров на определенном рынке за определенный период времени.

Данные критерии являются основополагающими и совокупными – при решении вопроса о государственном контроле должны «совпадать» оба данных критерия.

Егорова М.А. также выделяет в качестве критериев: субъекты сделки экономической концентрации и характер государственного контроля (предварительный и последующий/уведомительный).

Иногда решения ФАС содержат ряд условий, предотвращающих ограничение конкуренции в результате сделки, выполнение которых позволяет хозяйствующим субъектам совершить сделку.

Условия, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение действий и сделок с участием финансовых организаций, можно разделить на две группы:

1. относящиеся к финансовым показателям деятельности финансовых организаций;

2. относящиеся непосредственно к форме и содержанию действия или сделки;

В связи с особенностями рынков финансовых услуг условия, относящиеся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта экономической концентрации, определяются не федеральными законами, а нормативными актами Правительства РФ. При этом условия устанавливаются отдельно для каждой категории финансовых организаций.

Получение предварительного согласия антимонопольного органа требуется в случае слияния финансовых организаций или присоединения одной финансовой организации к другой, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает пороговые значения, установленные Постановлением Правительства РФ от 30.05.2007 № 334 (далее – Постановление № 334) и Постановлением Правительства РФ 18.10.2014 № 1072 (далее – Постановление № 1072), например, для кредитной организации пороговое значение – 33 млрд рублей, для лизинговых компаний и микрофинансовых организаций – 3 млрд рублей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы