Контрольная работа на тему Православная религиозно-философская традиция сверхразумного и мистического постижения Бога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Мистика как феномен православного сознания 5
2. Сверхразумные и мистические начала постижения божественного в православии 13
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение:
Религия, как ровно и философия, на протяжении всей своей истории задавались одним общим вопросом, который до сих пор не был решен: каково место человека в мире? Помимо этого, очень важными исходящими от этого вопросами являются: добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философскому мышлению присуща сакрализация – это своеобразный опыт метафизического познания, который превышает обыкновенные грани разумного.
Тем не менее, данные понятия имеют и свои определенные различия, которые также являются очень важными при рассмотрении вопросов сопоставления философского знания и религиозного. Так, если религия является массовым сознанием, то философия подразумевает наличие элитарного, теоретического сознания. В то время как основа религии – вера, которая является беспрекословной и чистой, философия пытается доказать свои истины, посредством рефлексии и постоянного апеллирования к разуму.
Как религия, так и философия имеют в своем арсенале самые общие представления о мире, бытие. Эти два раздела знаний наталкивают человека не только на размышления о существующем, но и на создание чего-то категорически нового, которое напрочь отличалось бы от всего старого.
По своему характеру философские законы и религиозные теоретические обоснования довольно схожи. Это напрямую связано с идеями, которые предлагают два данных знания. Во-первых, философия и религия прослеживают проблему бессмертия души, целесообразности существования человека в этом мире. Во-вторых, необходимо возвращаться к своим истокам – именно начало мира, человеческого бытия являются ключевыми проблемами изучения данных дисциплин. Все мысли, которые дает нам философская и религиозная дисциплина – это продукт человеческой рефлексии. Одни утверждают, что человек создан Богом, а другие верят в теорию эволюции. Кто из них прав? Если бы ответ на данный вопрос был найден, то одна бы из этих категорий могла рухнуть, а другая – вознеслась бы над всем сущим.
Основное различие философии и религии заключается в научности одного и второго творения. Если философия – это не только мировоззрение, но и наука, то религия – это только мировоззренческая позиция определенного общества, человека. Также различие исходит и из методов, которыми оперируют обе эти категории. Если философское познание происходит на уровне интуитивном, на уровне логического обоснования и рационального силлогизма, то религиозное знание полностью и целиком базируется на восприятии эмоциональном – на вере. Основа религии – вера – мораль – долг. Основа философии – принцип – познание – логика. Именно эти составные играют главную роль в развенчании мифа о полной идентичности философии и религии.
Одной из наиболее спорных областей, в которых происходит столкновение религии и философии является сверхразумное и мистическое познание окружающего мира и Бога.
Целью данной работы является изучение православной религиозно-философской традиции сверхразумного и мистического постижения Бога.
Заключение:
Христианская мистика персоналистична. Если мы будет проводить инвентаризацию видений, откровений, мистических теологий, то обнаружим, что все они организуются вокруг личной встречи души со Христом.
Христианская мистика интровертна, то есть направлена внутрь по преимуществу. Косвенный вопрос, который сразу возникает: видимо, надо предположить, что существует какой-то иной вид мистики – экстравертной.
Христианская мистика всегда процессуальна. Она есть то, что мы назвали сакральным совершенствованием и трансформацией. И в этом смысле очень важно отличить ее от любого магического действия, от любого магизма. В магизме речь идет всегда о двухсторонней корреляции первопринципа (божественного, нуминозного или даже демонического) с человеческим, конечным. В магии эта корреляция предстает как связанное одномоментно, то есть как некая данность, факт. В мистике же – как связываемое процессуально. Правда, характер этого процесса от того, кто в нем пребывает, может быть скрыт.
Таким образом, можно говорить о том, что без мистического опыта невозможно постичь тайны догматов, а без церковного учения личный опыт лишен достоверности и «объективности», что обусловило бы впадение в иллюзии, прелесть, а возможно и ересь. Кроме того, личный мистический опыт всегда остается недоступным для других субъектов, поэтому, в Восточном христианстве нет богословия без мистики и мистики без богословия. Именно богословие создает ту систему, которая делает личный опыт частью опыта всей Церкви.
Фрагмент текста работы:
1. Мистика как феномен православного сознания
Несмотря на то, что познание Бога, единение человека с Богом присущи многим религиям мира, при этом каждая указывает свой путь и свои средства к достижению этой цели. Способ понимания и достижения единения человека с Богом обретает различные формы, в зависимости от воззрения человека на себя и свою человеческую природу, в зависимости от традиции. Православие имеет свой особый опыт богообщения, опыт восхождения к Богу. Именно данный опыт личного богообщения и богопознания лежит в основе мистического богословия Восточной Церкви, которая накопила и содержит бесценное сокровище многовековой духовной традиции.
Мистика и мистицизм – понятия, к которым обращается человек, столкнувшийся с необъяснимым, запредельным и кто решил начать познавать этот мир нерациональным путем, опираясь на свои чувства и интуицию. Путь мистика заключается в выборе духовной традиции, и в воспитании мистического мышления :
• глубокая вера в традицию, систему, высшее существо;
• взаимосвязь внутреннего с внешним, с явлениями, другими людьми;
• доверие себе: глубокий личный опыт важнее написанного в книгах;
• присутствие «здесь и сейчас»;
• подвергать все сомнению;
• духовные практики и медитации, дыхательные техники – инструменты на мистическом пути познания.
Мистицизм присутствует во всех религиях мира, философских учениях. Мышление древнего человека основывалось на обожествлении сил природы и сотрудничестве с ними. По мере накопления знаний, люди стали более рациональными, но неизменным осталась вера в божественное проведение. Значение слова мистицизм происходит от древнегреческого μυστικός – таинственный — особое миропонимание и восприятие, основанное на интуитивных догадках, озарениях и эмоциях. Интуиция играет важную роль в мистическом пути познания мира, его тайной сущности. То, что не подвластно логике и разуму – постижимо для иррационального мышления, базирующегося на чувствах. Мистицизм как учение – тесно связан с философией и религиями.
В повседневной жизни слова “мистика”, “мистицизм”, “мистический” “мистерия” часто употребляют как синоним чего-то таинственного, обладающего особым смыслом, скрытым от общедоступного понимания. Также понятию “мистицизм” придают значение личного, внутреннего соприкосновения человека с областью сверхъестественного и осмысления возникающих в результате чувств и переживаний. В этом смысле мистицизм является необходимым элементом любой религии. Более того, адепты оккультных и эзотерических течений называют свои воззрения мистицизмом, тем самым пытаясь придать им большую привлекательность в глазах людей, малосведущих в области религии .
Разумеется, подлинный христианский мистицизм отличатся от мистицизма иных религий в той же степени, в какой эти религии, или оккультизм, отличается от Евангельской истины. Содержание и цель христианского мистицизма выражаются в словах Спасителя: “Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его” (Ин. 14. 6-7.).
Христианство предполагает два рода религиозного знания – знания о Боге и знания Бога. Знание первого рода приобретается через изучение Божественного Откровения, выраженного в Священном Писании и Церковном Предании. Догматические определения соборов, аутентичные литургические тексты, авторитетные писания Святых отцов и учителей Церкви, канонические установления достоверно раскрывают и интерпретируют истину Евангельского вероучения, сообщенную Христом через свв. апостолов Его Церкви. Формированию религиозного мировоззрения способствует изучение не только богословия, но естественных наук, (“Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы” (Рим. 1. 20)), философии, гуманитарных наук . Основным средством постижения здесь является человеческий разум.
Не случайно Церковь называет явление в мир Христа воссиявшим “Светом Разума”, который научает ведению правды Божией (Тропарь Рождества Христова). Следует всегда помнить, что точное знание о Боге можно невозможно получить вне Церкви, которая по слову св. ап. Павла, есть “Церковь Бога живого, столп и утверждение истины”(1 Тим. 3. 15. ).
Христианский мистицизм — практика в христианстве, направленная на единение с Богом, осознанное познание Бога. Основным инструмент на пути к Божественному является глубокая молитва, связанная с образами Иисуса Христа и Святого Духа.
Христианский мистицизм неотделим от Христа — только при его посредничестве можно восстановить прерванную связь между человеком и Богом. При этом для постижения истины нужно, наряду со следованием мистическим практикам, очищаться, творить дела любви во славу Христа .
Ключевыми составляющими христианской мистики являются личность, свобода и любовь. Именно личная составляющая отличает христианскую мистику от внехристианской, так как первая подразумевает не только отрешённость, но и воплощённость, конкретность. Среди известных христианских мистиков нужно отметить Псевдо-Дионисия Ареопагита, Св. Максима Исповедника, Св. Фому Аквината, Якоба Бёме, Ангелуса Силезиуса, Майстера Экхарта, Иоганна Таулера, Валентина Вайгеля .
История христианского мистицизма началась с возникновения христианства. Это подтверждается в ряде цитат из Библии, например, «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1-е Иоанна 3:2).
Способы, с помощью которых христианские мистики приближались к Богу, весьма разнообразны и подкреплены, как правило, сложной системой интеллектуальных обоснований, основанной на христианском учении. Это также отличает их от внехристианских мистиков, у которых во главе угла стоит практика, а не теоретические изыскания. Христианская мистика большое внимание уделяет трактовке библейских текстов, поиску в них аллегорического смысла. Каждое течение христианских мистиков выделяло в Библии ключевые фрагменты, на основе которых строило своё постижение божественного. Например, в отшельнической традиции кармелитов таким фрагментом являлись 3-4 стихи первой книги Царств. Мистики христиане для постижения Бога двигались различными путями, например, учились думать как Христос.
Важность изучения традиции мистического богословия связана еще и с тем, что в настоящее время среди людей разных по уровню образования и социального положения, увеличился интерес к нездоровой мистике оккультного характера. Поэтому сегодня как никогда важно показать, в чем состоит святоотеческая традиция опыта общения человека с Богом – мистического опыта Восточной Церкви.
Более того, необходимо отметить, что уже более 100 лет назад многие задавали вопрос о том, возможна ли вообще христианская мистика, признаваемая Христом и согласная с Евангелием, или христианство решительно отрицает всякую мистику, и все, соединенное с мистикой, привнесено или привносится извне.
Христианский мистицизм есть подражание Христу (1 Кор. 4. 16). Христос показал образ тех отношений со Своим Небесным Отцом, которые являются идеалом мистического опыта. Христос и Отец едины не только в силу единосущия по Божественной природе, но и в силу Сыновней любви и всецелого послушания Богочеловека Иисуса Христа воле и промыслу Бога – Отца в деле искупления и примирения человечества через Его Крестную Жертву, смерть и воскресение.
В единстве с Богом-Отцом прославляется Сын Божий – Богочеловек Иисус Христос, Спаситель мира. И эту небесную славу Он дает тем (Ин. 17. 22), кто через благодарное восприятие подвига, совершенного Им становится членом Его Тела – Церкви, и через мистический опыт жизни в этом Таинственном Теле Христовом обретает единство с Триединым Богом.
Основным содержанием проповеди Спасителя было возвещение грядущего Царства Божия. В беседах с народом Он редко говорил прямо, но использовал язык образов, иносказания и притч . Избранному кругу своих учеников Он объяснял их значение, говоря при этом “ Вам дано знать тайны (μυστήρια) Царствия Небесного, а им не дано” (Мф, 13.11.). Таким образом, Христос полагал разделение между теми, кто слушал Его учение. То, что могло быть сообщено узкому кругу близких учеников, не могло быть сообщено народу или быть услышанным книжниками и фарисеями.
Православный мистицизм тесно связан с личностью Христа и огромное значение придает трактовке библейских текстов. Большая роль отводится религиозным общинам, без которых человеку трудно приблизиться к Богу. Соединение с Христом – всего цель человеческого бытия . Христиане-мистики для постижения любви Бога стремились к преображению («обожению»), для этого, каждый истинный христианин должен пройти несколько этапов:
• очищение («умерщвление» плоти) – посты, воздержания, молитвы в определенное время, милосердие к страждущим;
• просветление — постижение Священного Писания и истины скрытой в природных проявлениях;
• единение (контемпляция) – познание сердцем божественной любви: «Бог – это любовь, кто любит, тот пребывает в Боге, и Бог в нем».
Отношение церкви к христианскому мистицизму всегда было неоднозначным, особенно во времена Святой инквизиции. Человек, переживший божественный мистический опыт, мог прослыть еретиком, если его духовные переживания отличались от общепринятой церковной доктрины. По этой причине, люди затаивали свои откровения, и это останавливало христианский мистицизм в дальнейшем развитии .
Важную роль в христианском мистицизме играет религиозная община, без связи с которой даже отшельники не могут идти по пути познания Бога. Групповые поклонения, обряды — как например — Евхаристия, открытие своей души перед исповедником — всё это проявления общинной основы в христианском мистицизме.
Несмотря на множество направлений мистицизма и известных мистиков, которые добились больших успехов на своём пути, положение практикующих мистические учения со стороны официальной Церкви было далеко не однозначным. Любой мистик, который переживал божественное откровение, рисковал быть обвинённым в ереси, если его духовный опыт не сочетался с церковной доктриной. Именно поэтому он должен был смягчать и затаивать свои духовные открытия, что в целом тормозило развитие христианского мистицизма.
Трагическим примером является столкновения мистицизма с религией является Чумной бунт в России 1771 года. Вo врeмя рyсскo-тyрeцкoй вoйны 1770-1772 гoдa пo Рoссии прoкaтывaeтся эпидeмия чyмы, кoтoрaя дoшлa дo Мoсквы. В гoрoдe нaчaли yмирaть рaнeнныe oфицeры, a тaкжe люди, кoтoрыe жили oкoлo вoeннoгo гoспитaля. В итoгe чyмa дoбрaлaсь и дo фaбрик в Зaмoсквoрeчьe, гдe нaчaли yмирaть рaбoчиe.
Эпидeмия нaбирaлa oбoрoты и в гoрoдe yжe нe хвaтaлo грoбoв, чтoбы хoрoнить людeй. Грoбы скoлaчивaли нa скoрyю рyкy из пoдрyчных мaтeриaлoв, мёртвых пoрoй хoрoнили в прoстых дeрeвянных ящикaх, a тo и пoпрoстy нa тeлeгaх. В Мoсквe вoцaрилaсь пaникa и хаос, врачи были в смятении, трупы валялись прямо нa улицах.
И вoт в тaких условиях тoлпы вeрyющих скaпливaлись и мoлились y чyдoтвoрнoй Икoны Бoгoлюбскoй Бoгoмaтeри близ Вaрвaрских вoрoт Китaй-гoрoдa. Нo срeди житeлeй гoрoдa нaшёлся дoстaтoчнo мыслящий чeлoвeк, им oкaзaлся aрхиeпискoп Aмврoсий, кoтoрый пoнимaл, чтo стoлпoтвoрeниe людeй бyдeт yвeличивaть скoрoсть рaспрoстрaнeния чyмы, пoэтoмy oн приняли вoлeвoe рeшeниe и зaпрeтил мoлeбны, a 15 сeнтября oн пoшёл нa eщё бoлee жёсткий шaг — Aмврoсий oтдaл прикaз o зaпeчaтывaнии кoрoбa, кyдa люди принoсили пoднoшeния Бoгoлюбскoй икoнe. Сaмy жe икoнy вooбщe yбрaли, чтoбы нe прoвoцирoвaть скoплeниe людeй и дaльнeйшee yхyдшeниe ситyaции.
Нo Aмврoсий нeдooцeнил нeрaзyмнoсть вeрyющих. В oтвeт нa вoлюнтaризм aрхиeпискoпa oни oтвeтили eмy вoсстaниeм и рaзгрoмoм Чyдoвa мoнaстыря в Крeмлe. Нa слeдyющий дeнь вoсстaвшиe нaпaли нa Дoнскoй мoнaстырь и взяли eгo, yбив скрывaвшeгoся тaм Aмврoсия, рaзгрoмили ближaйшиe зaстaвы и дoмa бoгaтых людeй. Бyнт пришлoсь пoдaвлять силoй. Спyстя трёх днeй вoсстaвшиe пoнeсли пoрaжeниe oт вoйск Г.Г. Oрлoвa. В дaльнeйшeм сaмых aктивных yчaстникoв пoвeсили, чaсть из них нaкaзaли кнyтoм и кaтoргoй.
В настоящее время христианский мистицизм претерпел серьёзные изменения. С одной стороны, вероятно, сохранились различные мистические традиции, которые практикуются в закрытых сообществах, а с другой — элементы мистицизма особенно католического, были переняты учением нью-эйдж, хотя и серьёзно переработаны им (например, отрицается догма о постижении Божественного только через Иисуса Христа, который рассматривается только как один из просветлённых мастеров) . Прогнозы дальнейшей судьбы христианского мистицизма тесно связаны с будущим, которое уготовано самой христианской вере — будет это трансформация и новое развитие или закостенение и упадок.