Контрольная работа Гуманитарные науки Русская литература 20 века

Контрольная работа на тему Жанровое и композиционное своеобразие романа «В круге первом».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.История создания романа 5
2. Хронотоп и его функции в литературе 7
3.Композиционные особенности романа Александра Солженицына «В круге первом» 9
4. Жанровое своеобразие романа Александра Солженицына «В круге первом» 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20

 

  

Введение:

 

В 2018 году исполнилось бы сто лет русскому писателю, чья судьба отразила все возможные трудности нашей страны: война, лагерь, тюрьма, шарашка, эмиграция. Как пишет П. Спиваковский: «Хотя писатель родился лишь в 1918 г., случилось так, что именно ему выпало подводить итоги целого столетия русской истории. Именно Солженицыну, как никому другому, удалось художественно отобразить и осмыслить этот уникальный, ни на что другое не похожий бытийный феномен в качестве сверхсложного семантического целого» [12, c. 8].
Когда героя романа «В круге первом» Глеба Нержина спросили за что он отбывает наказание, он ответил: «За образ мыслей». Автор романа и прототип одного из главных героев Александр Солженицын «за образ мыслей» был вынужден сменить более комфортную и сытую «шарашку» на лагерный барак. «Образ мыслей» как выражение внутренней свободы, сопротивления, способности к творчеству спасал его в тюрьме и лагере, давал возможность жить дальше, заставлял работать, творить, искать.
Как пишет автор монографии об А.И. Солженицыне А.В. Урманов: «Сложился стереотип, что главным, чуть ли не единственным определяющим свойством прозы этого автора является острая социально-политическая проблематика. Мнение большинства исследователей, что основной чертой Солженицына-художника является «социальная направленность, обращённость к современным проблемам общества» во многом справедливо, но не следует забывать и другое. А. Солженицын являет собой ТИП художника, в творчестве которого органически соединяются временное и вневременное, острая социальная и национальная проблематика и универсализм. Созданный этим автором художественный мир не может быть понят и объяснён только под углом зрения социально-политической актуальности» [14, c. 23].
Прочитав рукопись повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», Анна Ахматова сказала: «Это должны прочесть двести миллионов человек». Этот необыкновенный человек уцелел на фронте, выжил в тюрьме и в лагере, и в ссылке, одолел смертельную болезнь, пересилил идеологию, перенес изгнание, выдержал всемирную славу. Аббревиатуру «ГУЛАГ» он превратил в метафору «Архипелаг ГУЛАГ» и ввёл в русскую литературу. Всё это ради того, что он называл «главной правдой», которую пока человек не знает, то живет как бы во сне. На рукописи «Архипелаг ГУЛаг» Александр Солженицын сделал посвящение: «…всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался» [1, c. 100].
Герои-идеологи романа «В круге первом» живут одновременно как бы в двух мирах – в реальном мире «шарашки» и в мире вечных этико-философских идей и литературных образов. В процессе бесконечных споров, которые ведут жители Марфино, они приходят к удивительному выводу: только здесь, за колючей проволокой шарашки они, наконец, стали по-настоящему свободны. Сегодня в эпоху нестабильного мира во всем мире идея свободы мыслей воспринимается чрезвычайно актуальной.
Создавая роман, Солженицын опирался на традиции классического реализма XIX века. Созданный им мир имеет прочное основание – мощнейшие пласты отечественной и мировой этико-философской и эстетической мысли. В отличие от авангардистов, писатель не стал порывать с традициями русской классики. Исследователь С. Залыгин полагает, что «рассказанное Достоевским читается нынче р как предисловие к Солженицыну» [3, c. 54]. Как продолжателя идей Л. Толстого воспринимает писателя А. Якобсон: «Когда явился Солженицын и спас честь русской литературы, его явление было как чудо. А дело в том, что глубоко в земле притаились до поры живые семена, брошенные когда-то мужиковетвующим графом. Из такого семечка и вырос Солженицын» [16, c. 34]

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роман «В круге первом», как и многие произведения, имеет несколько редакций. Работа над романом шла с 1955 по 1968 гг. Автор изменял его семь раз. Но его творческая история связана не столько с авторской эволюцией и изменением замысла, сколько с обстоятельствами внелитературного плана.
Первая редакция романа «В круге первом» (1955-1958) была создана в литературном подполье. Лишь в начале 60-х годов (двенадцать лет до этого занимаясь писательством) Солженицын делает первые попытки заявить о себе, что-то опубликовать. Такое положение, как ни парадоксально, давало определенное преимущество. Работая, Солженицын никогда не имел внутреннего цензора, был чист перед самим собой и белым листом бумаги, лежащим перед ним. Это давало ему внутренее право всегда оставаться самим собой и не принимать писателей, соглашавшихся обо всяком предмете и деле не говорить главной правды…
В отличие от основного пути, по которому шла русская литература ХХ века, с отказом от сюжета, и выдвижением на передний план других формально-содержательных элементов, Солженицын делает сюжет основным элементом романа.
Огромное количество действующих лиц и происходящих событий Солженицын умещает в три полных дня, что активизирует функционирование различных хронотопов в романе. Их несколько, и на их границах, в основном, происходят судьбоносные встречи героев, которые не могли бы произойти ни в одной другой точке земного шара.
Роман не имеет одного главного героя, им становится каждый персонаж, когда он начинает повествование. При большом количестве героев, основной конфликт в романе происходит не между конкретными людьми (хотя отдельных конфликтов в произведении предостаточно), а между человеком и системой, борьбе с которой сам автор романа посвятил всю свою жизнь.
А. И. Солженицын строит повествование таким образом, чтобы события русской истории, изображаемые в его произведениях, представали перед читателем не только в своем эмпирическом течении, но и как глобальное «космическое» противоборство мирового Зла с мировым Добром. Функция встречающихся в его прозе важнейших символических образов состоит в том, чтобы спроецировать этот вневременной онтологический конфликт на конкретные события русской истории, судьбы отдельных людей и страны в целом.
Название романа «В круге первом» — это аллегорическое сравнение шарашки, отсылающее читателя к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Один из героев романа, Лев Рубин объясняет это так:
— Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг — в первый.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

1.История создания романа

Одно из самых известных произведений Александра Солженицына, роман «В круге первом» имеет несколько редакций, первая из которых принадлежала перу писателя-подпольщика, которым и был тогда Солженицын.
Интересно отметить, что писатель видел положительные стороны в своем положении: «Сильное преимущество подпольного писателя в свободе его пера: он не держит в воображении ни цензоров, ни редакторов, ничто не стоит против него, кроме материала, ничто не реет над ним, кроме истины»,-писал Солженицын в автобиографической прозе «Бодался теленок с дубом» [11, c. 13].
Лишь на излете хрущевской оттепели появилась надежда на публикацию романа, тогда Солженицын создает вторую редакцию, названную им самим «облегченной версией». Писатель изменил и сюжет, и завязку, которая является, по сути, композиционным центром романа, который сегодня знает читатель.
Третья редакция увидела свет через десять лет после первой — в 1968 году. По словам Солженицына, восстанавливая изначальный текст, он его все же немного изменял, ведь автору было уже не сорок, а пятьдесят лет.
Как сказал Д. С. Лихачев: «Есть такие писатели, о которых молено говорить как о явлении. А.И. Солженицын относится к их числу. Солженицын — это явление русской и, шире, мировой истории. Это определенный тип классика, тип гения. При этом это живой гений и классик» [8, c. 164].
Как пишет исследователь: «Отличительная поэтическая особенность романа Солженицына — сближение оппозиций: документальный факт — художественное обобщение социальное — философское, вечное — временное. Писатель выступает за их единство, отвергая как крен в сторону первых, так и абсолютизацию вторых» [13, c. 60].
Литература XX века демонстрирует нам тенденцию ослабления организующей роли сюжета. На первый план в создании композиционного единства произведения выходят такие формально-содержательные элементы, как повторы образов, лейтмотивы, смена повествователей или точек зрения на происходящее. Наиболее ярко это проявилось в творчестве писателей, отходящих от позиции реализма., таких как Ю. Олеша, М. Булгаков, В. Набоков. Во-многом, такая ситуация объясняется изменением общей философской картины мира, а также важнейшими естественно-научными открытиями — теориями А. Эйнштейна, Н. Бора, под воздействием которых произошло переосмысление концепции времени и пространства М. Бахтиным, появились философские труды П. Флоренского, утверждавшего, что мир гораздо сложнее, он не может укладываться в систему причинно- следственных отношений, как это было в реалистическом романе.
И все же Александр Солженицын идет по иному пути. Он не только не отказывается от сюжета, но и делает его самым главным элементом романа.
Огромное количество действующих лиц и происходящих событий Солженицын умещает в три полных дня: действие начинается в субботу 24 декабря 1949 года, а заканчивается 27 декабря. Такой эффект временного сжатия объясняет сам автор: «Я там жил три года. Описывать эти три года? Вяло, надо уплотнять» [1, c. 69].
Принцип временного сжатия предполагает локализацию романного пространства: основные события происходят в Марфино, спецтюрьме, превращенной в своеобразный НИИ, где используется труд ученых, но и легко переносится в другие точки: кабинет государственного советника второго ранга Иннокентия Володина в МИДе, московскую квартиру прокурора Макарыгина на Калужской заставе, маленький деревянный домик в Твери или даже ночная комната Сталина.
Столь сильное сжатие романного времени и пространства вполне соотносится с теорией хронотопа М. Бахтина.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы