Контрольная работа на тему Подобрать методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации, применить их, оформить отчет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
Введение 3
1. Методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации 4
2. Результаты полученных исследований 8
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Приложение 1 17
Введение:
-
Межличностные отношения формируются под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности человека, их специфической чертой является эмоциональная окрашенность.
Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени, — настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-либо частному событию, а является разлитым, общим состоянием.
Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений [1,с.54].
Цель работы: подобрать методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации, применить их.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей на примере старшего дошкольного возраста и их социальная адаптация.
Предметом исследования является формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста и их социальной адаптации.
Задачи:
— подобрать методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации.
— провести исследование.
— оформить отчет.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Текст работы:
-
Мы можем сделать вывод, что у детей в возрасте 6-7 лет продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, справедливости, дружбе.
Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Соответственно, сверстников для общения и игр они выбирают, опираясь на свой уровень понимания нравственности. Из этого следует, что индивидуально-психологические особенности дошкольников влияют на межличностные отношения в группе сверстников.
Анализируя результаты социометрии, мы пришли к выводу о том, что в старшей группе детского сада наблюдается, высокий коэффициент благополучия взаимоотношений, высокий коэффициент взаимности выборов и нормальный коэффициент осознанности. В благоприятном положении находится около 53% детей исследуемой группы. В неблагоприятном положении оказались 46% детей . Из этого следует, что у детей 6-7 летнего возраста идет активно сплочение коллектива. Взаимоотношения довольно устойчивые. Основными мотивами выбора являются игровой, трудовой, эмоциональный и нравственный. У детей этих лет можно сформировать осмысленные нравственные представления. Таким образом, подтверждается влияние индивидуально-психологических особенностей дошкольников на межличностные отношения в группе сверстников.
Анализ субъективного аспекта взаимоотношения в группе детского сада показал, что в описаниях детьми своего друга, преобладали высказывания первого типа.
Что свидетельствует о том, что в старшей группе детского сада, главным критерием выбора друга, являются его эмоционально — нравственные качества. Это подтверждает, то что индивидуально-психологические особенности влияют на межличностные отношения в группе сверстников.
Заключение:
-
Межличностные отношения формируются под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности человека, их специфической чертой является эмоциональная окрашенность.
Общее эмоциональное состояние, окрашивающее чувства на протяжении длительного отрезка времени, — настроение. Настроение отличается от других видов эмоций двумя особенностями: оно не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-либо частному событию, а является разлитым, общим состоянием.
Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений [1,с.54].
Цель работы: подобрать методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации, применить их.
Объектом исследования являются межличностные отношения детей на примере старшего дошкольного возраста и их социальная адаптация.
Предметом исследования является формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста и их социальной адаптации.
Задачи:
— подобрать методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации.
— провести исследование.
— оформить отчет.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Список литературы:
-
1. Методики изучения межличностных отношений и социальной адаптации
Для эмпирического исследования нами был использован комплекс методов психологической диагностики:
1. Метод «Беседа».
2. Методика «Сюжетные картинки».
3. Социометрия « Капитан корабля»
4. Методика «Беседа о друге»
Метод «Беседа» предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Подготовка исследования.
Подготовить вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Ход проведения исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку 6 – 7 лет задают заготовленные вопросы.
Обработка данных производится следующим образом.
Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети 6 – 7 летнего возраста [3,с.114].
Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно- волевых качествах:
Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (Приложение №2)
Обработка результатов проводится следующим образом.
0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.
Социометрия «Капитан корабля»
Наглядный материал: Рисунок корабля. Приложение 1
Проведение методики. Во время индивидуальной беседы ребёнку предъявлялся рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задавались следующие вопросы:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Почему?
2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Почему?
3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Почему?
4. С кем бы ты не поплыл на корабле если бы он был капитаном? Почему? [3,с.87].
Как правило, такие вопросы не вызывали у детей особых затруднений. Они уверенно называли два — три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), считались популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-4-й вопрос), попадали в группу отверженных (или игнорируемых).
Этапы проведения социометрического метода:
1.Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность).
2.Испытуемым предлагались вопросы.
3.Результаты выборов испытуемых фиксировались в таблице с указанием имени ребёнка.
4.Составление социометрической матрицы.
5.Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов) [7,с.21].
Таким образом, представленные методы выявляют:
• внутригрупповые связи
• систему взаимоотношений
• систему общения
следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников старшего дошкольного возраста.
Методика «Беседа о друге»:
В ходе беседы задавались вопросы, с кем из детей ребенок дружит.
Затем предлагалось охарактеризовать каждого из названных ребят:
1) высказывания о друге; 2) высказывание об отношении друга к себе.
«Он мой друг, потому, что … » « Он со мной дружит, потому, что … »
Анализировались ответы детей по типам высказывания: 1) Эмоционально – нравственные качества; 2) Конкретные способности и умения; 3) Описания внешности.
Результаты выборов испытуемых фиксировались в таблице.
Подведение итогов проективного исследования.
Таким образом, методика выявляет:
Характер восприятия и видимости сверстника