Педагогика и психология Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Педагогика и психология

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие группы,
классификация и типы групп в организации

Понимание того, что, работая в
группе, человек действует совсем не так, как в одиночку, пришло только в
30-40-е годы 20 века. Хотя уже давно было обнаружено, что поведение
совокупности людей существенно отличается от их поведения порознь. Можно
выделить различные общности людей, сплоченных одной целью, — группы.

Группа — это два и более
индивидов, поведение которых взаимозависимо и находится под взаимным влиянием.

Человек нуждается в общении с
себе подобными. Большинство людей активно ищет взаимодействия с другими людьми.
Во многих случаях контакты человека с другими людьми кратковременны и
незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много
времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают
психологически осознавать и существование друг друга. Осознание того, что о них
думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей, некоторым образом,
менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных
взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей
становится группой.[12]

Группы обладают важной для
изучения организационного поведения динамикой. Групповая динамика изучает
взаимосвязи и силы, действующие между членами группы в рамках социальной
ситуации. Группа была и остается предметом исследования различных русских и
зарубежных специалистов.

Анализ литературы посвящённой
данной теме показал, что среди авторов нет единого определения группы, так как
это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление.

Однако широко принят достаточно
общий, устоявшийся взгляд на группу как относительно обособленное объединение
небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно
устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение
достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется
на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели.[12]

При этом группа обладает
определенным групповым потенциалом либо групповыми возможностями, позволяющими
ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям,
происходящим в окружении.

Характерными особенностями группы
являются следующие:

члены группы идентифицируют себя
и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях
выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в
целом, употребляя местоимения: мы, у нас, наши, нам и т.п.;

взаимодействие между членами
группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения
поведения друг друга и т.п. В группе люди непосредственно общаются друг с
другом, придавая формальным взаимодействиям человеческую форму;

в группе наряду с формальным
распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается
неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены
группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий
членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании
хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в
работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые
выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают
влияние окружения на решаемые группой задачи.[15]

Эти и другие особенности
группового поведения люди выполняют в соответствии с их способностями и
внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно
создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со
своими способностями к групповым действиям и органично присущей ему
определенной ролью члена группы.

Группы являются субъектами
организационных процессов, выступая в них либо как организационные единицы
(элементы структуры организации), либо как элементы организационной среды
(конкуренты, потребители, население территории и т.п.). Как элементы социальной
среды организации, группы по их отношению к организации могут занимать
различные поведенческие позиции. По этому признаку они делятся на группы
интереса, группы давления, группы потребления и индифферентные группы.

Важно различать первичные и
вторичные группы. Они определяются типом отношений между участниками. В одном
случае это первичные, а в другом — вторичные отношения. Их отличие основано на
социальной дистанции, существующей между членами группы каждого вида. В
первичных группах социальная дистанция значительно меньше.[15]

Первичные отношения складываются
между участниками, находящимися в частом физическом контакте, когда имеется
возможность наблюдать за поведением друг друга в различных ситуациях. Эти
отношения характеризуются специфическими идентичностями индивидов (наличием
общих секретов, знанием интимных подробностей личностей участников). Такие
отношения бывают в относительно постоянных рабочих коллективах.

Вторичные отношения — это
отношения участников первичных групп со знакомыми им людьми, не являющимися
членами первичных групп. Таковыми могут быть люди из других подразделений
организации — те, с кем установлены деловые или другие отношения, но постоянное
общение отсутствует.

Таким образом, классификация
групп осуществляется по различным критериям, но наиболее общим является
различие между создаваемыми организацией формальными группами и возникающими на
основе общих интересов неформальными группами. Оба эти типа групп имеют
значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.

Формальные группы создаются и
существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них
строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения,
называемой "структура власти". Цели формальных групп задаются извне
на основе задач, стоящих перед организацией.

В любой организации функционирует
большое количество формальных групп, которые могут создаваться по воле
руководителей или по инициативе подчиненных, с целью выполнения задач
организации.

Формальная группа — это группа,
обладающая формальным статусом в организации. Состав, цели, обязанности, права,
привилегии, дисциплинарные нормы, относящиеся к формальной группе и ее
участникам, учреждаются руководством и документально фиксируются (в письменном
приказе или "Положении о подразделении").

Однако существуют и другие
способы такой фиксации — традиционалистские. Нормы поведения в группе реально
могут существовать как стандарты, закрепленные в устойчивых привычках или в
поддерживаемой всеми традиции (группа, работающая на семейной ферме).

Применительно к
традиционалистским группам употребление термина — формальная, относительно и
оправдано, поскольку стандарты поведения и контроль за их исполнением в этих
группах оказываются сопоставимыми по своей регулярности и строгости с таковыми
в бюрократических департаментах.

Теория и практика управления
предлагают разнообразные виды формальных групп:

рабочая (целевая) группа — группа
внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей,
проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы
представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы,
образующие организацию как систему. При этом важным является то, что задачи
каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных
подразделений и организации в целом;

руководящая группа (командная
группа) — группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных
подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад;

комитет — группа людей внутри
организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо
задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления,
так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называются комиссии или советы.[17]

Комитет (Правление, Совет
директоров) — это группа внутри предприятия, которой делегируются полномочия
высшего звена руководства для выполнения какого-либо проекта или задания.
Иногда комитеты называют советами, комиссиями, целевыми группами, правлением, и
в их состав могут входить работники других организаций (главы администраций
районов, крупные ученые, общественные деятели). Главное отличие комитета от
других формальных структур заключается в групповом принятии решений, что иногда
является наиболее эффективным средством решения сложных проблем и достижения
целей.

Выделяют два типа комитетов:
постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью
осуществления конкретной задачи; специальный комитет, для выполнения отдельной
временной задачи.

Производственное подразделение,
включающее руководителя и рабочих, занятых изготовлением определенного вида
деталей (работ) на нижнем уровне управления (звено, бригада, участок, цех).
Члены группы совместно работают над одним заданием, вознаграждаются за конечный
результат, а различия между ними связаны с разделением видов работ между членами
группы в зависимости от квалификации.

Существенную роль в динамике
поведения сотрудников играют неформальные группы. Они возникают стихийно на
основе социальных взаимоотношений между людьми.

Неформальные группы — это
свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в
регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей.

Отличие функционирования
неформальных групп в организации заключается в том, что у них отсутствуют
официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные
группы неразделимы и существуют параллельно. В каждой неформальной группе
формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и
складывается структура межличностных отношений.

Неформальная группа — группа,
имеющая признаки неформального статуса. Она никем не учреждается, а ее состав и
нормы формируются естественным путем (но не без внешнего влияния) на основе
межличностных отношений индивидов (членов группы, или участников).[11]

Для руководителя разделение групп
на формальные и неформальные важно потому, что требуется принимать в расчет
одновременное действие формальных и неформальных регуляторов поведения. Это
создает определенные трудности, которые усиливаются тем обстоятельством, что
одна и та же совокупность индивидов может представлять собой одновременно
формальную и неформальную группу. Главным отличием формальной и неформальной
группы оказывается не столько степень формализации ее нормативных элементов,
сколько способ ее формирования или учреждения.

Для более полного понимания
необходимо учитывать не только внешние обстоятельства группообразования в
организации, но и то, каким образом и насколько индивиды осознают себя как
участники той или иной группы.

2 Факторы, влияющие на
эффективность работы группы

Эффективность работы неформальной
группы зависит от влияния следующих факторов:

1. Размер группы. Численность
неформальной группы — один из важных факторов эффективности. Многочисленные
исследования показали, что оптимальная численность группы находится в диапазоне
от 3 до 12 чел. При численности членов от 3 до 5 человек наиболее просто
организовать коммуникации и общение внутри группы, однако персональная
ответственность за принятие решений возрастает, и члены группы выполняют, как
правило, несколько ролей.

Часть зарубежных исследователей
считает, что оптимальная численность группы — от 5 до 8 чел. В группах, имеющих
от 8 до 12 человек, больше высказывается точек зрения и возможных альтернатив
принятия решений. Однако сроки выработки решения увеличиваются, и снижается
возможность коммуникаций членов между собой за счет увеличения числа связей.

2. Состав членов. Состав членов
имеет немаловажное значение для эффективности работы группы и может быть
рассмотрен с точки зрения пола, возраста, профессии, личностных качеств и
интеллектуального уровня членов группы.

Под составом группы понимают
степень сходства личностей и точек зрения, подходов при решении проблем.
Группы, состоящие из непохожих людей с разными точками зрения, вырабатывают
больше качественных решений.

Для решения многих социальных и
производственных проблем предпочтительнее смешанные группы по полу, возрасту,
профессии, т.к. они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения,
проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные
решения. Близость личностных качеств членов группы также нельзя считать
фактором эффективности, т.к. включение в группу непохожих личностей часто сулит
большую результативность. Также следует признать, что интеллектуальный уровень
группы должен быть различным для выполнения операций с преимущественно
физическим или умственным трудом.

3. Групповые нормы. Нормы — это
неписаные правила поведения, регламентирующие, что должен и чего не должен
делать член группы. Они различаются по предмету деятельности и по субъектам,
которые эти нормы соблюдают. По предмету деятельности нормы разделяются на
нормы распределения ресурсов и благ; нормы, охватывающие различные аспекты
процесса работы; нормы межличностных взаимоотношений; нормы лояльности к
организации; нормы взаимоотношений с внешними субъектами; нормы внешнего облика
работников и др.

Было выявлено, что
производительность труда зависит, прежде всего, от тех групповых норм, которые
определяют межличностный статус каждого работника. Обнаружилось, что норма
выработки может повышаться или понижаться не только в зависимости от хорошей
или плохой работы, а прежде всего потому, что таково групповое мнение,
выразителем которого в группе является лидер.

Это означало, что в
профессиональной группе складывается своя неформальная структура межличностных
отношений, которая и определяет поведение каждого, кто считает эту группу
"своей".

Групповая норма
производительности может возрастать в несколько раз, если результаты работы
каждого влияют на успех остальных и зависят от их общего успеха.

4. Статус членов группы
определяется рядом факторов, среди которых старшинство в должностной иерархии,
название должности, распоряжения кабинета, образование, информированность,
накопленный опыт.

Члены группы с высоким статусом
способны оказывать больше влияния на решения группы, чем члены с низким
статусом. Но это не всегда ведёт к повышению эффективности. Человек с невысоким
статусом может предложить очень ценные идеи. Группа должна стремиться к тому,
чтобы в ней не доминировали идеи членов, имеющих высокий статус.

5. Распределение ролей. Важным
моментом в работе неформальной группы выступает рациональное распределение
ролей между её членами. Опыт проведения деловых игр в группах, показывают
целесообразность распределения ролей и выявления лидера, принимающего на себя
роль организатора группы.

Роль — это способ поведения
индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и
представлениями о должном. Роль, которую исполняет индивид, не всегда может
совпадать с ожиданиями других участников группы, а конфронтация ролей и
ожиданий приводит к спорам, конфликтам и ссорам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы