Контрольная работа на тему Различные типологии профессионального и личностного самоопределения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие личностного и профессионального самоопределения 5
2. Диагностика личностного и профессионального самоопределения 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
Введение:
Вопрос самоопределения сейчас особенно актуален. Подростковый и юношеский возраст – это время, когда происходят самые наиболее психологические изменения. Именно в это время самоопределение становится эмоциональным центром условий жизни молодежи.
Актуальность проблемы. Личностное самоопределение имеет ценностно-смысловой характер. В системе социальных отношений задается важная личностная направленность на достижение определенного уровня. На этой основе формулируются требования к определенной сфере для осуществления профессионального самоопределения.
При этом с одной стороны, на процесс профессионального самоопределения существенное влияние оказывают личностные особенности, а с другой стороны, формирование самой личности в значительной степени происходит в процессе профессионального самоопределения. Вот почему актуально изучать формирование и взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения.
Степень изученности вопроса. Многие ученые занимаются вопросами личностного и профессионального самоопределения. В кругу отечественной психологии накоплен значительный опыт в данном теоретическом поле. Различные аспекты личностного самоопределения рассматривались в трудах C.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, P.M. Гинзбурга, Л.И. Божович и др. Проблемы профессионального самоопределения освещены в работах Е.А. Климова, П.А. Шавира, Б.А. Федоришина, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Однако остается много проблем в определении формальной структуры личностного и профессионального самоопределения, половозрастных характеристик, соотношения личностного и профессионального самоопределения.
Целью работы является изучение формирования личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Объектом является полноценное развитие личности в юношеском возрасте. Предметом – черты характера, показатели личностного самоопределения, мотивы выбора профессии и профессиональных направлений у юношей и девушек.
Соответственно, в работе были поставлены следующие задачи:
— классифицировать типы и уровни личностного и профессионального самоопределения;
— рассмотреть пути диагностики сформированности профессионального и личностного самоопределения.
Методы работы включают в себя анализ литературы по теме исследования, аналитический и синтетический методы, метод диагностики.
Структурно данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В последние годы наблюдается возрождение интереса к вопросам профессионального выбора и планирования карьеры. Если в 90-е годы XX века самоопределение выпускника школ многие считали исключительно «личным делом» подростка и его родителей, то в последнее время профориентация все больше рассматривается как элемент государственной кадровой политики. Поэтому процесс психолого-педагогической поддержки выбора профессии, вуза или колледжа после школы также должен быть управляемым.
Цель данной работы – обобщить знания по таким темам, как профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте. Данная тема является актуальной и значимой, поскольку развитие и формирование профессионального самосознания является одним из центральных моментов становления карьеры.
Профессиональное самоопределение и личностное самоопределение имеют много общего, а в своих высших проявлениях практически сливаются. Однако первое более конкретно и легче формализуется (получение диплома и др.), личностное самоопределение — более сложное понятие.
В данной работе освещены лишь некоторые вопросы, актуальные для изучения особенностей профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте. Дальнейшие исследования по этой теме могли бы быть очень плодотворными, например, провести работу по определению профессиональной самостоятельности студентов первого и пятого курсов.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие личностного и профессионального самоопределения
Самоопределение — важнейшее достижение личности, основанное на устойчивых интересах и стремлениях субъекта, на складывающемся мировоззрении, связанном с новым представлением об окружающем мире. С точки зрения самосознания самоопределение характеризуется осознанием собственной принадлежности к обществу и воплощением в качестве позиции с новой социальной значимостью [2, с. 289]. По мнению Т.А. Арканцевой и Е.П. Авдуевской (1996), в самом широком смысле подростки находятся на перепутье возрастного выбора. Социальный контекст задается множественными контекстами общественного выбора.
Учебная мотивация меняется в связи с потребностью в самоопределении в подростковом возрасте. Обучение начинает рассматриваться молодежью как необходимое условие будущей карьеры, поэтому личностное и профессиональное самоопределение оказываются тесно связанными. Профессиональная направленность образовательной деятельности основывается на первичных интересах личности [1, с. 87].
Появившийся относительно недавно термин «личностное самоопределение» анализировался в контексте профессионального самоопределения большинством отечественных авторов (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха, А.А. Кроник). В зарубежной психологии содержание личностного самоопределения очень близко понятию «личностная идентичность» (Н. В. Антонова, М. Р. Гинзбург). Теория идентичности Э. Эриксона является одним из направлений психоаналитического объяснения этого феномена.
К концу раннего подросткового возраста (18 лет) личностная идентичность представляет собой благоприятный