Контрольная работа на тему Система резервирования как фактор устойчивости бюджетной системы в условиях циклического развития экономики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роль системы резервирования в реализации бюджетной политики и в развитии экономики 5
1.1. Характеристика системы резервирования 5
1.2. Проблемы развития системы резервирования в современных условиях 9
Глава 2. Анализ состояния и динамики развития системы резервирования в условиях современной бюджетной системы 12
2.1. Оценка показателей, характеризующих состояние и динамику системы резервирования 12
2.2. Направления развития современной системы резервирования в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы 13
3. Практическая часть 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение:
Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы.
Сложившаяся в бюджетной сфере Российской Федерации ситуация имеет внутренние проблемы и противоречия: не созданы условия и стимулы для решения задач прозрачности бюджетного процесса, преодоления зависимости бюджетной системы от нефтегазовых доходов, устранения несовершенств налоговой системы, а также ограниченности в оценке эффективности бюджетных средств, фрагментарности долгового регулирования, неразвитости системы пенсионного обеспечения, что порождает высокие риски в финансово-бюджетной системе и требует разработки комплексного подхода к решению проблем бюджетной устойчивости на основе институционального подхода.
Финансовые институты должны быть ориентированы на формирование бюджетных параметров с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития в целях сохранения финансово-экономической стабильности, что возможно достичь путем развития и совершенствования институтов устойчивости бюджетной системы с ориентирами на лучшую зарубежную практику, базирующимися на принципах комплементации, имплементации и экзаптации. Необходимо развивать новые ориентиры, направленные на совершенствование институционального порядка бюджетной системы Российской Федерации.
Проблемам устойчивости бюджетной системы уделяется существенное внимание со стороны ученых и практиков. Оценка степени научной разработанности показывает, что накоплен широкий опыт в вопросах бюджетных реформ и стратегий государства в целях сохранения финансово-бюджетной устойчивости.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе обеспечения устойчивости бюджетной системы и формирования институтов их регулирования.
Объектом исследования выступает система бюджетирования как финансовый институт бюджетной системы в Российской Федерации.
Целью исследования является всестороннее изучение системы резервирования, основных проблем и направлений развития данного финансового института.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
— охарактеризовать систему резервирования;
— рассмотреть основные проблемы развития системы резервирования в современных условиях;
— проанализировать показатели, характеризующие состояние системы резервирования;
— изучить основные направления развития системы резервирования как финансового института бюджетной системы России.
В работе использованы нормативно-правовые акты российского законодательства, научные труды отечественных ученых, материалы периодических изданий, статистические и аналитические показатели, размещенные в официальных источниках.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Существует множество подходов к определению финансово-бюджетной устойчивости свидетельствует о том, что до сих пор не сформировалась общепринятая модель и аналитический метод ее оценки. Экономисты рассматривают определение финансово-бюджетной стабильности через призму банковских кризисов, уровня государственного долга и дефицита бюджета, через снижение ликвидности финансового рынка и т.д. Если рассматривать категорию «бюджет», то аспект устойчивости напрямую связан с объективной возможностью обеспечения финансовыми ресурсами расходных государственных инициатив, с фискальной обеспеченностью и рациональным распределением налогового потенциала с целью покрытия расходных потребностей каждого уровня бюджетной системы.
Важным моментом устойчивости является эффективное использование бюджетных средств и прозрачность их распределения.
Стоит особенно отметить, что Резервный фонд является основным источником финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Основной его целью выступает поддержание сбалансированности федерального бюджета в условиях снижения объема доходов при условии сохранения объема принятых расходных обязательств.
К настоящему времени для обеспечения сбалансированности бюджета сформированы особые финансово-правовые инструменты — суверенные фонды, формируемые за счет неналоговых доходов нефтегазового сектора. Применение данных инструментов в финансово-правовом механизме обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации производится по специальной процедуре уполномоченными органами, которая предусмотрена в рамках общего процесса планирования, управления расходами бюджета, а также в процессе распределения бюджетных доходов.
Проблемы бюджетной неустойчивости на фоне современного глобального финансового развития определяются двумя противоречивыми тенденциями: подчинение мировой финансовой системы интересам международных порядков (международных финансово-бюджетных институтов) и потоков трансграничных капиталов, а с другой стороны, конкуренцией финансово-бюджетных систем. Эти тенденции обосновывают формирование внешних и внутренних факторов воздействия на национальные бюджетные системы.
Для анализа современного состояния системы резервирования в Российской Федерации рассмотрены аналитические и статистические данные и показатели.
Представленные данные свидетельствуют об относительном росте объемов средств Фонда национального благосостояния, тем не менее, объем средств Фонда национального благосостояния относительно ВВП представляет собой достаточно небольшой процент, который находится в среднем на уровне 5 %. Представленные данные свидетельствуют о неравномерном развитии средств Резервного Фонда. Так, примечательно значительное снижение объема средств в 2011 году, а также спад за период с 2015 по 2018 г. Кроме того, можно сделать вывод о незначительном объеме средств Резервного Фонда относительно ВВП.
Необходимым условием достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения инвестиционной активности является обеспечение макроэкономической стабильности — предсказуемости внутренних экономических условий, обеспечение устойчиво низкой инфляции и долгосрочных процентных ставок, стабильной и понятной для экономических агентов налоговой (и квази налоговой) системы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роль системы резервирования в реализации бюджетной политики и в развитии экономики
1.1. Характеристика системы резервирования
Теорию финансовой устойчивости можно определять как исследовательскую парадигму, поскольку она не может быть сведена к частной дисциплине, а изучает взаимодействие социально-экономических взаимосвязей. Исследование вопросов устойчивости в социально-экономическом аспекте затрагивает сложную структурную взаимосвязь и включает исследование вопросов финансовой и бюджетной устойчивости, обеспечивающих материальную основу государственным инициативам и реформам.
Важно отметить, что финансовая стабильность не может быть абсолютной: это явление, которое проявляется в степени ее выраженности. Условием функционирования социально-экономической системы является как ее устойчивость, так и динамизм развития, определяющий внутренний баланс и стабильность всех сфер и звеньев финансовой системы государства.
С точки зрения сохранения устойчивого развития, важно формировать в финансово-бюджетной системе механизмы саморегуляции, что, прежде всего, должно быть связано с совокупностью гибких институтов и организаций, которые должны, в свою очередь, обеспечивать поддержание равновесия. Устойчивую экономическую систему можно идентифицировать как функциональную экономическую систему [6, с. 113].
Существует множество подходов к определению финансово-бюджетной устойчивости свидетельствует о том, что до сих пор не сформировалась общепринятая модель и аналитический метод ее оценки. Экономисты рассматривают определение финансово-бюджетной стабильности через призму банковских кризисов, уровня государственного долга и дефицита бюджета, через снижение ликвидности финансового рынка и т.д. Если рассматривать категорию «бюджет», то аспект устойчивости напрямую связан с объективной возможностью обеспечения финансовыми ресурсами расходных государственных инициатив, с фискальной обеспеченностью и рациональным распределением налогового потенциала с целью покрытия расходных потребностей каждого уровня бюджетной системы [2, с. 67].
Важным моментом устойчивости является эффективное использование бюджетных средств и прозрачность их распределения.
Система резервирования основана на том, что коммерческие банки обязаны отчислять определенную долю привлеченных ими средств в Фонд обязательного резервирования, тем самым сокращая свои кредитные возможности.
Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.
Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег [2, с. 67].
Слово «резерв» произошло от фр. (от лат. reservare) – «сберегать, сохранять, запас, источник, откуда черпаются новые силы, ресурсы, средства». И в теории, и в практике сложилось устойчивое мнение о том, что резервные фонды рассматриваются как «надежная страховка» для экономики государства в моменты кризиса, являются залогом независимости и самостоятельности государства и позволяют сократить риски и угрозы и обеспечить сбалансированность бюджета. Данная характеристика этих фондов объясняет их наименование и обусловливает их содержание и предназначение [2, с. 69].
Суверенные фонды относятся к мерам по противодействию рискам, уменьшению их негативных последствий, являются источником финансирования чрезвычайных расходов и финансово-правовым инструментом, обеспечивающим финансовую устойчивость Российской Федерации. При этом накопленные резервы не ликвидируют и не исключают возможности появления новых рисков, но создают возможность уполномоченным органам обеспечить выполнение всех необходимых мер по противодействию рискам и угрозам, обеспечению финансовой устойчивости государства и восстановлению стабильности его функционирования.
В Российской Федерации становление и развитие суверенных фондов прошло три этапа: 1) 2001 — 2003 гг. — создание финансового резерва; 2) 2004 — 2007 гг. — создание Стабилизационного фонда; 3) 2008 г. — настоящее время — создание Резервного фонда и ФНБ [6, с. 124].
С 1 января 2008 г. Стабилизационный фонд официально прекратил свое существование и был разделен на два новых фонда — Резервный фонд и ФНБ. Средства Стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2008 г. зачислялись в Резервный фонд и ФНБ не позднее 1 февраля 2008 г.
Основная цель разделения заключалась в переходе от среднесрочной устойчивости к долгосрочной, поскольку объем накопленных средств, а также ожидаемые в будущем цены на нефть и, соответственно, поступления в Фонд существенно превышали объем средств, необходимых для выполнения стабилизационной функции в краткосрочном (среднесрочном) периоде. Кроме этого, в целях снижения риска невыполнения бюджетных обязательств в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и сохранения доходов от невозобновляемых ресурсов для будущих поколений законодатель предложил часть средств Стабилизационного фонда выделить в новый фонд — ФНБ, средства которого должны были использоваться для поддержки пенсионной системы (за счет активного инвестирования и высоких инвестиционных доходов), а не в качестве бюджетных резервов, обеспечивающих финансовую стабильность государства [6, с. 131].