Контрольная работа на тему Психология характера
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
1. Теоретические аспекты изучения понятия формирования характера 4
2. Формирование характера 7
3. Акцентуации характера 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение:
В современной России актуальной остается проблема формирования личности, ее характера и способностей. Обществу нужны люди, которые имея высокой творческий потенциал и совершенные психологические, моральные и деловые качества, способные стать лидерами нации в ее стремлении к высокому уровню жизни, к построению экономически развитого государства.
Формирование человека всегда оставалось в центре внимания ученых. Особое место в этих исследованиях занимало изучение способностей индивида, от которых, в целом, зависит потенциал личности, ее значение в общественной жизни. В более современном контексте историко-психологического анализа проблемы заслуживают на внимание психологические подходы к исследованию способностей человека, которые сложились в рамках творческого наследия крупнейших американских персонологов ХХ века (А. Адлер Е. Фромм, Г. Олпорт, А. Бандура, Е. Эриксон), теоретических концепций советских психологов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.В.Ильенков, Г.С. Костюк, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
Эмпирическое исследование развития способностей в зарубежной психологической науке связано с именами таких психологов как Ф.Гальтон и В. Штерн, Е.Клапаред и А. Бине, Ч. Спирмен и Л. Терстоун, Г. Айзенк Г. Стернберг, Д. Гилфорд, Д. Векслер, Д. Рензулли, и др. которые пытались выявить сущность этой личностной составляющей, ее природу и детерминанты развития, разработать адекватные средства диагностики, статистического анализа и развития, определить специфику функционирования в прикладывании к различным видам человеческой активности. На пути научной разработки указанных вопросов в проблематику особого содержания выделились также социальные способности, вопросам диагностики развития которых посвящены работы Ч. Ханта, Е. Торндайка, Г.Олпорта, Г. Джереки, Д. Гилфорда, Г.Гарднера, Г. Стернберга и др.
На отечественной почве в советские и постсоветские времена психологическим исследованием способностей активно занимались Т.И. Артемьева, Д.Б.Богоявленская, Е.М.Борисова, Л.А. Венгер Е.А. Голубева, Н. Дружинин, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, И.И.Калмыкова, В.В. Клименко, Е.А. Климов, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк, В.А. Крутецкий, Н.С.Лейтес, С.Д. Максименко, А. Моляко, К.К. Платонов, В.А.Рыбалка, С.Л. Рубинштейн, В.А. Житель Ромен, Г.А. Семенова, Б.М. Теплов, Н.А. Холодная, В.Д. Шадриков, и др.
Большое количество работ посвящена типологизации характера, определению его черт и особенностей. Вместе с тем недостаточно разработанными остаются вопросы формирования зависимости способностей человека от такой основной составляющей характера, как темперамент. Несомненным остается то, что характер личности подлежит действию определенных факторов и зависит от них, но спорным является определение того, какой из них считать решающим в формировании тот или иной черты характера или способности человека.
Данная работа ставит перед собой цель: углубить и расширить знания относительно действия факторов, которые влияют на формирование характера личности и его способностей.
Заключение:
Люди рождаются с различными особенностями функционирования головного мозга, что предопределяется типом нервной системы, но эти физиологические различия людей является лишь предпосылкой для формирования в процессе жизни различных морально-психологических качеств, в том числе и различий в характере. То, что в одной семье при похожих условиях вырастают дети с различными чертами характера, не может быть доказательством врожденности черт характера. Ведь одинаковых условий в воспитании детей не бывает. Многогранность общения, обстоятельств, в которые попадают дети, и их переживаний создает чрезвычайно разнообразные условия для жизни и воспитания личности. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, вызывает самые разнообразные индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка своими, присущими только ей привычными чертами характера.
Характер и способности человека формируются в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера играет активная деятельность личности и прежде всего труд как среда ее общественного бытия, общения.
Среди факторов, которые имеют для человека жизненное значение и влияют на формирование его характера и способностей, особая роль принадлежит воспитанию. Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности личности, которая формируется. Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует закреплению нежелательных привычек и черт ее поведения.
Темперамент осуществляет значительное влияние на характер человека, формирования его способности в течение психического развития.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения понятия формирования характера
Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это означает, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”.
Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более подробно мы на них остановимся чуть позже.
Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» разными чертами на протяжении всей жизни [12, c.77].
При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.
Трудно поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.
Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.
Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, что влияет на формирование характера на данном этапе, есть родители. Их отношения в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого в основном и вырастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок [6, c.90].
Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, или разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию формирование характера у ребенка коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.
Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, определяющих отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.
Примерно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.
До 20-ти лет происходит формирование мировоззрения и морального облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.
Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др. [11, c.67].
Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).
После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.
По мнению профессора Г. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и мечтами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворённой жизни [9,c.165].
Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» именно жизни, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это означает, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.