Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Принцип разделения властей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Историко-теоретическое развитие принципа разделения властей. 5
1.1. Формирование принципа в трудах Д. Локка 5
1.2. Формирование принципа в трудах Ш.Л. Монтескье 8
1.3.Совремменная концепция реализации принципа разделения властей 12
Глава 2. Современное закрепление принципа разделения властей как одного из основополагающих принципов современных государств. 14
2.1. Закрепление в Конституции РФ 14
2.2. Закрепление в конституциях других государств 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена высокой степенью динамичности развития отечественного государства и связанных, но менее динамичных процессов развития нормативной базы и «опыта взаимного сдерживания» между различными ветвями власти, что можно не всегда назвать успешным.
В настоящее время формируется новая российская государственность, адекватная нынешнему уровню развития всего гражданского общества. Но противоречия, которые наблюдаются в отношениях между государственными органами Российской Федерации (РФ), затрагивают насущные вопросы построения и организации механизма реализации государственной власти.
Комплексный анализ принципа разделения властей в качестве основы механизма государственной власти в РФ позволит решить практические вопросы относительно взаимодействия и взаимоотношений органов государственной власти с целью обеспечения баланса между ветвями власти.
Принцип разделения властей выступает существенным элементом функционирования демократического государства, исключая возможность сосредоточения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.
Актуальность проблемы организации и функционирования механизма государственной власти в РФ в комплексном аспекте определила выбор темы данной работы.
Цель работы состоит в изучении содержания принципа разделения властей в качестве важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его реализации, которая и определила решение следующих задач:
— освежение исторических аспектов рассматриваемого принципа;
— рассмотрение возможных путей реализации этого принципа;
— изучение механизма реализации данного принципа в РФ;
— исследование особенностей и проблем, возникающих в ходе реализации данного принципа в РФ.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, которые возникают в ходе деятельности органов государственной власти, которая направлена на реализацию рассматриваемого принципа в государственном механизме современного демократического государства.
Предметом исследования выступают нормы Конституции РФ и зарубежных государств, федеральные законы (ФЗ), решения Конституционного суда (КС РФ), а также научные труды многих ученых по этому вопросу.
Степень разработанности темы разнообразна. С одной стороны, теория разделения властей обладает историей более двух столетий, а с другой, с учетом эволюции мнений относительно вопроса единства и разделения государственной власти, это непрерывный процесс, поэтому необходимо изучить эту проблему с учетом всех новых приоритетных задач, которые стоят перед современным демократическим государством.
Для достижения поставленной цели и решения вышеуказанных проблем были использованы современные методы изучения явлений и процессов правовой реальности. В ходе выполнения работы использовались общенаучные (диалектический, системный), частные (исторический, формально-правовой, сравнительно-правовой) методы исследования.
Характер темы исследования предопределил важность и необходимость обращения к различным отраслям знаний, в частности к научным трудам в сфере теории государства и права (ТГП), истории государства и права (ИГП), истории политических и правовых учений, политологии, а также конституционного права.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог изучению принципа разделения государственной власти, целесообразно подвести определенные выводы.
Разделение власти является неизбежным условием и основным механизмом функционирования всех видов власти.
Разделение государственной власти (распределение полномочий по реализации государственной власти между независимыми друг от друга органами) вытекает из принципа правового государства.
Идея, заключенная в принципе разделения государственной власти, используется в качестве основы государственного строительства в высокоразвитых государствах современного мирового сообщества со своими особенностями и различиями, которые характерны для национальных правовых систем.
Разделение государственной власти в качестве формулы не является догмой, но возможно для творческого применения в любой современной демократии.
Цель принципа разделения властей заключается в исключении возможности концентрации всей власти в руках одного человека либо органа путем создания государственности, в которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно ограничивать друг друга.
Области осуществления 3-х ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной — должны быть четко разграничены, они не должны быть препятствием друг для друга. История доказала, что рассмотренный принцип выступает рациональной организацией государственной власти в демократическом государстве, в которой выполняется гибкий взаимный контроль и взаимодействие высших органов государства как части единой власти посредством системы сдержек и противовесов.
Разделение властей должно основываться, главным образом, на их сотрудничестве, которое, однако, будет сдерживать каждого из них, создавать определенные рамки и баланс.
Независимость и самостоятельность каждой из 3-х ветвей власти, в особенности законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием для их взаимодействия. Эффективная власть невозможна без их взаимодействия и сотрудничества.
Принцип разделения властей обладает большим социальным значением. В идеале это должно означать, что решения, которые имеют большое значение для людей, не могут быть приняты до тех пор, пока все ветви власти не достигнут соглашения по этому вопросу. В противном случае власть, сконцентрированная в одних руках, будет принимать исключительно те законы, которые выгодны для нее, будут использовать всевозможные политические привилегии в своих интересах в ущерб интересам народа.
Законодательная власть — это высшая власть в государстве, поскольку законы обязательны для всех. Исполнительная власть имеет большие права, в т.ч. и право законодательной инициативы, право вето, однако ее деятельность должна быть подзаконной. Важность независимости судебной власти огромна как в интересах государства, так и в интересах личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, они должны подчиняться исключительно закону. Однако принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Власть, как главная особенность государства, должна быть единой и целостной. Такое единство не позволяет поставить вопрос о том, какая сила важнее. В противном случае возникает ситуация, характерная для современного российского государства. Борьба властей приводит к росту коррупции, развалу экономики, снижению уровня жизни людей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что разделение властей является, прежде всего, конституционным принципом организации управления общественной жизнью, суть которого заключается в 2-х аспектах:
1) разделение единой государственной власти, источником которой выступает только народ, на 3 ветви, представленные независимыми видами органов государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной, а также разделением полномочий между ними;
2) разделение властных полномочий по уровням системы государственных органов: к примеру, в РФ — федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления (хотя это не государственная категория, но участвует в управлении жизнью членов общества).
Конечно, нельзя утверждать, что у теории разделения государственной власти нет оппонентов, естественно, они есть. Некоторые авторы считают, что в реальной жизни теория разделения властей выступает лишь «формальной теорией». Некоторые авторы указывают о неэффективности принципа разделения государственной власти в условиях бюрократизации управления, необходимости принятия оперативных решений в экстремальной обстановке. Был сформулирован принципиальный отказ от доктрины разделения государственной власти, о чем свидетельствует статический характер концепции разделения властей. Некоторые отмечают, что теория разделения государственной власти не подтверждается опытом функционирования государственного механизма.
Существование правового государства просто невозможно без системы разделения властей, где судебная власть выступает гарантом соблюдения закона законодателем и правоприменителем, где конституционное судопроизводство выступает необходимой частью государственного механизма, позволяющего реально влиять на функционирование независимых законодательных, исполнительных и судебных органов.
Отличительной чертой современной российской модели осуществления принципа разделения властей выступает особая роль главы государства, выступающего в качестве своего рода арбитра в координатора взаимодействия этих 3-х ветвей власти. Иначе говоря, это противоречит современным представлениям о либеральной демократии, но в условиях слабых политических институтов, их персонифицированности с конкретными личностями, контрактационного стиля взаимодействия между парламентом и правительством и слабой судебной системы, координирующая роль главы государства оправдана;
Принцип разделения властей в конечном итоге является попыткой юридически разграничить функции отдельных частей государственного аппарата. В современном российском государстве возможности этого строго правового различия ограничены. Реалии таковы, что этот принцип может работать только при координации со стороны Президента, что в некоторой степени выводит власть Президента за пределы правового регулирования.
Предложения по совершенствованию законодательства:
1. В Конституции РФ, а именно в ст. 117 или в другом специальном законе следует указать перечень тех оснований, по которым Президент РФ обладает правом отправить в отставку Правительство РФ. В этот перечень следует включить следующие причины: нестабильная работа Правительства, совершение членами Правительства тяжких преступлений против государства, невыполнение Правительством своих обязательств и т. п. Следует также внести поправку, в соответствии с которой отставка Правительства должна быть одобрена Парламентом. Более того, число голосов должно составлять не менее 2/3 от общего числа депутатов и сенаторов в каждой палате соответственно.
2. Президент РФ обязан по закону проверять изданные им указы на предмет соответствия основным законам РФ (Конституции, Федеральным конституционным законам, Федеральным законам, кодексам), а также в случае создания Указа, который не соответствует действующему законодательству, должны применяться определенные санкции. В виде санкции признание Указа может быть недействительным, возврат Указа на доработку, в случае злонамеренной публикации таких Указов возможна процедура импичмента.
Российское государство, основываясь на историческом опыте других государств, своем опыте и теоретических исследованиях, постоянно развивает собственную модель разделения государственной власти, которая отвечает современным требованиям и вызовам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Историко-теоретическое развитие принципа разделения властей.
1.1. Формирование принципа в трудах Д. Локка

Джон Локк (1632 — 1704) — английский философ, политический мыслитель, который теоретически обосновал становление конституционной монархии в Англии. В истории политической мысли Дж. Локк признан основателем либерализма и первым теоретиком парламентаризма.
Интерпретация общественного договора Локка основывалась на следующих обоснованиях:
— главной ценностью общества выступает свободный человек, в связи с этим необходимо ограничивать власть государства;
— чтобы ограничить власть, свободные люди заключают общественный договор, основным принципом которого выступает положение о народном суверенитете: люди являются источником власти, и они заключают соглашение с правящей властью .
В соответствии с таким общественным договором, главной и единственной функцией государства является защита естественных и неотъемлемых прав человека: права на жизнь, свободу, равенство и собственность.
Эти положения о взглядах Локка на теорию общественного договора были изложены в его политических трудах «Два трактата о государственном правлении», «Два трактата о правительстве», где он описал свое видение принципов гражданского общества и функций государства.
Как и иные теоретики школа естественного права Локка исходит из идей о:
— состоянии полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью как естественном состоянии;
— состоянии равенства, при котором вся власть и все законы взаимны, т.е. никто не имеет больше другого .
Локк утверждал в своих научных трудах, что соблюдение естественных законов, которым он приписывает мир и безопасность, обеспечивается, прежде всего, наказанием нарушителей в той мере, в которой это может предотвратить нарушение этих законов. Он считал неизбежность наказания одной из самых важных гарантий законности и закона. В своем естественном состоянии данная гарантия недостаточно надежна. По словам Локка, основная опасность для естественных прав — это привилегии, особенно привилегии для тех, кто обладает властью. Власть (от греческого «kratos» — мочь, быть в состоянии, обладать возможностью) — способность и возможность проявлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность, поведение людей любыми средствами (авторитет, закон, насилие) вне зависимости от воли из людей.
Для того чтобы государство оставалось «ночной стражей» и не посягало на права и свободы личности, Локк считал необходимым разделить политическую власть. Политическая власть — это власть, которая действует в масштабе государства или его единиц в пределах ограниченной территории и обладает способностью навязывать волю некоторым субъектам других образований, организациям, группам, классам. Локк выдвигал идею о разделении властей на законодательную и исполнительную. При этом законодательная власть должна обладать более высоким статусом, нежели исполнительная, так как именно законодательная власть определяет всю политику государства.
Локк был сторонником представительной системы принятия законов непосредственно представительным учреждением (т.е. парламентом). Поэтому законодательная власть в ее понимании должна быть представлена парламентом, члены которого избираются народом и несут перед ним ответственность; если установленная законодательная власть противоречит возложенному на нее доверию, народ имеет право удалить или изменить состав законодательного органа .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы