Контрольная работа на тему Контрольная работа по дисциплине: «История РПЦ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Патриарх Никон: реформатор русской православной церкви 5
Заключение 14
Список литературы 15
Введение:
Подъем Русского государства из разрухи Смутного времени в XVII веке вновь вывел на первый план государственной идеологии византийскую теократическую идею. Светские и церковные власти Руси стремились подтвердить преемственность. Одним из главных инициаторов реформ был патриарх Никон.
Актуальность работы обусловлена тем, что роль патриарха Никона в истории русской православной церкви невозможно переоценить и он является единственным, на данный момент, ее духовным реформатором.
Цель работы — охарактеризовать сущность реформаторской деятельности патриарха Никона и дать краткий очерк жизни этой незаурядной исторической личности, исходя из темы работы «Церковно-государственная деятельность патриарха Никона как воплощение его взглядов на патриаршее служение».
Историографический анализ источников и литературы: Историография вопроса Никоновских реформ изначально основывается на изданных издениях «Жития Патриарха Никона». В 2007 г. вышли в свет труды по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Патриарх Никон: История и современность», прошедшей в г. Саранске 27–28 октября 2005 г. на базе НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, – одноименный сборник материалов ; в Нижнем Новгороде – издание «Патриарх Никон: Рождённый на земле Нижегородской», подготовленное настоятелем Печерского Вознесенского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Затекиным) . Опубликованы статьи: в «Православном Приволжье» № 3 –Матвеева О. Миссионерская деятельность Патриарха Никона; Шмидт В. «Патриарх Никон: наследие Святой Руси; в «Имперском возрождении» № 4 – Он же. Дж. Биллингтон и Патриарх Никон: К идеологии американской политики в отношении славяно-россов; в «Обсерватории культуры» № 3 – Мурзин-Гундоров В.В. Герб Патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви.
В Санкт-Петербурге в серии «Лабиринты истории» К. Кожурин издал труд по апологии старообрядчества «Духовные учителя сокровенной Руси», в Москве Д.В. Калюжный и Яр.А. Кеслер – «Забытая история Московии: от основания Москвы до Раскола»; С.К. Севастьянова издала «Эпистолярное наследие Патриарха Никона: Переписка с современниками: исследование и тексты»; И.В. Поздеева, А.В. Дадыкин, В.П. Пушков выпустили первую книгу «Московский печатный двор – факт и фактор русской культуры 1652–1700 гг.: Исследования и публикации».
2008 г. ознаменован рядом материалов – вышли статьи в: информационно-аналитическом бюллетене РАГС «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» № 1 – Васильевой Е.Е., Кручинной А.Н., Заболотной Н.В. и Шмидта В.В.«Патриарх Никон: Традиция и современность: (Русское певческое искусство второй половины XVII – начала XVIII века)»; в журнале «Власть» – В. Шмидта «Патриарх Никон и его эпоха: Историко-философские аспекты государственной идеологии» и А. Тодорова «90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви: мистификация образа Патриарха Никона»; в 12-м выпуске сборника «Очерки феодальной России» – Л.А. Тимошиной «Грамоты Вселенских Патриархов 1682 г., привезенные П.Б. Возницыным, в делопрозводстве Посольского приказа и археографии».
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
— охарактеризовать историю жизни Никона до принятия им патриаршего сана и его путь к власти;
— определить сущность богослужебных реформ Никона, судьбу этих реформ и трагедию Никона как реформатора;
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, судьбу Никона во многом можно назвать трагической. Многие современники и простой народ его ненавидели, а отношение историков к нему до сих пор остается весьма противоречивым.
Став патриархом, Никон делает упор на укрепление могущества Российского государства через духовное послушание общества православной церкви, на освобождение духовной власти от светской. По его мнению, государственная власть должна была внешне признать главенство церковных учреждений и иерархов.
Патриарх осуществлял свои нововведения достаточно жёстко, не прислушиваясь к возражениям противников реформ. Не отдавая себе отчета в том, что народ уже открыто ропщет на своего патриарха, Никон упрямо шел напролом в деле ломки традиционных для Руси церковных обрядов.
Со временем растущие претензии Никона изменили отношение к нему царя, который видел связи церкви и государства иначе, чем патриарх. На Московском соборе 1666 года Никон был обвинен в хуле на царя и Русскую церковь, самоуправстве, жестокости по отношению к подчиненным, лишен сана и отправлен в ссылку.
К концу жизни Никон отходит от своих реформаторских идей и замыслов. Однако церковные реформы, начатые при Никоне, после его смерти продолжались в его же духе. От уговоров и ссылок власти стали переходить к жестоким наказаниям. Собор 1682 года наметил целую систему репрессий против старообрядчества. Так, в апреле 1682 года по царскому приговору один из вождей «староверов» — протопоп Аввакум и его сподвижники были преданы казни — сожжены. В тот год совершился окончательный поворот властей к политике подавления раскольников силой.
Фрагмент текста работы:
Патриарх Никон: реформатор русской православной церкви
Патриарх Московский Никон Никон ввел множество реформ, которые в конечном итоге привели к длительному расколу, известному как «Раскол в русской православной церкви». В течение многих лет он был доминирующей политической фигурой, часто даже затмевая царя. Его литургические реформы были непопулярны среди консерваторов. В декабре 1666 года Никон был осужден синодом церковных чиновников, лишен всех своих санов и понижен до статуса простого монаха.
Сын мордовского крестьянина по имени Мина, он родился 7 мая 1605 года в деревне Вальманово, в 90 верстах (96 км) от Нижнего Новгорода . Его мать умерла вскоре после его рождения, а его отец женился снова. Его мачеха плохо обращалась с ним. Он научился читать и писать с приходским священником. В возрасте 12 лет он убежал из дома в Макарьевский монастырь, где до 1624 года оставался послушником. Затем он вернулся домой по настоянию родителей, женился и стал приходским священником в соседней деревне. Его красноречие привлекло внимание некоторых московских купцов, которые приезжали в этот район из-за знаменитой ярмарки, проходившей на территории Макарьевского монастыря. Благодаря их усилиям его пригласили служить священником в многолюдном приходе в столице. Он служил там около десяти лет. Между тем, к 1635 году его трое маленьких детей умерли. Он увидел это как провиденциальный знак и решил стать монахом. Сначала он уговорил свою жену принять постриг, а затем ушел в пустынный скит на острове Анзерский в Белом море. Став монахом, он принял имя Никон. В 1639 году он поссорился с настоятелем отца и бежал из монастыря на лодке: разразилась буря и его лодку выбросили на берег на острове Кий, где он позже основал великий монастырь. В конце концов он достиг Кожеозерского монастыря в Новгородской епархии, где он стал настоятелем в 1643 году.
В этом качестве он посетил Москву в 1646 году, с поклоном для юного царя Алексея I, как это было принято в то время. Алексей был весьма впечатлен Никоном и назначил его архимандритом или настоятелем Новоспасского монастыря в Москве. Этот монастырь был особенно важен дому Романовых.
Во время своего пребывания там Никон стал тесно связанным с особым кругом, которым руководил духовник царя Стефан Вонифатьев и священники Иван Неронов и Аввакум Петрович (все, как и он, выходцы из Нижегородской области). Эта группа священников стремилась оживить церковь путем установления более тесного контакта с массой верующих, и они также стремились очистить религиозные книги и ритуалы от случайных ошибок и римско-католических влияний. После Смутного времени члены Церкви полагали, что проблемы того времени были проявлением гневного Бога, рассерженного отсутствием религиозности у русского народа. Группа призывает к возрождению русской православной веры и обновлению религиозного благочестия масс .