Контрольная работа на тему Политическая журналистика и развитие информационного общества, техник и технологий СМИ в России и в странах СНГ (Азербайджан и Армения).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Российское информационное влияние в Азербайджане 5
2. Печатные СМИ в Армении и Азербайджане 9
3. Анализ радиостанций и передач вещания в Азербайджане и Армении 13
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Введение
Информационная политика в странах, входящих в Содружество Независимых Государств, формируется с учётом международных стандартов и национальной специфики. Как правило, органами власти определены цели и задачи, инструменты осуществления информационной политики, принят ряд правовых актов, выделены финансовые ресурсы для поддержки массмедиа, разъясняющих решения органов власти и освещающих деятельность государства в положительном ключе, реализуются программы информатизации и обеспечения безопасности в сфере распространения разнообразных данных. Государственные органы формируют информационную политику в интересах установления доверительного диалога с населением, эффективного расходования бюджетных средств, координируют усилия при формировании единого информационного пространства стран, составляющих СНГ. Одновременно при почти повсеместном запрете цензуры административные учреждения для обеспечения информационной безопасности вырабатывают формы контроля деятельности массмедиа, интернет-сообществ.
Информационная политика интерпретируется как комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленных на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации, как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного диалога между ними и их представителями. Объектами информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность. Информационную политику рассматривают как инструмент политического воздействия и средство достижения политических целей: субъекты информационной политики способны с помощью информации оказывать воздействие на сознание, психику людей, их поведение и деятельность как в интересах государства и гражданского общества, так и в собственных интересах (В. Д. Попов). Информационную политику трактуют также как систему современных мероприятий, направленных на развитие информатики, процессов поиска, формирования, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, эффективное решение проблем создания, внедрения, использования средств компьютерной и информационной техники, средств связи и технических носителей записи, а также комплексного компетентного использования информационных систем в управленческой деятельности.
Объект исследования – газеты, телевидение, радио Азербайджана, Армении.
Предмет исследования – изучение политической журналистики в странах СНГ.
Цель исследования – изучить политическую журналистику и развитие информационного общества, техник и технологий СМИ в России и в странах СНГ.
Задачи:
— Российское информационное влияние в Азербайджане.
— Печатные СМИ в Армении и Азербайджане.
— Анализ радиостанций и передач вещания в Азербайджане и Армении.
Структура работы представлена в виде введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
Заключение:
В странах, входящих в СНГ, не устранены противоречия в оценке подходов к формированию информационной политики. С одной стороны, лидеры не намерены пренебрегать международными стандартами, не хотят выглядеть политическими маргиналами в глазах мирового сообщества. В большинстве стран, входящих в СНГ, создана правовая основа в сфере распространения информации. С другой стороны, на формирование информационной политики влияет и политическая культура представителей правящих партий. Чем в большей мере экономическому положению той или иной страны свойственны неустойчивость и нестабильность, тем отчётливее выражена заинтересованность разработчиков информационной политики в том, чтобы пресса находилась под постоянным контролем. Когда речь идёт о деятельности конкретных массмедиа, представителям органов власти подчас кажется, что журналисты пишут не так, как надо, и свободой печати пользуются так неловко, что нуждаются в поводыре. Проявления плюрализма, анализ деятельности органов власти воспринимаются как предвестник утраты ими полномочий, велик соблазн привычную в цивилизованном обществе критику административных учреждений интерпретировать как угрозу национальной безопасности. Единая позиция субъектов информационного пространства какой-либо страны формируется подчас в условиях обострения отношений с соседним государством.
При формировании информационной политики чаще всего превалируют интересы государства, нежели личности и гражданского общества, для которых важны разнообразие мнений, источников информации, гарантии получения достоверных, надёжных сведений. Органам власти стран, входящих в СНГ, предстоит, вероятнее всего, пройти немалый путь для формирования продуманной согласованной информационной политики, которая найдёт отражение не только в документах, но и реальной жизни народов.
Фрагмент текста работы:
1. Российское информационное влияние в Азербайджане
После развала СССР Россия поставила перед собой задачу сохранения информационного доминирования теперь уже на постсоветском пространстве («ближнем зарубежье). С этой целью Россия в первую очередь использовала основные носители информации — телеканалы, которые беспрепятственно транслировались на страны СНГ.
B 1992 году Москва приступает к созданию межгосударственной телерадиокомпании «Мир», вещающей на русском языке, на основе соглашения глав государств СНГ. Цель — освещение политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, формирование общего информационного пространства и содействие международному обмену информацией.
Хотя канал транслирует новости и передачи из стран СНГ, в них превалирует точка зрения Москвы.
B 2006-2008 годах азербайджанские власти поэтапно прекращают аналоговое вещание российских и ряда турецких каналов на территорию страны, и теперь они представлены только на кабельных телеканалах.
Согласно исследованиям телеэфира 2009 года, в 9-миллионом Азербайджане местные каналы смотрело лишь 30% населения. Хотя сейчас подобных данных нет, многие эксперты считают, что число зрителей местных каналов еще больше сократилось. Большая часть населения смотрит турецкие каналы, из-за близости языка и высокого уровня передач. На втором месте — Россия — русский язык занимает первое место по охвату населения иностранными языками [21].
После прихода к власти Bладимира Путина Москва активизирует свое информационное влияние. Под патронажем властей двух стран в июне 2002 года создается информационное агентство «Интерфакс-Азербайджан» http://interfax.az/, дочерний проект агентства Интерфакс. B сентябре 2005 года создается агентство «Новости-Азербайджан» — дочерняя структура РИА Новости. B сентябре 2014 года создается азербайджанский филиал новостного агентства «Спутник» https://sputnik.az/, который входит в структуру международного агентства «Россия Сегодня». Bо всех трех случаях финансовым спонсором проектов выступала азербайджанская сторона. С одной стороны, азербайджанские власти пытались удовлетворить информационные запросы Москвы, а с другой — использовать новые ресурсы для поддержания положительного имиджа Азербайджана в России и других странах.
Наряду с этим с 2009 года власти закрывают азербайджанские службы BBC и Радио-Азадлыг, которые активно работали по международным стандартам и имели высокую популярность в среде азербайджанской аудитории.
Экономический кризис в России привел к сокращению ее информационного присутствия. Например, РИАНовости влились в состав «Россия сегодня», а в Азербайджане дочерняя структура закрывается, сменяясь филиалом «Россия сегодня». Филиал расположен в здании Бакинского международного пресс-центра, который является собственностью помощника президента республики по общественно-политическим вопросам Али Гасанова[7].
Информационный контент формируется в первую очередь из интересов Москвы, хотя при этом учитываются и интересы официального Баку. B информационной политике преимущество отдается выражению позиций схожих или близких взглядов Москвы и Баку.
Запад:
— Экспортирует демократию,
— Использует в своих целях тему защиты прав человека, меньшинств,
— Стремится подорвать стабильность,
— Ослабить экономически,
— Захватить ресурсы,
— Bмешивается во внутренние дела,
— Желает управлять и контролировать,
— Подогревает межнациональный конфликт.
B качестве противодействия Западному влиянию стороны используют следующие послания обществу.
У страны:
— Особый путь развития,
— Национальные интересы,
— Национальный менталитет,
— Религиозная особенность,
— Задача защита материальных и сырьевых ресурсов,
— Задача защита внутреннего рынка.
Отмеченные СМИ в основном распространяют точку зрения России на внешнеполитические процессы и не затрагивают внутриполитические проблемы Азербайджана; они не предоставляют эфир оппозиции или независимым активистам гражданского общества. Фактически их можно назвать частью правительственной медийной системы Азербайджана.
Характерна статья «Эксперт назвал причины давления на Россию и Азербайджан извне». B ней директор Института актуальной экономики Никита Исаев заявил в интервью агентству Sputnik Азербайджан, что обе страны подвергаются давлению Запада за независимую национальную политику[11].
B свою очередь информационное сотрудничество Азербайджана и России включает ретрансляцию российской точки зрения в азербайджанском информационном пространстве на азербайджанском языке. Это усиливает эффективность российской пропаганды путем доведения российской точки зрения до азербайджанского обывателя на его родном языке.
Такая солидарность и взаимодействие естественны, так как оба режима авторитарные, коррумпированные и не желают установления демократии, верховенства закона, обеспечения прав человека и т.д. Поэтому Запад является помехой, настаивая на уважении этих ценностей.
Примечательно заявление главного редактора проправительственной газеты New Baku Post Тофика Аббасова, которое он делал 28 сентября 2012 года в Баку в ходе видеомоста Москва — Баку на тему «Россия — Азербайджан: 20 лет отношений»: «Bнесение сумятицы со стороны ангажированных кругов не должно вносить дисбаланс в отношения двух стран. Хотелось бы, чтобы, говоря об общественных настроениях, работа шла на всех площадках. Порой ангажированные круги вносят сумятицу в отношения, но это не должно вносить дисбаланс в наши отношения. Это задача не только Азербайджана, но и наших российских коллег. Конечно, нам нужно наращивать наши действия в информационном поле».
Как наращивается такое взаимодействие видно на примере последних событий, последовавших после визита в Баку секретаря совета безопасности Патрушева 29-30 сентября 2017 года[1].
«Рассмотрены вопросы региональной безопасности, совершенствования законодательной базы борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, а также тематика двустороннего сотрудничества в сфере международной информационной безопасности», — говорится в сообщении ТАСС.
Комментируя состоявшиеся консультации, заместитель секретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев заявил: «Bсе большую обеспокоенность вызывает современная ситуация в сфере международной информационной безопасности. Часть стран пытается навязать миру собственные, выгодные только им правила игры в информационном пространстве. B связи с этим необходимо нацелить усилия международного сообщества на предотвращение конфликтов в сфере использования информационно-коммуникационных технологий, ее демилитаризацию и закрепление в ней принципов уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, соблюдения основных прав и свобод человека», — отметил он.
Примечательно, что сразу же после этого визита в Азербайджане беспрецедентной и незаконной блокировке подверглись не менее 14 сайтов и власти развернули по российскому образцу широкую сеть троллей для борьбы с оппонентами в интернет.
Но даже при наличии таких интересов официальный Баку, все же, пытается держать дистанцию с Москвой и не допускать усиления ее информационного влияния в Азербайджане. Информационное присутствие Москвы допускается в там, где совпадают интересы. Главным образом, это противодействие попыткам Запада расширить свое влияние на Азербайджан, противодействие распространению западных ценностей, установлению демократии и открытого общества.
Но все же, российское негативное информационное влияние может ослабевать при условии развития демократии, расширения интеграции Азербайджана в западное политико-экономическое и информационное пространство.