Курсовая с практикой на тему Адаптация ребенка 3-го года жизни к дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1
Государственная политика в области образования детей раннего возраста
1.2
Педагогика раннего возраста
1.3
Психолого-педагогическая проблема адаптации детей раннего возраста
Глава 2.
Методические подходы к проблеме адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОО
2.1
Критерии, показатели и особенности адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОО
2.2 Комплексная система работы ДОУ и семьи
"Вместе с мамой"
2.3
Динамика в адаптации детей 3-го года жизни в ДОО
Введение:
Социально-экономические
проблемы, которые существуют в обществе, предъявляют повышенные требования к
процессу развития и формирования гармоничной личности. Следует отметить, что
нынешние условия для самореализации личности значительно осложнились, поскольку
диапазон общественных оценок и ожиданий расширился, разнообразными стали
желаемые и допустимые способы поведения. Вместе с тем все большее значение
приобретает способность человека к нестандартным, нетипичным решениям
проблемных ситуаций. Именно поэтому проблема адаптированности личности в новом
социуме является весьма актуальной.
В
многочисленных педагогических и психологических исследованиях подчеркивается
необходимость учитывать специфику адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольного образовательного учреждения. Игнорирование проблем адаптации
обуславливает трудности их дальнейшей жизни и общения. [11, с.25]
Процесс
адаптации, то есть приспособление ребенка к условиям детского сада является
чрезвычайно трудным и напряженным для ребенка любого возраста, но особого
внимания в этом отношении требует ранней возраст, в котором многие дети впервые
переходят из ограниченного семейного мира в мир широких социальных контактов.
Многие исследователи интересуется вопросом адаптации, в частности А. Авцына, А.
Кононко, Б. Парыгин, П. Анохин, Н. Ватутина, В. Войтко, Н. Аксарина и другие.
Однако многие из них рассматривают процесс школьной адаптации. Теоретически
обоснованных и практических исследований именно педагогических условий
адаптации детей раннего возраста недостаточно. В практической деятельности
дошкольных учреждений идет активный поиск организационно — педагогических
условий оптимальной адаптации дошкольников, о чем свидетельствует тематика
публикаций в периодической печати, научно — методических семинаров. [25. с.112]
Поступление
ребенка в дошкольное учреждение вызывает, как правило, серьезную тревогу у
взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу
кормления, укладывания спать, у него формируются определенные взаимоотношения с
родителями, привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к
новым условиям жизни, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее
развитие ребенка и благополучное существование в детском саду и семье.
Адаптивные
возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий
переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом
состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедление темпа
психофизического развития. [9, с.39]
Проблемами
адаптации, ее видов и уровней занимались П. Анохин, Н. Ватутина, В. Войтко, А.
Налчаджян, И. Милославова, Р. Тонкова-Ямпольская, В. Слюсаренко, Г.
Царегородцев и другие. Влияние особенностей воспитания в семье на адаптацию
ребенка исследовано в работах Т. Алексеенко, В. Постового.
Цель исследования заключается в том, чтобы
создать программу педагогической поддержки адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОО.
Объект исследования: особенности адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения социальная
адаптация в раннем возрасте.
Предмет исследования: особенности
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Задачи исследования:
1. Теоретически
обосновать государственную политику в области образования детей раннего
возраста.
2. Теоретически
обосновать особенности педагогики раннего возраста.
3.
Определить психолого-педагогическую проблему адаптации детей раннего возраста.
4. Определить
критерии, показатели и особенности адаптации ребенка 3-го года жизни к ДОО.
5.
Разработать формы работы для оптимизации процесса успешной адаптации детей
раннего возраста к новым условиям.
6.
Проанализировать динамику в адаптации детей 3-го года жизни в ДОО.
Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психологической и социально-педагогической
литературы, синтез, сравнение, систематизация, обобщение исследованных данных,
моделирования.
Экспериментальная база исследования. Щепкинское
дошкольное образовательное учреждение №40
«Пчелка».
Теоретическое
значение полученных результатов исследования заключается в том, что: данные
исследования будут полезны для воспитателей, психологов дошкольных учреждений,
родителей детей раннего возраста, студентов.
Структура и объем исследования. Курсовая
работа включает введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
Адаптация
к детскому саду — это процесс приспособления ребенка к условиям новой среды, а
также формирование умений и навыков в повседневной жизни.
Продолжительность
периода адаптации зависит от следующих причин: от особенностей высшей нервной
деятельности и возраста ребенка от уровня развития; от наличия или отсутствия
предварительной тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от
резкого контраста между условиями в детском саду и семье; от разницы в методах
воспитания в семье.
На
успешную адаптацию ребенка к условиям ДОУ влияют следующие факторы:
—
возраст ребенка (наиболее сложно адаптируются к новым условиям дети в возрасте
10-11 месяцев до 2 лет, после 2 лет дети значительно легче приспосабливаются к
новым условиям жизни);
—
здоровье и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок
значительно легче переносит трудности социальной адаптации);
—
индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка
зависит от типа нервной системы);
—
уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, которые неоднократно
находились в разных условиях жизни, легче привыкают к детскому учреждению);
—
опыт общения с взрослыми и сверстниками (умение положительно относиться к
требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).
Причины
тяжелой адаптации малышей: несформированность у ребенка положительной установки
на посещение детского сада; несформированность навыков самообслуживания;
несформированность игровых навыков; несформированность продуктивных форм
общения со сверстниками и взрослыми; значительное несоответствие домашнего
режима режиму детского учреждения.
Каждый
ребенок проходит через три фазы адаптации:
Первая
фаза — острая фаза или период дезадаптации — организм питомца отвечает бурной
реакцией на новые воздействия.
Вторая
фаза — постепенного приспособления.
Третья
фаза — компенсации — период относительно устойчивого приспособления.
Основные
задачи и направления работы психолога в адаптационный период:
1.
Снятие психоэмоционального напряжения ребенка.
2.
Установление эмоционального контакта с ребенком.
3.
Ознакомление ребенка с условиями детского учреждения.
4.
Сближение воспитательных мероприятий в семье и дошкольном учреждении.
5.
Помощь ребенку в установлении адекватных отношений с ровесниками.
Все
мероприятия, облегчающие период адаптации к условиям дошкольного учреждения,
можно разделить на две группы: меры по подготовке детей к поступлению в детское
учреждение; организация работы с вновь прибывшими детьми в период их привыкания
к новым микросоциальным условиям.
Учитывая
основные задачи адаптационного периода работа психолога может проводиться по
следующим направлениям: участие в организации подготовки к приему детей в
детское учреждение; помощь воспитателям по выявлению индивидуальных особенностей
детей; консультирование воспитателей по организации психологического комфорта
для новоприбывших детей; создание условий для возникновения у детей потребности
в содержательной деятельности; определение содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы с вновь прибывшими детьми.
Формы
работы для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к новым
условиям в ДОУ:
1.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе дошкольного учреждения и
семьи.
2.
Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в
детский сад.
3.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и
«ребенок — ребенок».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Адаптация детей к
условиям ДОУ как психолого-педагогическая проблема
1.1 Государственная политика в области образования детей раннего возраста
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех
свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и
правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным
условием их полноценного развития [2; с. 5]. Воспитание и развитие детей
раннего и младшего возраста осуществляется в соответствии с основной
образовательной программой разработанной на основе примерных образовательных
программ в соответствии с ФГОС, которые предусматриваю
личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском
саду условий обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие
каждому ребенку. В дошкольном образовательном учреждении проводится комплекс
мероприятий с целью облегчения адаптации малышей:
— постепенное формирование групп вновь поступивших
малышей;
— гибкий график посещения ДОУ;
— укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начинается с
2-3 часов);
— кратковременное присутствие мамы вместе с ребенком в
группе.
Вся образовательная деятельность в образовательном
учреждении строится на основе интеграции и комплексно-тематического
планирования. Образовательный процесс идет непрерывно в течение всего дня, а не
только в период непосредственно образовательной деятельности. Во всех режимных
моментах решаются задачи всех образовательных областей. При планировании учитываются
возраст детей и их индивидуальные психические особенности. Структура
планирования включает в себя совместную деятельность взрослого и детей, в
которую входит образовательная деятельность, осуществляемая как в ходе режимных
моментов, так и при организации разных видов детской деятельности, и
самостоятельную деятельность детей.
В течение дня реализуются все образовательные области
через различные виды детской деятельности: коммуникативную, двигательную,
продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую,
музыкально-художественную, чтение художественной литературы.
Ведущие виды деятельности в раннем возрасте:
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность [4, п. 2.7.].
Основной формой работы с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста является игра. В ходе всех режимных процессов педагоги ДОУ
широко используют игровые ситуации, разнообразные игры. С помощью игр
поддерживают у каждого ребенка бодрое, радостное настроение, вызывают
эмоциональное общение с взрослыми и детьми, содействуют возникновению чувства
симпатии к другому ребенку.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем
возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических
задач, а прежде всего в эмоциональной вовлеченности в экспериментирование, в
настойчивости и в удовольствии, которое получает ребенок от своей
исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит
ему новые познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость
открытия.
Совместная деятельность взрослого и детей базируется
на партнерской позиции, как в режимных моментах, так и в непосредственно
образовательной деятельности. Необходимая дисциплина в ходе образовательной
деятельности достигается через создание целой системы интересов, в том числе и
через выбор интересной и значимой для ребенка тематики образовательного
процесса [15, с.26].
Сетка занятий в ДОУ заменена на комплексное
планирование организованных видов детской деятельности. Для удобства педагогов
и старшего воспитателя время проведения непрерывной непосредственно
образовательной деятельности указывается. Так же составлено примерное
комплексно-тематическое планирование. Одной теме уделяется от двух дней до
недели. Каждая тема проходит несколько этапов. Первоначально она
рассматривается в непрерывной непосредственно образовательной деятельности,
затем вся остальная совместная деятельность педагога с детьми продолжает
предложенную тему – так или иначе связана с ней. В каждый последующий день
дается короткое повторение темы, при этом соответствующим образом организуется
предметно-развивающая среда и для родителей предлагаются краткие рекомендации,
советы по организации домашней деятельности, наблюдений в природе, домашнего
чтения детям.
Такое построение образовательного процесса позволяет
обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач,
избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаясь к разумному «минимуму», а также учесть следующие принципы: