Контрольная работа на тему Провести анализ научных публикаций по проблеме одаренности обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Исследователи детской одаренности
(Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым
создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие
у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих
возможностей для их самореализации в творческой деятельности и самоактуализации
в профессиональной деятельности.
Современное образование в
качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным
субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об
одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Исследователи развития
современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский,
В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой,
перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной
личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость
самого существования жизни на Земле от разума человека становится все
очевиднее.
В целом, можно утверждать, что
особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и
воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую
связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего
идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные
способности в той или иной области деятельности.
По решению Всемирной организации
здравоохранения, одаренные дети входят в «группу риска» наряду с малолетними
правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимы специальные индивидуальные
программы, специально подготовленные учителя, специальные школы (школы, где
знают и учитывают особенности и проблемы одаренного ребенка, где он будет
развиваться согласно своим задаткам и способностям).
Заключение:
Современный ФГОС, действующий в школах,
предполагает системно-деятельный подход к детям, при котором можно реализовать
индивидуальный подход к каждому ученику, выявить его сильные и слабые стороны и
помочь ему сконцентрироваться на том, что, действительно, интересно.
Для того, чтобы осуществить этот
самый индивидуальный подход, используются методики:
Оценка общей одарённости — просто
отметка чем занимается ребенок и чем интересуется;
Карта одарённости, на которой
учитель отмечает сильные черты ученика;
Интеллектуальный портрет, почти
то же, что и карта, однако с более глубокой прорисовкой интеллектуальных
особенностей ребенка.
После анализа этих карт
составляется индивидуальный план развития каждого ребёнка и планируется его
участие в тех или иных активностях.
Дети объединяются в группы по
интересам — кружки и дополнительные занятия. С отдельными учениками может
проводиться индивидуальная работа. Детей учат ставить цели и добиваться их,
решать кажущиеся нерешаемыми проблемы, больше заниматься самостоятельно. Важен
очень хороший учитель, заинтересованный в подобной работе и в успехах своих
учеников. Только он сможет развить одарённость практически в каждом. Если же
учитель выполняет работу по развитию одарённости против своей воли и неумеючи,
то он не разовьёт, а загубит всё хорошее, что могло бы «вырасти».
Фрагмент текста работы:
Аналитический обзор литературы Прежде чем приступить к изучению
литературы по проблематике одаренности обучающихся стоит уделить особое
внимание понятию одаренный ребенок. Поскольку этот вопрос интересовал ученых и
исследователе в различных областях наук и знаний.
Брюно Ж. и др. в своей работе «Одаренные
дети: психолого-педагогические исследования и практика» излагает позицию
ассоциации Евроталант по проблеме обучения и исследования одаренных детей.
Обсуждаются перспективы реформирования образовательной системы европейских
стран в целях сделать ее более приспособленной к специфическим потребностям
особо одаренных детей, а также развитие психологических исследований в данном
направлении [1].
Работа с одаренными детьми приобретает
все большую актуальность. В этих условиях важно определиться с основными понятиями,
которыми оперируют специалисты и практические работники. Иными словами, надо
договориться о языке общения, обеспечивающем взаимопонимание.
Осознавая актуальность данной
проблемы, группа отечественных ученых разработала рабочую концепцию одаренности,
которая была положительно оценена на ряде общероссийских конференций
психологов.
В статье Богоявленской Д. Б.
«Рабочая концепция одаренности» даются основные положения рабочей концепции
одаренности. Заинтересованный читатель может ознакомиться с полным текстом
концепции [2].
Разработка концепции одаренности
имела своей целью как раскрытие понятия одаренности на основе теоретических
положений отечественной психологии, так и определение основных принципов в
решении задач выявления, обучения и развития одаренных детей.
Представление об одаренности,
изложенное в данной концепции, в значительной степени расходится с привычным
представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде
всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется здесь как
системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно
личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие
способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения
одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность
концепции, уделяющей особое внимание бережному отношению к одаренному ребенку,
которое предполагает понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые
несет с собой его одаренность.