Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Взаимосвязь учебной активности и самоорганизации старших школьников (НИР)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Анализ научных источников 8

Заключение 21

Список литературы 22

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В течение последних лет в отечественную систему образования внедрено множество новаций. Увеличено финансирование образовательных учреждений, приняты и применяются стандарты для оценки качества обучения и работы педагогов в рамках образовательных программ. В соответствии с ФГОС в системе образования предусматривается формирование на базе школы у старшеклассников творчески мыслить и использовать нестандартные подходы к решению задач. Для решения данных задач внесены изменения в содержание образования и предоставлены возможности для использования разных форм для организации образовательного процесса.

Жизнь в современном российском обществе все больше требует от человека развития качеств автономии и организованности. В их числе самостоятельность, инициативность, демократичность, умение творчески мыслить, знание своих прав и свобод и умение их защищать, способность поддерживать свое физическое и психическое здоровье и пр. Мы рассматриваем данные качества как составляющие единого процесса психической самоорганизации человека.

Чтобы формировать эти качества, необходимо начинать их развитие как можно раньше. Несомненно, что школьное образование должно в полной мере выполнять эту задачу.

Между тем, в отечественной системе школьного образования отношения учителя и ученика традиционно не являются равноправными, они основаны прежде всего на подчинении ученика учителю, и не предполагают развития способности учащихся самостоятельно выбирать направление своего развития, организовать и контролировать его осуществление.

Для формирования демократической, самостоятельной личности учащимся необходим опыт равноправных отношений, деятельности, основанной на сотрудничестве. А для этого нужны новые образовательные подходы, новая методология и соответствующие формы организации образовательного процесса.

Мы считаем, что перейти к полноценному осуществлению субъект-субъектной модели образования можно лишь на основе современного, синергетического миропонимания. Учение о самоорганизации, ставшее достоянием общенаучной методологии, должно распространиться и на педагогику, дать новую трактовку процессам личностного развития, позволяющую рассматривать учащегося как активного деятеля собственного обучения и воспитания.

В исследовании проблемы формирования учебной активности как свойства личности за основу нами взят путь воздействия на мотивационную сферу учащегося — через организацию учебной деятельности на уроке.

Деятельность ученика на уроке можно представить в виде последовательности его действий: сосредоточение внимания на учебной ситуации ориентировка ученика в деятельности, постановка цели, контроль и корректировка учебных действий, оценка (самооценка) полученного результата.

Учебная активность как интегративное свойство личности обучаемого следует рассматривать во взаимосвязи с другим личностным свойством — самоорганизацией. Избранная структура учебной деятельности, на наш взгляд, дает возможности для формирования у учащихся на уроках не только мотивационных состояний, но и состояний самоорганизации (самоуправления вниманием, переключения его с одного вида деятельности на другой; самостоятельной постановки и реализации цели, самоконтроля, самопроверки, самооценки).

Психолого-физиологическое обоснование последовательности состояний ученика в деятельности и взаимосвязи его личностных качеств — активности и самоорганизации — мы находим в теории самоорганизации личности, рассматриваемой нами на уровне физиологии, психологии и педагогики.

Проблеме самоорганизации в педагогике посвящены работы В. И. Андреева, В. И. Аршинова, М. В. Богуславского, В. Г. Буданова, В. Г. Виненко, А. А. Ворожбитовой, Л. Я. Зориной, В. А. Игнатовой, С. П. Капицы, Е. Н. Князевой, О. Козловой, С. В. Кульневича, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, В. В. Маткина, А П. Назаретяна, Л. И. Новиковой, Е. Г. Пугачевой, В. И. Редюхина, Н. М. Таланчука, Д. И. Трубецкова, О. Н. Федоровой, С. С. Шевелевой, Ю. В. Шаронина и др.

Непосредственно связаны с использованием синергетического учения о само- организации в педагогике диссертационные исследования А. И. Бочкарева, В. Т. Виненко, В. А. Львович, А. А. Мелентьевой, Г. А. Суминой, Л. В. Сурчаловой, Ю. В. Талагаева, Я. О. Устиновой, М. А. Федоровой, В. А. Халанской, Н. Н. Ярушкина и др.

Общепризнанной модели самоорганизации учащихся в процессе образования еще нет, а существующие синергетические подходы в педагогике, по нашему мнению, недостаточно обоснованы методологически.

Налицо противоречия:

— между необходимостью методологического обоснования деятельности по совершенствованию самоорганизации старшеклассников в процессе школьного образования и отсутствием соответствующей педагогической теории;

— между низким уровнем самоорганизации старшеклассников, формируемом современной школой, и отсутствием теоретически и экспериментально обоснованной системы педагогических условий совершенствования самоорганизации старшеклассников в процессе школьного образования;

— между потребностью школьного образования в системе мероприятий, направленных на совершенствование самоорганизации старшеклассников и отсутствием педагогической технологии, направленной на достижение данной цели.

Таким образом, недостаточность использования педагогикой современной, синергетической методологии, отсутствие эффективных и доступных технологий реализации личностно-ориентированного, субъект-субъектного подходов при их высокой теоретической и практической значимости, а также наличие теоретико-методологических и методических предпосылок для разработки такой технологии применительно к старшему школьному образованию и ее методологического обоснования, определили тему нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность педагогических условий совершенствования самоорганизации старшеклассников в процессе школьного образования?

Цель исследования: изучить взаимосвязь учебной активности и самоорганизации старших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические особенности старшеклассников.

2. Изучить понятие «самоорганизация» и «учебная активность».

3. Провести диагностику взаимосвязи учебной активности и самоорганизации старших школьников.

4. Проанализировать результаты диагностики.

Объект исследования: учебная деятельность старших школьников.

Предмет исследования: взаимосвязь учебной активности и самоорганизации старших школьников.

Гипотеза исследования: старшие школьники, имеющие высокий уровень учебной активности и мотивации характеризуются высоким уровнем самоорганизации.

Методы исследования: обзор научных источников, дедукция, классификация, обобщение, анкетирование, качественная и количественная обработка информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Умение самоорганизации – самостоятельный переход от одного структурного компонента учебной деятельности к самоорганизации учебной работы, для чего он должен уметь самостоятельно, без требования взрослого переходить от одного звена учебной деятельности к другому.

Умение самоорганизации — это совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, умений, включая самостоятельную организацию этого процесса; способность субъекта к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Учебная активность — это степень включенности учащегося в этот процесс.

Учебная активность подразумевает мотивацию.

Мотивация входит в структуру любой деятельности человека, а в учебной является обязательным и очень важным компонентом.

Именно мотивация делает учебную деятельность осмысленной и целенаправленной.

Старшеклассник начинает интересоваться не только текущими событиями, но и проявлять интерес к тому, какое положение он займет в обществе.

Подобное явление сопровождается расширением круга познавательных интересов подростка, которые обусловлены его планами на будущую деятельность. Каждого педагога волнует, как сформировать у учащихся положительную мотивацию к обучению и познанию материала.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников (Лепешова Е.).

2. Методика изучения мотивации учения (Окунева О.Ю.).

3. Опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) А.Д. Ишков.

4. Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой.

Характеристика выборочной совокупности: старшеклассники (16-17 лет).

Описание базы эмпирического исследования: муниципальное, бюджетное образовательное учреждение.

Теоретико-методологические основания исследования:

Концепции и инновационные модели личностно-деятельностного подхода (Е.В.Бондаревская, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, М.В.Кларин, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский; Л.С.Подымова, В.А.Сластенин, И.С.Якиманская и др.), теория проблемного обучения (В.И.Андреев, Т.В.Кудрявцев, М.М.Левина, ИЛ.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь, П.И.Пидкасистый, Л.М.Фридман, А.В.Хуторской и др); исследования в области саморегуляции деятельности (К.А.Абульханова-Славская, В.Б.Зинченко, А.А.Леонтьев, А.К.Маркова, А.Маслоу, В.С.Мерлин, Л.М.Митина, С.Л.Рубинштейн).

Теоретическая значимость исследования

— уточнено понятие самоорганизации учебной деятельности учащихся;

— выявлена роль когнитивных и деятельностных механизмов самоорганизации учебных действий;

— определены и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного обучения учащихся старших классов приемам самоорганизации учебной деятельности.

Практическая значимость исследования: содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для технологического обеспечения обучения учащихся приемам самоорганизации учебной деятельности.



Анализ научных источников

Определение самоорганизации в современных педагогических словарях: это – «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности; самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга».

Основные положения представляемой теории формирования самоорганизации учебной деятельности:

1. Психологами выявлена диалектическая двойственность мотивации учебной деятельности (В.Г. Асеев [1] и др.). Мотивации и самоорганизации учебной деятельности как интегративному свойству личности обучаемого также присуща эта диалектическая противоречивость: во-первых, это свойство личности выступает как относительно устойчивое, то есть как дискретно-качественная сторона мотивационно-самоорганизационной сферы, во-вторых – как неустойчивая, ситуативная, процессуально-количественная ее сторона.

2. В психологии описаны два самых общих, принципиальных пути формирования мотивации к самоорганизации: путь «сверху вниз», состоящий в привитии учащимся идеалов, образцов того, каким должны быть мотивы учения, и второй путь воспитания – «снизу вверх» – через учебную деятельность (В.Г. Асеев [1] и др.). В процессе преподавания функционируют оба вида воздействия на самоорганизацию обучаемых в учебной деятельности.

3. Структура деятельности в целом и структура учебной деятельности в частности исследовались как философами, так и психологами. С позиций общепсихологической теории деятельности в качестве ее структурных компонентов выделяют следующие:

 мотив – цель – действие и операции;

 мотив, цель, планирование деятельности, переработка

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы