Контрольная работа Юриспруденция История государства и права зарубежных стран

Контрольная работа на тему Феодальное право в странах Западной Европы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Источники права в эпоху развития феодализма. Специфика источников права в Англии 4
2. Основные черты и особенности феодально-земельной собственности. Правовой режим церковного землевладения 7
3. Основные черты семейного и наследственного права 9
4. Уголовное право и процесс в эпоху позднего средневековья (по Каролине 1532 год). 12
4.1. Характеристика принципов средневекового уголовного права (формы вины, обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности и отягчающие вину, соучастие в преступлении и покушение на него). 12
4.2. Характеристика инквизиционного процесса 19
Список литературы 20

  

Введение:

 

Период средневековья – самый длительный в мировой истории. За это время в правовой сфере произошли кардинальные изменения.
Право западноевропейского средневековья подарило современной мировой цивилизации ряд важнейших институтов, например, английский суд присяжных, доверительная собственность, следственно-розыскной судебный процесс как более прогрессивный в сравнении с обвинительным процессом. В этот период возрождаются нормы римского частного права.
А это период начинают постепенно формироваться национальные правовые системы. И хотя этот длительный процесс закончится только в Новое время, именно в средневековье определились очертания континентальной и англосаксонской правовых семей.
Специфика средневекового права проявлялась в круге источников права, в изменении принципов права, в содержании нормативного регулирования во всех сферах жизни.
Это подчеркивает актуальность исследования существенных характеристик средневекового европейского права.
Наша цель состоит в характеристике средневекового права Европы.
Для этого необходимо решить задачи:
 определить круг источников феодального права,
 выделить особенности правового режима земельной собственности в средневековом европейском праве,
 рассмотреть основные черты семейного и наследственного права,
 проанализировать основные характеристики средневекового уголовного права в Европе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение
Нам удалось выяснить, что перечень источников феодального права состоит из обычаев, судебных прецедентов, церковных и светских нормативно — правовых актов, издаваемых королем, кодификации, римского права, городских судебников. В качестве основного и наиболее распространенного источника права в период V — XIII вв. выступали обычаи. Один из вариантов обычного права — судебники, которые представляли собой систематизацию местных обычаев, при включении норм гражданского, семейного, наследственного, уголовного права. Источниками права являлись церковные кодексы, где содержались нормы канонического (церковного права). Как самостоятельный источник права в период средних веков можно рассматривать римское право.
Особая правовая система: городское право, регулировавшее различные отношения внутри города. Формами городского права были городские статуты, судебники, хартии, уставы цехов и гильдий.
Существенной спецификой обладали источники средневекового права в Англии. Здесь в роли основного источника права, начиная с XII в. выступал судебный прецедент. Один из источников права в Англии был представлен юридической доктриной. Следует также упомянуть о развитии королевского права, представлявшего собой нормы и правила, заложенные в актах королевской власти (ордонансах, прокламациях). Высшая юридическая сила принадлежала статутам — актам парламента, получившим санкцию короля.
Феодальное право знало два основных вида вещных прав на землю. Речь идет о праве собственности и праве держания. Церковь была крупнейшим землевладельцем во всех странах Западной Европы в средние века. Применялось непреложное правило – церковные земли могли только прирастать, но не отчуждаться. Церковная земля также обладала свойством нерасщепленности.
До XVI в. вопросы брака и семьи регулировались только церковными правилами. В XVI — XVII вв. для усиления государственного воздействия королевской власти на брачно-семейные отношения, произошел отход от церковных норм в вопросах заключения брака. Брак стал актом гражданского состояния. Глава семьи — муж, жена должна ему повиноваться, её можно было подвергать телесным наказаниям. У жены не было дееспособности, она не могла совершать юридические сделки даже если муж согласен. В феодальном праве было известно наследование и по закону, и по завещанию.
Общая часть «Каролины» содержала положения об умысле и неосторожности; об обстоятельствах, которые исключают ответственность, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства; нормы о покушении и соучастии. В уголовном процессе сохранялись некоторые начала обвинительного процесса в сочетании с инквизиционным, последний является доминирующим. Его основные этапы: дознание, общее расследование, специальное расследование, судебное заседание. Широко применялась пытка.

   

Фрагмент текста работы:

 

. Источники права в эпоху развития феодализма. Специфика источников права в Англии
Перечень источников феодального права состоит из обычаев, судебных прецедентов, церковных и светских нормативно — правовых актов, издаваемых королем, кодификации, римского права, городских судебников.
Исходным «строительным материалом» средневекового права стали правовые обычаи, которые в течение длительного периода были важнейшим источником права. В течение нескольких веков в западноевропейских странах довольно плавно и безболезненно происходил переход от племенных обычаев к феодальным правовым обычаям. Последние отличались территориальным принципом действия. В условиях расцвета феодализма в Европе в XI— XII вв. происходило повсеместное распространение обычного права. К тому моменту в Западной Европе во многом были утеряны многие элементы правовой системы (включая письменность), которые были широко развиты в античном мире, поэтому широко использовалась устная форма выражения обычаев.
Итак, в качестве основного и наиболее распространенного источника права в период V — XIII вв. выступали обычаи, которые сложились в данной местности или феодальной курии. Они могли быть писаными и не неписаными. Известна также их классификация с делением на ленное право — регулировало отношения между благородными, и земское право – касалось отношений между неблагородными.
Правовой обычай был органично интегрирован в феодальные правоотношения, регулируя большинство из них. Он, прежде всего, подвергал регулированию сферу личностных и поземельных связей между самими сеньорами и вассалами, что именовалось ленным правом. Равным образом правовой обычай охватывал отношения между феодалами, выступавшими в роли собственников земли, и крестьянами как держателями земля. В этой части правовых обычаев, именуемой манориальным правом, более всего отражалось зависимое положение крестьян, которые были привязаны к земле и были вынуждены работать на собственника.
Со течением времени правовые обычаи стали записывать, включать в хартии и иные жалованные грамоты, где сеньорами определялись привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. Поскольку принципы регулирования феодальных правоотношений были во многом сходны, то правовые обычаи даже с учетом местных особенностей были тождественны, что позволяло их систематизировать. Поэтому в XI веке появились первые сборники обычного права, где были изложены основные принципы феодального права
Таким образом, функционирующие до самого начала буржуазных революций правовые обычаи, основательно доктринально обработанные, были одним из важнейших элементов правовой культуры во всей западной Европе.
Один из вариантов обычного права — судебники, которые представляли собой систематизацию местных обычаев, при включении норм гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.
Примеры ранних судебников — многочисленные варварские правды. В них которые содержались обычаи, которые сложились у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (речь идет о Салической правде, Лангобардской правде, Остготской правде, англо-саксонских правдах и др.).
В эпоху феодализма были распространены, кутюмы — обычаи отдельных провинций, районов, городов. Его существование иногда доказывали в суде с привлечением для этого сторонних людей. Кутюм как источник права характеризуется гибкостью, изменением с учетом необходимости, практичностью, учетом права общественного и права личного.
В принципе, у кутюма был устный характер. Но постепенно происходит его письменное закрепление, что не сопровождалось потерей гибкости.
В XII в. появляется несколько обобщенных редакций собрания кутюмных правил в виде хартий, выступающих либо результатом деятельности сеньора, либо возникших в результате договора между сеньором и городом. Хартия, уточняя кутюмы данного города, одновременно позволяла их кодифицировать
XIII век во Франции ознаменовался так называемой редакцией кутюмного права как результата деятельности средневековых юристов. Изучившие в университетах римское право французские юристы стали научно обрабатывать право королевства. При осуществлении своей деятельности, они учитывали, что у каждой провинции — свое право, обычаи, поэтому они ставили задачу произвести обобщение существующего местного права. Те отношений, которые, по их мнению, нельзя было урегулировать, поскольку отсутствовали необходимые нормы, устанавливались общие принципы, которые выводились из местных обычаев или были заимствованы из римского и канонического права.
В XIII в. появляются целый сборники обычного права, которые составляли практикующие юристы. Среди этих особо популярным был труд Бонамуара «Кутюмы Бовези».
В условиях последующего процесса укрепления королевской власти, появилась вторая волна систематизации местных обычаев, производимая по инициативе королей. В этот период появились известные для того периода судебники, такие как Саксонское зерцало и Швабское зерцало.
Окончательно кутюмы перестали быть источником права после принятия Гражданского кодекса Франции 1804 г. (Кодекса Наполеона), который стал единым сводом гражданских законов.
Правотворческую деятельность осуществляли римско-католическая церковь и её глава, поэтому источниками права являлись церковные кодексы, где содержались нормы канонического (церковного права). Первый из них в XII в. составил монах Грациан. Это было системное уложение институтов, которые регулировали положение церкви, её служителей, имущества, семейные, брачные отношения. В роли источников канонического права официально выступали, помимо кодекса Грациана, также и Библия, священное предание (в виде трудов великих отцов церкви, постановлений церковных соборов, распоряжений папы Римского).
Как самостоятельный источник права в период средних веков можно рассматривать римское право. Если ранее оно было предано забвению, то с XII в. его стали преподавать в европейских университетах, рассматривая как учебную и научную дисциплину. Были созданы обширные руководства для изучения и применения римского права, среди которых наибольшей известностью пользовались сочинения профессора Аккурция.
В условиях развития и роста городов в XI –XII в., которые получили политическую и правовую автономию, стала развиваться особая правовая системе: городское право, регулировавшее различные отношения внутри города. Формами городского права были городские статуты, судебники, хартии, уставы цехов и гильдий. Они содержали нормы о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Обычно один город заимствовал право у другого города. Так, в германских городах в качестве образца выступали статуты Кельна, Магдебурга, Любека.
Городское право, несмотря на то, что в нем закреплялись некоторые чисто феодальные институты, по своему основному содержанию не было феодальным правом, предвосхищая будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Городами широко использовались различные сборники международного торгового права и морских обычаев, которые были составлены в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.
Существенной спецификой обладали источники средневекового права в Англии. Здесь в роли основного источника права, начиная с XII в. выступал судебный прецедент. С этого периода здесь начали записывать в специальные книги, под названием свитки тяжб, решения судов, вступившие в силу. Стало непреложным правило, согласно которому судебные решения, которые вынес вышестоящий суд, занесший решение нужным образом в свитки тяжб, обладают силой закона для всех нижестоящих судов, если они рассматривают аналогичное дело.
Весь массив прецедентов в Англии составлял общее право этой страны, которое было эластично и строгой формализовано. В итоге были разработаны 39 так называемых приказов. Под них судьи подводили все возможные исковые притязания. Если сделать это не получалось, происходил отказ в иске. В связи с этим в начале XV в. в Англии появляются суды справедливости. В роли первого из них выступал суд лорда-канцлера. Такой суд не подчинялся ни нормам общего права, ни каким-либо иным нормам вообще.
Решения лорда-канцлера стали прецедентами только для судов справедливости. Таким образом, появились две системы прецедентного права.
Один из источников права в Англии был представлен юридической доктриной в виде трактатов известных английских юристов, посвященных правовым вопросам. Наиболее авторитетными были трактат Брактона «О законах и обычаях Англии» (XV в.), а также «Институции законов Англии» Э. Кока (XVI в.).
В XV в. оживляется правотворчество главы государства, что привело к развитию королевского права, представлявшего собой нормы и правила, заложенные в актах королевской власти (ордонансах, прокламациях). При этом английской юридической доктриной осуждалось единоличное правотворчество короля. Его прокламации обладали статусом подзаконных актов.
Высшая юридическая сила принадлежала статутам — актам парламента, получившим санкцию короля. Наконец, в XV в. происходит формирование систематических собраний законов, распространяющих свое действие на всю страну. В качестве примера можно привести большой ордонанс «Каролина», а также Прусское земское уложение (1794 г.).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы