Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся Контрольная работа Педагогика/Психология

Контрольная работа на тему Процесс и структура самоопределения личности. Виды самоопределения, их основные характеристики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Процесс и структура самоопределения. 4
Глава 2. Виды самоопределения и их основные характеристики. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

  

Введение:

 

В современной научной литературе по психологии и педагогике часто рассматривается вопрос формирования личности и самоопределение. Это понятие давно привлекает интерес ученых и со временем становится только актуальнее. 
В толковом словаре Ожегова «самоопределиться» — значит определить свое место в жизни, в обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы.  В педагогической литературе этот термин является основой зарождения личности, фундаментом, на основании которого происходит формирование интересов, своего мнения, жизненной позиции и принципов. 
Очевидно, что изучаемое понятие очень сложно и многогранно, в этой связи можно предположить существование разных видов самоопределения. 
В русской философии феномен «самоопределения» рассматривали такие представители философской мысли, как Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Франк С.Л., Ильин И.А., Бахтин М.М.. Согласно их мнению, самоопределение это дарованная человеку Богом свобода. Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы. В русской философии этот феномен рассматривается как судьба, долг, предназначение, которое полностью зависим от желания и терпения. 
В психологической литературе об этом заговорили в начале ХХ века. Рубинштейн С.Л. отмечал, что самоопределение – свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленная детерминация, а механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации. Этот подход был развит Абульхановой К.А. 
Леонтьев А.Н. рассматривает самоопределение в связи с потребностью. Потребность создает общую направленностью деятельности, причем конкретизация этой направленности зависит от условий, в которых она протекает.
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П. Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания — осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейся личности», которая для авторов является синонимом «социально созревшей » личности.
Цель данной работы – изучить феномен «самопознания». 
Для достижения поставленной цели был выделен ряд задач:
• Изучить процесс самоопределения и его структуру;
• Изучить виды самоопределения и привести общую характеристику. 
Для выполнения работы были использованы современные источники российской и зарубежной литературы, философские и психологические труды, посвященные данной тематике. 
Самоопределение не прекращается всю жизнь, следовательно, его можно исследовать лишь в динамике, в направлении определения основных тенденций, а не как стабильный и завершенный процесс. Педагогическое и психологическое исследование проблемы самоопределения должно прежде всего быть связано с разработкой педагогических условий, обеспечивающих становление личности, от которых зависит дальнейшее позитивное самоопределение человека. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Самоопределение личности — созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение — длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров. За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др. Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.
Каждый человек в своей жизни хотя бы один раз сталкивается с проблемой самоопределения. И задумываться над этой проблемой приходится уже в школьные годы, когда молодой человек или девушка чаще всего еще очень смутно представляют себе свое ближайшее будущее. Сразу возникает множество различных вопросов: Кто я? Куда я движусь? В чем смысл моего существования? Какую профессию непосредственно выбрать для себя? Куда пойти учиться или работать дальше? Чтобы ответить на все эти и многие другие вопросы необходимо помнить, что не способных вообще людей нет. Каждый человек способен что-то делать и делать хорошо, надо только понять к чему он больше склоняется и к чему у него больше способностей. Для этого необходимо самопознание себя как личности, личности со своими индивидуально — психологическими особенностями, интересами, потребностями, личности выполняющей определенные социальные роли в жизни групп. Если одних интересуют специальности, связанные с техническими предметами, то другие склонны к предметам гуманитарным, третьи чувствуют в себе способность к общению с людьми, а четвертые интересуются миром творческих профессий. Каждый человек на своем месте сможет стать хорошим специалистом, если правильно и вовремя разглядит в себе свойственные только ему способности, чтобы в дальнейшем развить свои профессиональные качества. Установление сущности и закономерностей протекания целостного самоопределения является на сегодняшний день нерешенной задачей.
Целостное самоопределение личности это сложная, динамичная, управляемая система взаимообусловленных элементов, основу которой составляют: общая культура личности, специальные знания, навыки и умения, профессиональная направленность, другие ценности и нормы. Ценностное самоопределение личности вбирает в себя различные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы осознания личностью окружающего мира, настоящего и будущего, а также сущности своего «Я». Это обусловлено тем, что личность целостная, противоречивая, взаимообусловленная, сложная, динамическая система; факторы, оказывающие влияние на ценностное самоопределение личности, имеют определенную структуру, обусловленную многообразием, сложностью, неоднозначностью, спецификой деятельности индивида, и обеспечивают механизм взаимодействия и отношений с окружающей действительностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Процесс и структура самоопределения.
Говоря о самоопределении, мы имеем ввиду процесс формирования личности, его обдуманный выбор. Каждый человек имеет право выбора: своего места в семье, в работе, в творчестве и других аспектах жизни. Происходит осознание своих особенностей, способностей, возможностей. Устанавливаются критерии оценки себя, своих поступков, исходя из своего самоощущения и позиций, навязанных окружающих социумом.
Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, который развивается на протяжении всей его жизни. В детском возрасте человек начинает задаваться простыми вопросами о себе и окружающем мире. Как правило, ответы на эти вопросы лежат на поверхности и доступны каждому человеку. С возрастом происходит усложнение вопросов, задаваемых самому себе, и ответы на них становятся не столь очевидными и стандартными.
В процессе формирования личности, на каждого воздействуют внешние факторы, которые также меняются с течением жизни. В детском возрасте на формирование внутреннего мира и жизненных установок оказывают ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка. На следующем этапе взросления родители уходят на второй план, а на первый выходит авторитет более опытных сверстников или кумиров.
Особенно остро необходимость в самоопределении возникает на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Потребность появляется в результате поиска ответов на глобальные вопросы: «в чем смысл жизни?», «в чем смысл моего существования?». Как правило, это связано с осознанием процесса взросления и необходимостью выбора своего дальнейшего пути и своей профессии.
Личностное самоопределение в более раннем возрасте просто невозможно, поскольку это понятие неразрывно связано с самообразованием, самопознанием, самоактуализацией.
Структуру самоопределения можно представить в виде трех уровней:
1. Биологический – познание себя, как живого организма, особенностей своего тела, физических возможностей.
2. Социальный – познание своих возможностей в области знаний, своего места в обществе, позиций в социально-значимых процессах.
3. Личностный – связан непосредственно с внутренним миром человека, способностью организовать свою жизнь, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.
Все три уровня самоопределения неотделимы. Невозможно стать гармоничной личностью, если ты не осознаешь своего места в обществе, не нашел себя и не занял свою профессиональную нишу. Тоже самое происходит, когда человек, не воспринимая себя как уникальную личность, пытается познать свои возможности в области образования, не понимая в какую сторону ему двигаться, что естественно ведет к утрате мотивации. Такие люди не могут достичь чего-то и просто плывут по течению, обрекая себя на скучную серую жизнь.
Разобравшись в себе и своих приоритетах, человеку гораздо проще ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Правильная адекватная самооценка и мотивация, возможна лишь в том случае, когда человек четко осознает, что он хочет.
Таким образом, на уровне психологической теории самоопределение выглядит как социальное становление. Это механизм становления личности, который может развиваться только по воле самого субъекта. Таким образом, проблема самоопределения, это проблема общества и индивида, в которой содержаться разные аспекты и моменты его взаимодействия с внешним миром. На разных жизненных этапах это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками, все эти характеристики активно прорабатываются зарубежными и отечественными психологами, на основе данных разработок формируются разные психологические теории.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы