Курсовая с практикой на тему 3. Курсовая работа по дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы приватизации 6
1.1. Понятие приватизации имущества 6
1.2. История развития института приватизации в России и зарубежных странах 10
2. Особенности приватизации государственных (муниципальных) предприятий на современном этапе 22
2.1. Правовое регулирование приватизации государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации на современном этапе 22
2.2. Анализ эффективности приватизации государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации 25
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение:
Актуальность темы исследования. На протяжении последнего времени наша страна переживает глубочайшие преобразования всей общественной системы. Эти преобразования распространяются на государство, экономику, политическую культуру, правовое и политическое положение граждан. Важнейшей составляющей всего трансформационного процесса оказались отношения собственности, а именно, произошло преобразование большей части государственной и муниципальной собственности в частную.
«Экономика советской России обладала определенными преимуществами, среди которых можно назвать планомерность производства, создание возможности для концентрации ресурсов для достижения поставленных целей, всеобщая занятость населения и другие. Но такая экономика имела и ряд серьезных недостатков – низкий уровень производительности труда, затратный характер производства, отторжение научно – технического прогресса. Производство было монополизировано, предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Все это делало производство индифферентным к освоению передовых достижений науки и техники» .
Командно – административная система экономики была неспособна справится с возникшими и нарастающими проблемами. Необходимы были кардинальные изменения, благодаря которым стал бы возможен переход к новому экономическому устройству, создание конкурентной рыночной среды, оживление в производителе товаров, работ, услуг интереса к результатам хозяйствования.
Все это возможно было сделать на основе разгосударствования и приватизации.
Научная и практическая актуальность настоящей работы обусловлена влиянием института приватизации на всё развитие общества. Кроме того, является закономерным и тот факт, что в обществе не исчезают дискуссии, которые касаются понятия «приватизации». Многие работы отечественных ученых и политических деятелей посвящены этому вопросу. Также важность этого вопроса объясняется большим количеством нормативных актов о приватизации .
Степень разработки проблемы. Отдельные аспекты приватизации государственных и муниципальных предприятий рассматриваются в трудах М.Т. Абаева, Ю.Н. Андреева, Н.Д. Амаглобели, В.С. Белых, Е.С. Болтановой, В.А. Виноградова, Ю.Л. Городиловой, Е. А. Данилова, И.В. Ершова, А.В. Кашанина, С.И. Комарицкого, О.И. Крассова, Е.Г. Пащенко, А.Д. Радыгина, Г.В. Савенко Н.П. Седовой, О.Ю. Скворцова и др. Непосредственно по заявленной теме исследования проанализированы научные работы таких ученых, как И.В. Бабуркина, Д.А. Герцева, М.П. Имекова, К.Д. Калязина, Д.А. Карпова, С.А. Липски, В. Милосердова, Е.Ю. Петрова, С.А. Попова, Э. Савас, О.Ю. Скворцова, М.П. Солодовникова, А.Х. Трофимова, В.В. Чубарова, О.В. Шатрова и др.
Целью настоящей работы является исследование особенностей приватизации государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие приватизации;
— рассмотреть историю приватизации в России и в зарубежных странах;
— исследовать правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий;
— провести анализ эффективности приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере приватизации государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности государственного управления в сфере приватизации государственных (муниципальных) предприятий в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют анализ, синтез, индукция, дедукция, а также другие методы познания социально-правовых явлений.
Источниковую базу исследования составили Конституция РФ, нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс приватизации, а также научные труды по обозначенной теме исследования.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
Итак, положение законодательной дефиниции не определяют, какое именно имущество может быть приватизировано, а лишь указывает на его принадлежность РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Но обращаясь к статье 3 ФЗ о приватизации, где дан перечень имущества, не попадающий под сферу действия данного Закона, можно определить имущество, отчуждаемое в соответствии с данным нормативным актом.
Приватизация осуществляется посредством отчуждения. Само понятие «отчуждение» было известно ещё римским правоведам, которые использовали его в нескольких значениях, в том числе и в качестве основания прекращения права собственности на землю.
Собственниками приватизированного имущества становятся физические или юридические лица.
Анализ законодательного определения приватизации, данного в статье первой действующего ФЗ позволяет сделать следующие выводы:
1. Приватизация — активное действие, осуществляемое посредством отчуждения;
2. Такое отчуждение может быть проведено как на платной, так и на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных законом);
3. Объектами приватизации может быть только то имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности;
4. Определен круг субъектов, которые могут стать собственниками приватизированного имущества.
Данные признаки вытекают непосредственно из законодательно закрепленной дефиниции, но они не являются исчерпывающими, более подробно остальные признаки будут раскрыты в следующей главе данной работы.
На фоне опыта других странах необходимо отметить особенности приватизации в России. Процедура трансформации государственной собственности началась еще до распада СССР. В 1986 году был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1988 году приняли Закон «О кооперации», что постепенно запустило процесс разгосударствления и развития частной инициативы. В 1989 году был принят «Закон о лизинге», который позволил рабочим коллективам предприятий приобретать активы в лизинг с последующей возможностью выкупа. Таким образом, предприятия преобразовывались в 100% закрытые кооперативы.
Однако официальным началом приватизации можно считать 1991 год, когда был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», предусматривающий 5 способов передачи государственной собственности частным лица (аукцион, конкурс, продажа доли компании, выкуп арендованного имущества и акционирование). В 1992 году был принят Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», прописывающий более подробно процесс реформирования государственного сектора и ставший отправной точкой «массовой приватизации», проходившей в 1992-1994 годах.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические основы приватизации
1.1. Понятие приватизации имущества
Несмотря на то, что первое упоминание понятия приватизации появилось сравнительно недавно, уже сейчас можно говорить о том, что существует множество трактовок данного термина, которые, так или иначе, отличаются друг от друга. Одни из них содержат расширительное толкование, другие – напротив, более узкое.
Так, профессор Э. Савас в своей работе, в которой раскрыты теоретические и практические аспекты приватизации, проходящей в западных странах пишет: «приватизация представляет собой комплекс разнообразных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства или по усилению роли частного сектора во владении фондами в предпринимательской деятельности» . Данное определение весьма конкретизировано и при его анализе можно констатировать, что автор выделяет несколько отличительных признаков приватизации:
1. Это — длящийся процесс;
2. Это не просто сделка, направленная на передачу государственной собственности в частную, а структурное преобразование экономики;
3. Именно за счет приватизации может происходит усиление и укрупнение частного сектора в государстве.
Таковы сугубо экономические аспекты понятия приватизация. Как представляется, именно экономическое определение исследуемого явления поможет в дальнейшем более детально изучить этот институт, но нельзя забывать о том, что данный аспект не является единственным. В научной доктрине помимо экономического определения приватизации существует и иное – юридическое .
До конца 20-го столетия понятие приватизации не было известно российской юриспруденции, хотя как таковая практика отчуждения государственного имущества в частную собственность существовала достаточно давно, но особым правовым режимом такое отчуждение не наделялось .
В юридическом аспекте термин «приватизация» необходимо отличать от понятия «приватизационные сделки». Такое разграничение можно трактовать как приватизация в узком и широком смысле. В широком смысле приватизация приведена в работах многих российских авторов. Так, А.Д. Радыгин, анализируя теоретический аспект приватизации, считает: «определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров» .
А.В. Кашанин также говорит о приватизации в широком смысле и рассматривает её как «сокращение сферы влияния государства, передачу неких областей общественных отношений в частные руки» .
Что же касается приватизации в узком смысле, то под ней понимается «процесс продажи (передачи) имущества государственных и муниципальных предприятий в частную собственность (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично». То есть можно заключить, что «приватизация» в узком смысле представляет собой активное действие, целью которого является переход имущества в частную собственность.
Исходя из вышеизложенного, приватизация в ее юридическом значении авторами трактуется по — разному: как правовой институт, как порядок передачи имущества, как особое основание возникновения и прекращения права собственности. Но всё это лишь разные стороны единого явления — приватизация.
Таким образом, юридическое понимание приватизации в узком смысле значительно уже его экономического содержания. Именно поэтому широкое определение термина «приватизация» можно встретить, прежде всего, в юридической литературе. Но несмотря на это, вряд ли можно однозначно говорить о том, что играет превалирующую роль — узкая или широкая трактовка данного процесса. Лишь комплексное понимание приватизации может позволить наиболее полно раскрыть её сущность через призму характерных, как правовых, так и экономических признаков.
Ныне действующий Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», дает в первой статье легальное определение приватизации. В соответствии с данным правовым актом под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Предложенное законодательное определение носит прежде всего декларативный характер, так как в законе не раскрываются его сущностные признаки, поэтому более подробно остановимся на анализе дефиниции, предложенной законодателем.
Положение законодательной дефиниции не определяют, какое именно имущество может быть приватизировано, а лишь указывает на его принадлежность РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Но обращаясь к статье 3 ФЗ о приватизации, где дан перечень имущества, не попадающий под сферу действия данного Закона, можно определить имущество, отчуждаемое в соответствии с данным нормативным актом.
Приватизация осуществляется посредством отчуждения. Само понятие «отчуждение» было известно ещё римским правоведам, которые использовали его в нескольких значениях, в том числе и в качестве основания прекращения права собственности на землю .
Собственниками приватизированного имущества становятся физические или юридические лица.
Анализ законодательного определения приватизации, данного в статье первой действующего ФЗ позволяет сделать следующие выводы:
1. Приватизация — активное действие, осуществляемое посредством отчуждения;
2. Такое отчуждение может быть проведено как на платной, так и на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных законом);
3. Объектами приватизации может быть только то имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности;
4. Определен круг субъектов, которые могут стать собственниками приватизированного имущества.
Данные признаки вытекают непосредственно из законодательно закрепленной дефиниции, но они не являются исчерпывающими, более подробно остальные признаки будут раскрыты в следующей главе данной работы.