Педагогика Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. Сущность оценочной деятельности учителя 3
2. Функции педагогической оценки 9
3. Требования к оцениванию 13
Список литературы 18

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность оценочной деятельности учителя

Непосредственно понятие «оценочная деятельность учителя» возникло в середине 90-х годов XX века [1]. Однако вопрос оценочной деятельности педагога был предметом научных исследований и до этого времени. При этом в большинстве случаев при описании данной деятельности учителя применялись термины «оценка» и «оценивание».
Психолого-педагогические исследования по проблеме оценочной деятельности можно условно распределит на два блока. К первому блоку можно отнести исследования, которые осуществлялись до 90-х годов XX века, ко второму – исследования, проведенные позднее этого срока.
При анализе исследований, относящихся к тому или иному блоку, дифференцируются:
− понятия, применяемые для описания деятельности педагога;
− цели оценочной деятельности учителя;
− функции оценочной деятельности учителя;
− роль и место оценочной деятельности учителя в структуре его профессиональной педагогической деятельности;
− объект и предмет оценивания;
− результат оценочной деятельности учителя.
К первому блоку исследований до 90-х годов XX века можно причислить исследования Ю.Б. Зотова, В.В. Давыдова, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина. Теоретический анализ демонстрирует, что в данных исследованиях в большинстве случаев применяются термины «оценка» и «контрольно-оценочная деятельность» учителя. Главной целью контрольно-оценочной деятельности педагога ученые считают итоговый контроль и оценку деятельности каждого ученика по освоению им определенной темы учебной дисциплины.
К основным функциям оценочной деятельности учителя исследователи относят обучающую, воспитательную, диагностическую и контролирующую. Исследователи данной группы выдвигают гипотезу, что педагогическое оценивание и оценочные процессы в основном должны рассматриваться не как автономное явление учебно-воспитательного процесса школы, а как элемент гностической деятельности педагога, управленческой деятельности педагога и т.п. Они делают акцент на том, что контрольно-оценочная деятельность педагога представляет собой одну из ступеней обучающей деятельности педагога.
Исследователи делают акцент на том, что контрольно-оценочный этап направлен на интеграцию и систематизацию освоенных знаний, а также подведение определенных итогов деятельности учащихся над конкретной темой. Итогом контрольно-оценочного этапа педагогической деятельности педагога в данном блоке исследований выступает оценка знаний, умений и навыков школьника.
Ряд других ученых, таких как Ш.А. Амонашвили, Е.Д. Божович, Л.И. Божович, Г.Ю. Ксензова, В.М. Полонский, Н.В. Селезнев и др., указывают на то, что процесс оценки знаний, оценивание – самостоятельная деятельность педагога, сопровождающая его профессиональную деятельность. При этом данный тип деятельности называется обозначенными исследователями по-разному. Так Ш.А. Амонашвили (начало 80-х г. XX века) придерживается точки зрения, что оценка представляет собой деятельность оценивания, которая реализуется человеком. Педагог-новатор интерпретирует оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном» [2]. Главной целью оценки педагога Ш.А. Амонашвили считает обучение школьника тому, как самостоятельно оценивать собственный прогресс в учении. Среди функций процесса оценивания, педагог особенно выделяет стимулирующую функцию. С его точки зрения, оценивание – это интенсивный симулятор формирования мотивов учебной деятельности учащихся. В процессе оценки педагогу необходимо оценивать характеристики формируемых знаний, умений и навыков, выделять стратегии их совершенствования, демонстрировать эталон действия.
Главным средством оценки учителя выступают развернутые оценочные суждения. При этом Ш.А. Амонашвили фокусирует внимание на том, что отметка представляет собой итог процесса оценивания, его условно-формальное отражение [2].
Полонский В.М. (70-е годы XX века) трактует оценочно-контрольный вид деятельности педагога как процесс оценки знаний, который, в свою очередь, является систематическим и заключается в установлении соответствия сформированных знаний, учений, навыков тем, которые были заранее запланированы [6]. Характеризуя суть процесса оценки, данный исследователь дифференцирует в нем ряд элементов: постановку целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или иной путь отображения результатов проверки. С точки зрения В.М. Полонского, проверка и оценка знаний реализуют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Особое значение исследователь придает именно воспитывающим функциям. Рассматривая значение оценочной составляющей в учебно-воспитательном процессе, исследователь говорит о том, что проверка и оценка знаний являются обязательным компонентом данного процесса. При этом он особо выделяет то, что многосторонняя значимость педагогической оценки соответствует сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся.
Полонский В.М. выделяет несколько различных объектов контроля. Для одних педагогов объект оценки – фактический материал, которым овладели обучающиеся в ходе образовательной деятельности, для других – способность использовать полученные знания в практической деятельности, для третьих – способность проецировать полученные знания на новые условия задачи. Итогом оценки педагога выступает оценка обучающегося [6].
Исследования, которые реализовывались после 90-х годов XX века, также могут быть разделены на блоки. К первому блоку могут быть отнесены исследования, осуществленные в логике научной области «общая педагогика»; ко второму – исследования, реализованные в логике научной области «теория и методика профессионального образования». Анализ исследований данного промежутка времени продемонстрировал, что изучение проблем оценочной деятельности педагога в современной науке реализуется в рамках основных направлений.
Первое направление – это исследования, которые были реализованы совместно с исследованием профессиональной деятельности учителя (Н.В. Кузьмина, Е.В. Пискунова и др.); второе направление соотносится с исследованием профессионального педагогического образования (В.И. Жернов, В.А. Козырев, И.С. Ломакина, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.); третье направление – общего образования (Г.Ю. Ксензова, Н.В. Селезнев и др.). При этом оценочная деятельность учителя интерпретируется учеными или как автономная деятельность, или как ступень профессиональной педагогической деятельности, или как элемент профессиональной педагогической деятельности.
Так, Н.В. Селезнев (1997 г.) в своем исследовании формулирует понятие оценочной деятельности как активного взаимодействия субъекта с окружающей средой, ориентированное на установление качественной его неоднородности с позиции зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей [7]. Ученый концентрирует внимание на том, что оценочная деятельность – это специфическая, непрерывно развивающаяся форма человеческой деятельности, появившаяся одновременно с человеком и обладающая для него жизненно важным значением. Основной целью оценочной деятельности учителя, с точки зрения ученого, выступает формирование у обучающегося адекватной самооценки, дающей возможность с определенной степенью объективности замечать ценности как вне, так и внутри себя. Ученый описывает многоаспектный характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, вычленяя такие факторы, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта исследователь видит в формировании таких характеристик оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее абсолютное соответствие рассматриваемой ценности. Уровневый фактор, согласно его представлениям, состоит в совместной деятельности педагога и обучающегося с целью развития формирования самооценки последнего, при активном влиянии на него оценочной деятельности педагога, которая проявляется выражается в оценочном слове, оценочном суждении, характеристике и отметке учителя. Данные формы оценочной деятельности педагога направлены на формирование более полных конкретизированных представлений об успехах обучающихся. В осуществлении уровневого аспекта оценочной деятельности особое значение придается ее стимулирующей функции, которая может быть описана своеобразным отношением педагога к достижениям ученика с целью увеличить их. Селезнев Н.В. указывает, что типичным свойством оценочной деятельности в педагогическом процессе выступает её двусторонний характер: с одной стороны, реализуется оценочная деятельность педагога, с другой – учащихся. Соответственно, оценочная деятельность педагога и обучающихся в ходе их сотрудничества обретает значение необходимого составляющего компонента всех этапов целостного учебно-воспитательного процесса, а не представляет собой только завершающий его этап. Итогом оценочной деятельности педагога выступает оценочная культура школьника, ориентированная на установление необходимых для присвоения ценностей [7].
Вслед за Н.В. Селезневым, Г.Ю. Ксензова (1999 г.) в своем исследовании также применяет определение «оценочная деятельность учителя» [3]. Она придерживается точки зрения, что целью оценочной деятельности педагога выступает формирование у обучающихся адекватной самооценки. Исследователь обозначает особую функцию оценочной деятельности педагога – регулятивную. При этом автор особо выделяет тот факт, что существует непосредственная связь оценочной деятельности учителя и применяемой им технологии обучения. Соответственно, первое и основное отличие в содержании оценочных актов, реализуемых на базе разных педагогических технологий, по мнению автора, состоит в направленности на использование индивидуальных или общепринятых образцов. Рассматривая предмет оценочной деятельности, Г.Ю. Ксензова особо выделяет, что оцениванию должен подлежать уровень индивидуального прогресса обучающегося в режиме саморазвития. Таким образом, итогом оценочной деятельности учителя должна стать адекватная самооценка ученика [3].
Таким образом, анализ теоретических источников позволяет сделать вывод, что в настоящее время имеют место различные взгляды на сущность оценочной деятельности педагога. При всем многообразии мнений можно обозначить ряд главных свойств рассматриваемой деятельности, которые позволяют уточнить представления о ней. Так, оценочная деятельность является одновременно:
− обязательным компонентом профессиональной педагогической деятельности;
− новой по содержанию профессиональной задачей педагога;
− деятельностью, направленной на обеспечение условий для развития учащегося в целом и его самооценки, в частности.
Оценочная деятельность — это составляющая часть профессиональной деятельности учителя, основная функция которой состоит в стимулировании активности учеников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы