Контрольная работа на тему Возникновение и развитие российской прокуратуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Исторические аспекты становления и развития
российской прокуратуры. 5
2. Место прокуратуры в системе государственной
власти. 11
3. Проблемы и основные пути реформирования системы
российской прокуратуры 14
Заключение. 17
Список использованной литературы.. 18
Введение:
Исследование истории
формирования и развития любого государственного органа помогает ответить
на ряд вопросов: каково историческое предназначение данного органа и какое
место в системе государственного управления он занимает; насколько исторически
необходимыми для государства являются функции, возложенные на этот орган; и
наконец, только с учетом исторического опыта деятельности государственного
органа можно оценить законодательные новации и организационные изменения,
которые необходимы для повышения эффективности деятельности этого органа
на современном этапе развития. Вышесказанное относится и к органам прокуратуры,
деятельность которых всегда оценивалась неоднозначно.
За прошедшие с момента
основания прокуратуры Петром I в 1722 г. до настоящего времени более чем три
века этот государственный орган претерпевал многочисленные и серьезные
изменения, отвечая потребностям меняющегося государства. Если первоначально
прокуратура обладала ограниченными функциями надзора за центральными и местными
органами управления, то со второй половины XIX в. характер ее деятельности
меняется. В советское время произошла важнейшая трансформация в истории
прокуратуры — определились сфера деятельности прокуратуры, ее организационная
структура и статус самостоятельного органа государственной власти, т. е.
сформировались те черты, которые сохраняются и в российской прокуратуре.
В настоящее время, когда
совершенствуется система государственного управления, особенно важно изучение
истории прокуратуры как государственного органа. В каком направлении должно
происходить развитие прокуратуры, какие ее функции необходимо сохранить, изменить
или, возможно, исключить, — эти вопросы пока не нашли в юридическом сообществе
однозначных ответов. С учетом этого исторический опыт прокуратуры не только
представляет ценность сам по себе, но и может служить основанием для разработки
концепций перспективного развития прокуратуры.
Объектом исследования
работы является процесс возникновения и развития российской
прокуратуры.
Предметом исследования работы является законодательство,
регулирующее процесс возникновения и развития российской прокуратуры.
Целью работы является анализ возникновения и развития
российской прокуратуры.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих
основных задач работы:
— изучить исторические аспекты становления и развития российской
прокуратуры;
— раскрыть место прокуратуры в системе государственной
власти;
— выявить проблемы и основные пути реформирования российской
прокуратуры.
Методология и методы работы. При исследовании возникновения и
развития российской прокуратуры использовалась совокупность общенаучных (анализ
и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных
(формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов
познания. Кроме того, при анализе нормативных правовых актов использовались
специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования
права, сравнительно-правовой метод.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка
литературы.
Заключение:
Проведенное исследование позволило сделать
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Почти за триста лет существования прокуратуры этот
надзорный орган претерпевал не малые изменения. Однако основную цель, которую
заложил когда-то еще Петр Первый — порядок в государстве, органы прокуратуры
выполняют в полном объеме. Изменения, которые происходили с прокуратурой в
разные периоды исторического развития, только способствовали развитию и
укреплению роли прокуратуры в России.
Считаем закономерным включить в состав
субъектов права законодательной инициативы Генерального прокурора РФ; выделить
конституционные положения, касающиеся органов прокуратуры, в отдельную главу
Конституции РФ, тем самым, обозначив обособленное место данного органа в
системе разделения властей и в государственном механизме.
Закон «О прокуратуре РФ» содержит только
лишь общие положения об организации работы органов прокуратуры, и имеет массу отсылочных
норм на иные нормативно-правовые акты. Значительная доля вопросов организации
деятельности прокуратуры, ее статуса, статуса сотрудников
прокуратуры регламентируется ведомственными правовыми актами, а именно
приказами Генерального прокурора Российской Федерации, что не всякий раз
оправданно. По нашему мнению, на федеральном уровне необходима детальная
регламентация правового положения прокуратуры, организации ее работы, статуса
сотрудников прокуратуры. Ни один другой орган государственной власти не
обладает похожей компетенцией.
Таким образом, следует подчеркнуть, что
прокуратура в Российской Федерации является государственным органом с особым
статусом, так как осуществляет особый вид государственной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Исторические аспекты
становления и развития российской прокуратуры Появление прокуратуры в России связывают с
личностью императора- реформатора Петра I. Именно им был принят первый
нормативный правовой акт о прокуратуре от 12 января 1722 г. «Об обязанностях
сенатских членов, о заседании президентов воинских коллегий, иностранной и
берг-коллегий в Сенате, о бытии при Сенате генерал- и обер-прокурорам,
рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру, а в каждой коллегии по
прокурору…». В четвёртый пункт Указа Пётр Первый собственноручно вписал:
«Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой
коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурора»[1]. Через 6
дней (18 января 1722 г.) Именным указом «О бытии в Надворных Судах Прокурорам и
о принятии доносов от Фискалов и людей посторонних» были учреждены должности
прокуроров в надворных судах. Первым генерал- прокурором Сената был определён
граф Павел Иванович Ягужинский, первым обер-прокурором Сената — Григорий
Григорьевич Скорняков-Писарев. 28 мая 1722 года обер-прокурором Синода был
назначен Иван Васильевич Болтин.
После назначения основного руководства
первой российской прокуратуры были также назначены лица на должности прокуроров
коллеги, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа.
Так, 7 февраля 1722 г. прокурором военной
коллегии был назначен Е.И. Пашков, а прокурором Адмиралтейской коллегии — И.Ф.
Козлов.
17 апреля 1722 г. были назначены
прокурорами: Камер-коллегии П.Б. Вельяминов; Юстиц-коллегии А.Т. Ржевский;
Коммерц-коллегии С.Д. Гурьев; Берг-коллегии И.Т. Сафонов; Штатс-контор-коллегии
А.И. Жолобов; Мануфактур-коллегии А.Ю. Бибиков; Вотчинной коллегии Л.В.
Щербачёв (назначение не состоялось).
29 апреля 1722 г. Прокурором Главного
Магистрата был назначен М.Ф. Воейков; 15 июня — прокурором Малороссийской
коллегии назначен М.С. Хрущёв.
В течение последующих месяцев были
назначены и прокуроры надворных судов (Санкт-Петербургского, Московского,
Курского, Воронежского, Ярославского, Смоленского и др.)[2]. Первая
прокуратура располагала только 20 людьми в своём составе. Назначенные прокуроры
действовали в большей мере в центре, при центральных ведомствах, а также при
крупнейших судах в провинции. Следовательно, деления на какие бы то ни было
административно-территориальные подразделения не было, что в корне сказывалось
на эффективности осуществляемых функций и отсутствии широкого спектра
возможностей прокуроров.
Можно отметить, что данному событию
предшествовало в истории большое количество условий и предпосылок, необходимых
для централизации власти, обеспечения управляемости и законности на бескрайных
просторах Российского государства. Так, можно выделить следующую группу
предпосылок:
1. Г ласная и негласная деятельность фискала: по
поводу данной точкой зрения в науке не утихают дискуссии, являлись ли фискалы
«прообразом» прокуратуры;
2. Деятельность офицера, в том числе и отставного:
как правило это связывают с традиционным гипертрофированием роли «государевой
службы» в Г осударстве Российском в целом и её представителей, которыми также
являлись офицеры, в том числе и отставные;
3. Деятельность «генерального ревизора»:
исследователи при характеристике данной предпосылки исходят из Именного Указа
«О бытии Г. Зотову в Сенате Генеральным Ревизором для наблюдения за исполнением
указов». Само название в своей части о «наблюдении за исполнением указов»
направляет на мысль о надзорных полномочиях такого должностного лица;
4. Заимствование зарубежного опыта: в первую очередь
это проявлялось в имплементации иностранного законодательства, которое
осуществлялось путём обмена учеными (точнее, использование знаний зарубежных
учёных) Нормативными правовыми источниками такого заимствования выступают
следующие акты: Именной указ «О призыве в Россию Учёных и в Правоведении
искусных людей для отправления в Коллегиях дел» 1715 г., Именной указ «О
сочинении регламента всем Коллегиям, на основании Шведского устава по пунктам и
о составлении проекта по тем предметам, которые в Шведском уставе определены
исходно с положением Российского государства и о поднесении по сему доклад
Царскому Величеству» от 28 апреля 1718 г, Именной указ «О заимствовании из
Уложения и Уставов Шведских устройства Юстиц-Коллегии» от 9 мая 1718 г. и др.
Следующим шагом к образованию целостной
системы органов, напоминающих в некоторой своей части нынешнюю прокуратуру, был
Именной указ «О должности Генерал-Прокурора» от 27 апреля 1722 г.
Соответственно, данным указом утверждалась должность генерал-прокурора, а также
его права и обязанности. [1] История прокуратуры России.
Историко-правовой анализ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / под ред. А.Г. Звягинцева. — М. ЮНИТИ-ДАНА,
2014. – С.105. [2] Горбенко Е.А. Проблемы становления и
развития российской прокуратуры // В сборнике: Инновационные научные
исследования: теория, методология, практика сборник статей XVI Международной
научно-практической конференции. — 2019. — С. 215-218.