Контрольная работа Педагогика/Психология Методика работы с детьми в учреждениях дополнительного образования

Контрольная работа на тему Система учреждений дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

 

  

Введение:

 

Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Их отличие от общеобразовательных учреждений состоит в том, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание — решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.
Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Актуальность данной тематики выражается в том, что один из основных социальных институтов, обеспечивающий воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, определён учреждением дополнительного образования детей. Отличен он от общеобразовательного учреждения тем, что обучающимся предоставляют право выбора вида деятельности с учётом уровней сложности и темпов по освоению образовательной программы дополнительного образования, исходя из избранной сферы познания.
Определение смысла трактовки образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей способствуют исследования таких авторов как: ………..
Исследования социально-педагогического потенциала учреждений дополнительного образования (УДО) как социально-педагогическое явление, опирались на совокупность исследований, которые раскрывают сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования проведены силами ………
Система дополнительного образования детей — особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребёнка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет.
Важнейшей особенностью дополнительного образования является способность к адаптации, к личностным запросам ребёнка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
Целью данной работы является изучение системы учреждений дополнительного образования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть общую характеристику системы учреждений дополнительного образования;
— рассмотреть классификацию учреждений дополнительного образования и их направления деятельности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дополнительное образование детей – феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
В нашей стране наличествует уникальная система воспитания и обучения – государственная система дополнительного образования детей.
Сравнительные преимущества России в этой сфере определяются сегодня потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия.
За последнее время были достигнуты определенные успехи в этой сфере деятельности:
— в субъектах РФ активно развивается региональная система дополнительного образования детей,
— осуществляется межведомственный подход в решении проблем воспитания и обучения подрастающего поколения,
— открыты системообразующие центры развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях;
— государственные учреждения дополнительного образования детей, призванные принимать участие в осуществлении полномочий органов государственной власти в этой области.
В то же время, социально-экономическое развитие общества и модернизация российского образования требуют серьезных преобразований существующей системы путем повышения доступности и качества услуг дополнительного образования и совершенствования их социально-адаптирующих функций.
Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения.
Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики.
Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.
Учреждения дополнительного образования призваны организовать педагогическое взаимодействие с детьми во внеурочное время с целью удовлетворения их познавательных, творческих и коммуникативных потребностей, необходимо не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественное, системное управление развитием системы учреждений дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждений данной системы, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг и подтверждает важность учета современной нормативно-правовой базы, регламентирующей перспективы развития системы дополнительного образования.
Исходя из всего вышесказанного, цели данной работы можно считать достигнутыми, а задачи выполненными. 

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце XIX века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.
Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.
Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей Закона «Об образовании в РФ» [1], который утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений.
Система дополнительного образования в России перешла на качественно новую ступень развития [9].
В системе дополнительного образования учащимся предоставляют возможность на расширение и углубление знаний по учебным предметам, развивая необходимый уровень качеств, с целью организации их внеурочной творческой деятельности. Всю работу направляют в сторону формирования мотивации успеха у учащихся, на развитие их познавательного интереса и способности.
Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования может решить такой вид задач как:
— развить творческие способности и творческую активность школьника;
— развить его познавательный интерес;
— сформировать мотивацию успеха;
— создать условия для самоутверждения и самореализации;
— создать условия всестороннего развития личности.
Функции системы дополнительного образования в общеобразовательной школе [3]:
— образовательная (посредством обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе, получение им новых знаний);
— воспитательная (путём обогащения и расширения культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирования в школе культурной среды, определения на этой основе чёткого нравственного ориентира, ненавязчивого воспитания детей через их приобщённость к культуре);
— креативная (при помощи создания гибкой системы для реализации индивидуального творческого интереса личности);
— компенсационная (посредством освоения ребёнком новейшего направления деятельности, углубляющего и дополняющего основное (базовое) образование и создающее эмоционально значимый для ребёнка фон по освоению содержания общего образования, с учётом предоставления ребёнку определённых гарантий по достижению успеха в избранных им сферах творческой деятельности);
— рекреационная (через организации содержательного досуга в виде сферы по восстановлению психофизических сил ребёнка);
— профориентационная (с помощью формирования устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, с учётом содействия определениям жизненных планов ребёнка, включающим предпрофессиональную ориентацию);
— интеграционная (посредством создания одного общего образовательного пространства школы);
— социализация (путём освоения ребёнком социального опыта, с учётом приобретения им навыков по воспроизводству социальных связей и личностных качеств, которые необходимы для жизни);
— самореализация (посредством самоопределения ребёнка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, с учётом проживания им ситуации успеха, личностного саморазвития).
Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности — своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:
— из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
— активизации творческого и созидательного потенциала детей;
— формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.
Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:
— Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
— Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
— Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат — увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности [7].
Цель учреждений дополнительного образования — организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени [5].
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
— Диагностический и информационный — изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
— Методический — преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
— Организационный — единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
— Аналитический — отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
— в четко спланированном использовании учеником свободного от классных занятий времени для всестороннего развития собственных возможностей;
— вольном выборе вектора деятельности, преподавателя, программы обучения;
— возможности смены вида ДО, педагога и коллектива;
— творческой составляющей учебного процесса, проходящего на основе обучающих программ;
— личностных взаимоотношениях в системе педагог — ученик — сотворчество, индивидуальный подход к каждому ребенку и сотрудничество;
— получении профессиональной подготовки.
Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.
Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий [8].
Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.
Современные учреждения дополнительного образования не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
Целью учреждений дополнительного образования является организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:
1. Выработка навыков общения и работы в коллективе.
2. Развитие имеющегося творческого потенциала, личностных качеств.
3. Формирование уважения к обществу и окружающему миру.
4. Способствование поддержанию физического здоровья подрастающего поколения.
5. Помощь с самоопределением в будущей взрослой жизни.
Специфические условия и функции дополнительного образования детей определены, в первую очередь, через высокую степень его вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирая объём и темп по освоению образовательной программы, выбирая круг общения и деятельность. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребёнок и его родители тем самым доверяют педагогам свое ценное достояние, в виде свободного времени, надеясь, что результат такой инвестиции будет в виде эффективной развивающейся личности.
Таким образом, дополнительное образование детей − важнейшая составляющая образовательного пространства, который сложился в современном российском обществе. Оно способно наиболее адекватно реагировать на изменение экономической и социальной обстановки в стране.
Эффективность образовательного воспитания детей в процессе занятий дополнительного образования может быть существенно повышена, если будет использован специально организованный учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, обучение детей в современных учреждениях дополнительного образования – это не программирование на успешное будущее и не ограничение общепринятыми рамками. Результат, которого добиваются педагоги – это воспитание мыслящего человека, готового справиться с ритмом жизни и проявить в полную силу свои творческие, физические и личностные задатки [4]. 
2. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учреждение дополнительного образования — это тип образовательного учреждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
В современных обстоятельствах сеть учреждений дополнительного образования детей нашего государства насчитывает свыше 19 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе:
— в системе образования – более 9,1 тыс.,
— системе культуры – свыше 6,2 тыс.,
— системе спорта – более 1,5 тыс.,
— общественных организаций – более 2 тыс.
В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет, что составляет около 40 % от совокупного количества обучающихся (по состоянию на 01.09.2015 г.) [7].
Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:
— дома, центры детского и юношеского творчества;
— специализированные школы и студии (музыкальные, художественные, спортивно-туристические и др.);
— многопрофильные клубы по месту жительства;
— творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;
— научные общества школьников;
— туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;
— досуговые непрофильные объединения.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [2] в них могут создаваться детские и юношеские общественные объединения, и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.
К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.
По форме подчинения учреждения дополнительного образования бывают:
1. Государственные, формирующиеся субъектами Российской Федерации. Это могут быть различные школьные кружки и дополнительные секции.
2. Федеральные государственные, которые учреждаются федеральными властями.
3. Негосударственные учреждения организовываются в частном порядке физическими лицами, коммерческими, религиозными, общественными или другими субъектами.
4. Муниципальные учреждения создаются и работают за счет городских властей [6].
Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» [2] существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
1. Центры. В детских (или детско-юношеских) центрах проводится дополнительное образование ребят по разным отраслям и оказывается методологическая поддержка педагогам.
2. Дворцы детско-юношеского творчества, спорта, искусства и т. д.
3. Дома – понятие менее обширное, объединяющее меньшие группы заинтересованных лиц. Выделяют Дома туризма, культуры, творчества, юных техников.
4. Станции – это сообщества юных туристов, натуралистов, борцов за экологию или любителей техники.
5. Школы – специализированные заведения, где дети обучаются по определенным направлениям (ДЮШС, музыкальные школы, детские школы искусств, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва; специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы; адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки).
В 2003 − 2004 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностей школ в программу дополнительного образования включили кружки, секции, факультативы, дополняющие образовательную программу по учебным предметам, а также с целью её расширения.
До принятых в 2006 г. изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:
— оздоровительно-образовательные лагеря;
— клубы по интересам (парашютистов, автомобилистов, пожарных, гребцов и т. д.);
— технические и научные школы, занимающиеся детальным изучением какой-то области науки (например, школа юного космонавта);
— детские музеи и парки (детского творчества или литературы);
— базы юношеского и детского туризма и экскурсий [4].
В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДО является более четко структурированной и координируемой. На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
1. Художественное, в основе которого лежит развитие различных творческих талантов детей, поощрение их тяги ко всем видам искусства.
2. Техническое — подходит для детей с инженерным складом ума, с детства готовых работать со сложными задачами.
3. Краеведческое — направлено на изучение родного края и его истории;
4. Естественно-научное — основано на детальном изучении естественных наук (химии, физики, астрономии).
5. Спортивное — развивает физические способности, силу духа и выносливость.
6. Социальное — ориентировано на работу с детьми, которым нужен особый подход – одаренными или же требующими дополнительного внимания.
У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования [5].
В настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение.
Статистка отмечает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени развиты эколого-биологическое и туристско-краеведческое направления.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и вокал (50,9 %), хореография (30,9 %) и прикладное творчество (29,1 %), чуть меньше – спорт (25,5 %).
В свою очередь, среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством, спортом, музыкой и информатикой [7].
Анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить некоторые общие приоритетные направления (тенденции) развития учреждения дополнительного образования детей:
— Призвание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.
— Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.
— Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.
— Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.
— Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.
— Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.
— Продвижение в своем развитии и обновление современного образовательного учреждения.
— Проектирование авторских образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности и др [5].  

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы