Церковная история Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Осада Троице Сергиевой Лавры 1608-1610 гг.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ВЗГЛЯД НА ОСАДУ В СВЕТСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ
ИСТОЧНИКАХ (КАРАМЗИН, «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», ТЮМЕНЦЕВ  «ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В
1608—1610 ГГ.» И ДР.) 4

ГЛАВА 2. СКАЗАНИЕ АВРААМИЯ ПАЛИЦЫНА ОБ ОСАДЕ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ.. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ   29
  

Введение:

 

Тема работы – осада Троице-Сергиевой Лавры 1608-1610 гг.

Актуальность исследования заключается в недостаточной изученности данной
темы, необходимости разработки различных взглядов и анализа данного
исторического события в жизни государства и истории Русской Православной Церкви.

Объектом исследования выступает осада Троице-Сергиевой Лавры 1608-1610 гг.

Предметом исследования являются исторические и литературные источники данного
исторического события.

Для достижения
поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

— выявить степень освещенности темы в
различных источниках;

— изучить описание данного
исторического события в Сказании Авраамия Палицына;

— изучить освещенность данного
исторического события  в русских
исторических источниках.

В качестве основного метода исследования применяется исторический, основанный на
непосредственном изучении исторического события в различных источниках и
впоследствии на анализе и обработке изученного в нашей работе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что это работа
позволяет расширить и структурировать знания о важнейшем историческом событии
17 века – осаде Троице-Сергиева монастыря, произошедшем в 1608-1610 гг. Данное
событие освещено несколькими авторитетными источниками, с которыми мы работаем
в ходе исследования, в частности, это Сказание Авраамия Палицына об осаде, послания
Патриарха Гермогена, документы этого времени, мемуары участников событий. Также
отметим, что в ходе исследования мы опирались на литературную  работу Николая Михайловича Карамзина, в частности
– это «История государства Российского», изданная в 1818—1829 гг.

 Практическая
значимость
исследования заключается в изучении истории осады и дальнейшей
практики данных знаний в деятельности.

 Цели и задачи работы, выдвинутые нами в начале
исследования определили ее структуру.
Работа включает в себя введение, две главы основной части: теоретическая и
практическая, каждая из которых, в свою очередь, имеет отдельные параграфы, а
также выводы, заключение и библиографический список.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

         Свято-Троицкая Сергиева лавра по праву
считается одним из красивейших мужских монастырей Русской православной церкви с
богатой историей. Именно здесь русские православные люди выдержали ужасную
осаду, которая происходила в 1608-1610 гг. Помимо смерти и голода осажденным
пришлось столкнуться с цингой, печалями и скорбью, с ужасными политическими
событиями и предательством, которые они наблюдали вокруг стен. Внутри же
Троице-Сергиева монастыря всегда царило мужество и непоколебимость.

         Мы рассмотрели цепочку исторических
событий, связанных с выбранной темой, с двух сторон: исторические источники
ознакомили нас с фактами, последовательностью событий, участниками и общей
политической обстановкой в стране. Благодаря историческим трудам Н.М.
Карамзина, И.О. Тюменцево, В.О. Ключевского, и многих других трудов российских
историков, мы смогли изучить вопрос досконально, выявить причины осады,
проследить весь ход событий.

         Также на втором этапе исследования мы
взяли для изучения памятник древнерусской литературы Авраамия Палицына, в его
«Сказании о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших
потом в России мятежах» дано полное описание осады и состояния осажденных в
монастыре русских людей. Авраамий р
ассказывая о трудностях Троицкой осады, с любовью и скорбью
описывает мучения осажденных, яростно гневается на врага и искренне радуется
одержанной победе. Восхваляя удивительное мужество русских людей, уважая их
верность долгу, проявляемым тогда, он поражается выдержке, которую проявляли
тогда, когда казалось, что все пропало, что рушатся не только стены монастыря,
но и все устройство государства. Троице-Сергиев монастырь явился в Смутное
время непоколебимой твердыней Русской православной земли, он гордо и отважно
выстоял среди почти всеобщей картины предательства и отступничества.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВЗГЛЯД НА ОСАДУ В СВЕТСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ
(КАРАМЗИН, «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО», ТЮМЕНЦЕВ  «ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ В
1608—1610 ГГ.» И ДР.)

         Свято-Троицкая
Сергиева лавра по праву считается одним из красивейших мужских монастырей
Русской православной церкви с богатой историей. Находится он в городе
Московской области – Сергиевом Посаде, здесь же находится Московская духовная
академия. Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в 1337 году, мощи
Православного Святого до наших дней хранятся в Свято-Троицком соборе. Когда
преподобный Сергий Радонежский в 1337 году вместе с братом Стефаном поселились
на холме Маковец, первым делом они начали строить деревянный собор во имя
Святой Троицы. Вскоре инок Стефан ушел в Богоявленский монастырь, преподобный
Сергий Радонежский некоторое время находился в одиночестве в монастырских
поселениях, его окружали храм Святой Троицы и всего лишь несколько келий.
Однако в течение нескольких лет к нему стали присоединяться другие иноки, так,
Свято-Троицкая пустынь постепенно превратилась в особножитие, примерные годы
осваивание монахами данного святого места – 1340-1342 гг. Спустя десятилетие
Сергий Радонежский ввел в монастыре общежительный устав, идиоритм приобрел
характер ценобия, на это было поучено разрешение константинопольского патриарха Филофея.
Таким образом, благодаря деяниям преподобного Сергия Радонежского течение
времени придало совершенно пустому место образ святого места, зарождался
будущий Троице-Сергиев монастырь.[1]

         В то время территория монастыря представляла
собой сооружение, разделенное на три части — жилую, общественную и
оборонительную. В центре монастыря находился построенный Сергием и Стефаном
деревянный собор Святой Троицы, а также трапезная, которые были окружены
кельями со всех сторон; недалеко от келий были огороды и хозяйственные службы,
за которыми присматривали монахи. Согласно плану, дошедшему до наших дней,
окружала монастырь деревянная ограда, а неподалеку была устроена ещё одна
деревянная церковь — во имя Димитрия Солунского.[2] Изначально
настоятелем монастыря был Митрофан, он же ранее постриг преподобного Сергия
Радонежского в монахи. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал сам
преподобный.

         Историческая ценность Троице-Сергиевой
лавры неоспорима: уже во времена Средневековья Троицкий монастырь был духовным
центром русских земель, имел важнейшую роль в государстве и оказывал поддержку
московским князьям. Именно здесь, в 1380 году в Троицком монастыре преподобным
Сергием Радонежским был благословлен крестом на Куликовскую битву великий
русский князь Дмитрий Донской. Однако также во времена Средневековья Троицкому
монастырю пришлось пережить трудные времена, которые переживало все
государство: например, в 1408 году татарский хан Едигей нещадным образом
разграбил и сжег монастырь.[3]
На протяжении следующих двухсот лет монастырь заново отстраивался, развивался,
приобретая величественные черты будущей главной святыни на русской Православной
земле.

Так,
в 1422 году в восстановлении Троицкого Собора участвовал игумен Никон
Радонежский, любимый ученик преподобного Сергия Радонежского, он заложил первое
каменное сооружение монастыря на месте сожженной татарским ханом Едигеем деревянной
церкви, участвовали в восстановлении также сербские монахи. Во время
строительства произошло обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.
Художественно оформляли храм росписями великие русские иконописцы Андрей
Рублев, который украсил иконостас, в том числе известнейшей «Троицей», а также
Даниил Черный.[4]

Нужно
отметить, что монастырь с течением времени стал культурным центром, где монахи
составляли летописи и переписывали рукописи, также писали иконы. К примеру,
именно здесь были написаны такие произведения как «Житие преподобного Сергия
Радонежского», «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», которые по
сей день являются крупнейшими памятником древнерусской литературы.[5]

Развивалась
также историческая роль Троицкого собора: московские князья и цари совершали
здесь благословение на сражения и совершали молебны. Так, в 1510 году молебен
перед походом на Псков соверши Василий
III, а в 1552 году Иван IV Грозный –
перед взятием Казани.  Собор служил не
только историческим местом, к примеру, скрепления договоров, но и также святым
местом, где крестили наследников русского престола.

Во
времена правления  Ивана
IV Грозного и царя Федора Иоанновича в Троицком
монастыре происходили преобразования, велись художественные работы. Так,
Троицкий монастырь становился одним из самых известных, крупных монастырей
России; в его собственности насчитывалось более двух тысяч поселений, а также велась
активная торговля — торговые суда монастыря ходили в зарубежные
государства.

Однако в Смутное время монастырь переживал



[1] Лаврская летопись. XIV век. www.stsl.ru

[2] Балдин В. И. Троице-Сергиев монастырь. История и формирование архитектурного
ансамбля // Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные
коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. — М.: Наука, 1996 –
38 с.

[3] Ермакова С.О. Троице-Сергиева Лавра. М., 2004, с.4

[4]  История
создания «Троицы» Андрея Рублёва. andrey-rublev.ru

[5] Ключевский
В. О. Древнерусские жития святых как исторический
источник. — М., 1871 — с. 98–110.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы