Контрольная работа на тему История
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА 4
2. ПРОСЛАВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПОБЕДЫ В КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ В ЛИТЕРАТУРЕ XV ВЕКА. СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕТОПИСНЫХ СВОДОВ В ГОРОДАХ 8
3. РАСЦВЕТ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ. ХУДОЖНИКИ А. РУБЛЕВ И Ф. ГРЕК 12
4. РАЗВИТИЕ ЗОДЧЕСТВА. СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕМЛЯ В МОСКВЕ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Введение:
Актуальность темы данной работы заключается в том, что культурное развитие русских земель в XIII—XV вв. было чрезвычайно важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения местных культур. Завершение этого процесса относится к концу XV века.
В пределах рассматриваемого периода можно выделить два этапа историко-культурного процесса. Первый из них (примерно до середины XIV столетия) отмечен заметным упадком в различных сферах культуры. Со второй половины XIV в. начинается второй этап этого процесса. Он отмечен подъемом русской культуры, обусловленным успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве, которая явилась важной вехой на пути освобождения страны от иноземного ига. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. При сохранении существенных местных особенностей идея единства Русской земли становится ведущей.
Целью данной работы является изучение русской культуры XIII-XV веков.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить развитие русской литературы в XIII веке;
— охарактеризовать источники русской литературы XV века, прославляющие победу в Куликовской битве;
— рассмотреть развитие русской живописи в рассматриваемом периоде времени;
— проследить особенности развития зодчества в XIII-XV веках.
Заключение:
В середине XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, что имело катастрофические последствия для ее экономики и культуры. Оно сопровождалось истреблением и уводом в плен значительной части населения, уничтожением материальных ценностей, разрушением городов и селений. Установившееся на два с половиной столетия золотоордынское иго, частые набеги завоевателей, приводившие к новым опустошениям, систематическое выкачивание материальных средств в виде дани — все это создало крайне неблагоприятные условия для развития экономики и культуры.
Одним из самых тяжелых последствий нашествия и установления ига было резкое ослабление городов, от развития которых зависел общественный прогресс в средневековую эпоху. Разрушение городов, подрыв экономики замедлили темпы их развития.
Но завоеватели, причинив огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее. Культура Руси, возрождавшаяся на базе прочных традиций, которые были созданы в домонгольский период, сохранила свой национальный облик, оставаясь европейской по типу и направленности. Монголо-татары ничем не обогатили ее. Как заметил А. С. Пушкин, монголо-татары не походили на мавров. Они, завоевав Русь, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Их влияние было весьма незначительным и ограничилось заимствованием некоторого количества восточных слов, отдельных мотивов в прикладном искусстве, элементов одежды. Не обнаруживается никаких заимствований у монголо-татар ни в общественной мысли, ни в литературе, ни в живописи, ни в архитектуре.
Фрагмент текста работы:
. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА
K началу XIII в. древнерусская литература уже обладала сложившейся системой жанров, древнерусские авторы были хорошо знакомы с обширных кругом классических произведений византийской литературы и литературы южных славян.
Почти в каждом из жанров были созданы произведения, которые сами являлись образцами, достойными подражания, и определили дальнейшее развитие данного жанра на русской почве. Сложились литературные стили, и древнерусские книжники не уступали теперь в искусстве слова византийским или болгарским авторам.
Не только Киев и Новгород, но и Владимир, Смоленск, Галич, Чернигов и многие другие города стали центрами книжного дела, летописания, имели большие библиотеки. Активное развитие городской культуры, на первых порах концентрировавшейся вокруг княжеских резиденций, монастырей или соборов, было надежным залогом обмирщения культуры, сближения литературы с эпосом, расширения круга не просто грамотных, но и широко образованных, «книжных» людей.
Сходные, но более интенсивно протекавшие процессы мы наблюдаем в странах 3aпaднoй Европы в течение XIII—XIV вв. при этом и на Руси были все предпосылки для подобного же развития городской культуры: Русь также обладала основным корпусом христианской книжности, также познакомилась с «мировыми сюжетами» в их эллинистической транскрипции («Александрия», предания о Троянской войне, некоторые античные мифы), также шла по пути сближения своего исторического эпоса с книжной христианской культурой (пример тому — «Слово о полку Игореве»).
Появляются слова и поучения дидактического типа в поучении к духовному чаду, где автором является Григорий Философ, также известный как «Георгия черноризца Зарубскыя пещеры». Также появляются риторика в словах, например, в «Слово святых апостол, иже от Адама во аде к Лазарю».
В киевской письменности появляется новый жанр «проложные статьи», где описывается жития князей, они отличаются насыщенным фактическим материалом; продолжают развитие летописно-агиографические статьи. Создаётся книга-сборник Пролог. Создан Киево-Печерский патерик, который напомнил русским о былой мощи Киевского государства и нёс идею единства Русской земли.
Примером сохранения в XIII веке традиций торжественного и учительского красноречия являются наставления («Слово о маловерии» и др.) Серапиона Владимирского.
Словом, XIII век обещал древнерусской литературе новый, значительный шаг вперед. Но ничего этого не произошло. Катастрофа монголо-татарского нашествия насильственно прервала развитие русской культуры и в значительнейших размера уничтожила достигнутое.
Особняком стоит короткий период монголо-татарского нашествия и начала ига — с середины XIII по середину XIV в., когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск: о взятии Владимира-Залесского, «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о битве на Калке.
Незадолго до Калкской битвы прозвучал призыв автора «Слова о полку Игореве» к князьям прекратить феодальные распри и объединиться для совместной борьбы с внешними врагами Русской земли. Однако призыв этот остался втуне: несогласованность действий князей, принимавших участие в сражении на Калке, привела к поражению русских.
Не послужила уроком и битва на Калке: феодальные разногласия, отсутствие единого руководства борьбой с иноземными захватчиками разобщали борьбу отдельных княжеств с врагом и во время нашествия Батыя.
В летописных повестях о битве па Калке (наиболее полные из которых дошли до нас в Лаврентьевской и Новгородской первой летописях) появление па Русской земле монголо-татар характеризуется как предвестье конца мира, поражение па Калке расценивается как самая ужасная катастрофа во всей истории Русской земли: «И бысть победа на все князи русстии, ака [какая] же не бывала от начала Русьской земли никогда же».
Жестокость и беспощадность монголо-татар по отношению к русским воинам, к мирному населению завоеванных городов и целых княжеств проходит красной нитью и через все рассказы о Батыевом нашествии на Русь.
В какой-то степени подобного рода описания несут на себе отпечаток литературно-поэтической гиперболизации, но в основе этой гиперболизации лежали реальные события. Объективность русских источников подтверждается сообщениями нерусских историков и писателей, высказываниями о своей военной политике самих монголо-татар.
Большое развитие получила житийная литература, ряд произведений которой пронизан актуальными публицистическими идеями. Церковная проповедь в них сочеталась с развитием мысли о главенствующей роли Москвы и о тесном союзе княжеской власти и церкви (причем первенствующее значение отводилось церковной власти) как главном условии усиления Руси.
В житийной литературе находили отражение и специфически церковные интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами великокняжеской власти. Публицистический характер носило «Житие митрополита Петра», написанное митрополитом Киприаном, который усмотрел общность судьбы митрополита Петра, не признанного в свое время тверским князем, со своей собственной судьбой, а также и со своими сложными взаимоотношениями с московским князем Дмитрием Ивановичем.
В житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический, или экспрессивно-эмоциональный стиль. В текст вводились пространные и витиеватые речи-монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера.
Большое внимание уделялось описанию чувств героя, его душевного состояния, появлялись психологические мотивировки поступков действующих лиц. Экспрессивно-эмоциональный стиль достиг вершины своего развития в творчестве Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.
Литература 14 сжимается до одной темы — темы монголо-татарского вторжения, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументального стиля предшествующего периода приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.