Контрольная работа на тему Понятие об этноцентризме
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Понятие этноцентризма 4
2. История появления термина «этноцентризм» 7
Заключение 13
Список литературы 15
Введение:
Современная социокультурная ситуация характеризуется интенсификацией миграционного процесса, актуализацией вопросов этнокультурного самоопределения и ростом тенденций к сепаратизму. Взаимодействие различных культур, вступивших в непосредственный и долгосрочный контакт, становится непосредственной основой для более детального и предметного изучения проблем и особенностей этнокультурного диалога. И в условиях формирования транскультурной модели социокультурной и цивилизационной динамики, нарастания глобальной нестабильности, наиболее остро встает вопрос о перспективах этнокультурного взаимодействия и преодоления возможных этнокультурных конфликтов.
Действительно, сегодня идет реальный процесс эскалации этнокультурной напряженности. Этнические противоречия в условиях глобализации и интенсивного процесса аккультурации становятся катализатором конфликтной ситуации. Следует отметить, что этнокультурная напряженность может проявляться не только в открытой форме конфронтации, но и в скрытой: на уровне социокультурной конкуренции, негативного оценочного сравнения и др. Ведь скрытые и не всегда осознанные причины (например, пережитая «историческая несправедливость», низкий статус этноса и другие) могут служить основой для осознания или иррационального намерения к этническому конфликту.
Цель работы раскрытие этноцентризме на современном этапе.
Задачи:
— Раскрыть понятие этноцентризме;
— рассмотреть проблемы, возникающие на почве этнического многообразия;
Объект исследования современные этнические проблемы. Предмет исследования отношения возникающие во время взаимодействия между этносами.
Заключение:
Представление национально-культурных ценностей, выражающееся в правильности изложения фактов, грамотном подборе фотографий любого лица, принадлежащего к определенной этнической группе, любых его действий и поступков, может получить положительную или отрицательную характеристику, которая сделает информацию оценочно маркированной, способной вызывать определенные чувства и эмоции у потенциальной аудитории, приобретает важное функциональное значение в средствах массовой информации. И если объективная информация имеет творческую функцию, которая оказывает положительное влияние на читателей, то информация, искажающая объективную картину вплоть до использования ярлыков, может иметь различные негативные последствия для получателя, включая поощрение ксенофобских действий. Журналистике, стремящейся к объективности, не всегда удается отказаться от оценки при освещении тем, связанных с проблемами национальностей, межэтнических и этнокультурных отношений. Однако СМИ часто игнорируют разговоры о культуре того или иного народа. Между тем культура является ее неотъемлемой частью и в широком смысле «с помощью культурных средств, предоставляемых индивиду сообществом людей», реализует себя в социальном пространстве.
Знание культуры народа, этических и религиозных норм позволит представителям других народов приблизиться к пониманию не только менталитета той или иной этнической общности, но и более объективно понять суть этнических конфликтов в геополитической ситуации всей страны. Отражение культурных ценностей делает» портрет » нации более полным, формирует беспристрастное отношение к ее представителям. Все это связано с тем, что культуру можно интерпретировать, ее особенности можно анализировать, но маркеры «хорошо» – «плохо» вряд ли применимы к этой категории. О том, что изучение культуры той или иной этнической группы позволяет более объективно представить ту или иную нацию, свидетельствует высказывание Лотмана: «культура всегда подразумевает сохранение предыдущего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Культура-это память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о нашей культуре, современной, мы, возможно, не имея в виду этого, говорим об огромном пути, который прошла эта культура»
То есть, говоря о состоянии общества, нельзя не учитывать историко-культурный фон, повлиявший на то, что представлено в обществе на современном этапе его развития.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие этноцентризма
Имея дело с другими культурами, большинство людей судят о культурных ценностях других людей, используя в качестве шаблона и критериев культурные ценности своей собственной этнической группы. Этот тип ценностного суждения называется этноцентризмом.
Этноцентризм — это психологическое отношение к восприятию и оценке другой культуры и поведения ее представителей через призму своей культуры [4]. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, в этом случае она рассматривается как единственно правильная, превосходящая все остальные, которые так недооцениваются. Эталоном можно считать все что угодно: религию, язык, литературу, еду, одежду, например, образ халатов древних китайцев и т. и т.д.
М. Брюэр и Д. Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:
1) восприятие элементов культуры как «естественных» и «правильных», а элементов других культур-как «противоестественных» и «злых»;
2) рассмотрение обычаев групп как универсальных;
3) Оценка норм, ролей и ценностей группы как бесспорно некорректных:
4) представление о том, что человеку естественно сотрудничать с членами своей группы, помогать им, они предпочитают группировать его, гордиться им, а он не доверяет и даже враждебно относиться к членам другой группы. Следует отметить, что среди исследователей нет единодушия в отношении этноцентризма. Советские социологи считают, что этноцентризм-это негативное социальное явление, эквивалент национализма и даже расизма.[4] многие психологи считают этноцентризм негативным социально-психологическим феноменом, проявляющимся в тенденции к неприятию всех других людей в группе в сочетании с переоценкой собственной группы. Но, как и любое другое социально-психологическое явление, этноцентризм нельзя рассматривать как нечто только положительное или только отрицательное, и ценностные суждения по нему абсолютно неприемлемы.
Положительным является то, что этноцентризм позволяет бессознательно отделять носителей другой культуры от своих, одну этнокультурную группу от другой. Ее отрицательная сторона-сознательное стремление изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры к другой. Как уже отмечалось, культура любой страны представляет собой сложную систему ценностей,в которой культурная деятельность и ее отношения находят свое выражение. Каждый элемент этой системы имеет определенное значение для определенной социальной общности. Процесс познания культуры при таком подходе заключается в выявлении ценностного значения соответствующих объектов, явлений, отношений. Результаты этой умственной деятельности закрепляются в сознании людей в форме, соответствующей их значению. Это означает наличие элемента сознания человека, который раскрывает сущность изучаемого объекта или явления, его свойства и формы культурной деятельности, породившие его.[3]