Контрольная работа на тему Электронная почта: правовая оценка проблем ее использования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Правовые аспекты контроля электронной почты 4
2. Аспекты правовых нюансов контроля электронной почты сотрудников 9
3. Электронное письмо как доказательство 11
4. Проблемы управления электронной почтой 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение:
Электронная почта является наиболее популярным в развитых странах мира способом обмена информацией и документами. В России электронная почта уже стала столь же привычным инструментом деловой деятельности, как телефон и факс, и все более активно используется в практике работы государственных органов. Организациям не стоит закрывать глаза на про-сходящие перемены, тем более что переписку по электронной почте наши отечественные суды уже начали принимать в качестве доказательств. Разрабатывая инструкцию по делопроизводству для своей организации, важно учесть предписания действующих законов и подзаконных актов.
А государственные структуры в этом смысле имеют гораздо меньшую свободу действий, чем коммерческие организации, – их деятельность регламентируется более жестко. В идеале законодательство должно быть максимально «технологически нейтральным», позволяя организациям самостоятельно выбирать наиболее приемлемые для них технологии работы.
Главное, что надо иметь в виду: электронная почта – не вид документов, а способ их доставки. Документы, поступившие по электронной почте, должны обрабатываться по тем же принципам, что и документы, поступающие по другим каналам. Поэтому иногда достаточно в инструкции написать о том, как поступившие по электронной почте документы включаются в общий поток обработки.
Законодательство не устанавливает каких-либо специальных технологических требований к данному виду доставки информации, что в принципе способствует все более широкому применению электронной почты и росту ее доли в деловой переписке государственных и коммерческих организаций. Соответственно, ведомственные внутренние нормативные акты, в том числе и инструкция по делопроизводству, должны учитывать существование этого канала поступления и отправки документов.
Заключение:
За последние годы в нашей стране произошли достаточно существенные изменения в использовании электронных документов в деловой деятельности и в государственном управлении. В качестве документов все чаще принимаются не только электронные сообщения, подписанные электронной цифровой подписью (ЭЦП), но и те, которые снабжены лишь простой электронной подписью. Появились первые требования к обеспечению сохранности электронной переписки, хотя каких-либо единых требований пока не установлено ни на законодательном, ни на нормативном уровне. При этом потребности компаний в организации хранения своей деловой переписки постоянно возрастают.
С точки зрения теории, электронная почта – это именно способ доставки. Сообщение электронной почты ничем не отличается от полученного по обычной почте пакета, который может содержать как документы, так и не-документы. Сроки хранения пришедших по обычной почте документов зависят от их содержания, и те же принципы используются при установлении сроков хранения сообщений электронной почты. При сохранении электронной почты в качестве доказательств ключевым моментом является обеспечение аутентичности сообщений, их целостности и пригодности к использованию.
Для обеспечения аутентичности необходимо обеспечить сбор доказательств, подтверждающих, от кого и в какое время поступило сообщение. Эти данные содержатся в квитанциях о доставке и служебной информации, содержащейся в самих сообщениях.
Целостность можно обеспечить посредством сохранения всех составных частей сообщения электронной почты с использованием контрольных сумм и/или средств криптографии, что дает возможность доказать, что с момента получения (а еще лучше – с момента отправки) сообщения не модифицировались.
Фрагмент текста работы:
1. Правовые аспекты контроля электронной почты
Электронная почта на сегодняшний день — это дешевый и удобный канал связи для приобретения информации извне и способ ее распространения между сотрудниками компании. Она разрешает оперативно управлять бизнес-процессами, но вместе с тем есть одним из наименее защищенных ресурсов корпоративной информационной системы.
Отсутствие контроля над применением электронной почты сотрудниками компании со стороны руководства или сотрудников службы безопасности вызывает ряд нешуточных проблем: утечка конфиденциальной информации, распространение по локальной сети организации компьютерных вирусов и спама, применение сотрудниками корпоративной почты в собственных целях. Последнее повергает к утрате сотрудниками рабочего времени, перегрузке каналов передачи информации и, как результат, неоправданному росту стоимости их содержания. Для решения данных проблем нужно применить комплекс организационно-технических мер контроля корпоративной электронной почты.
Надобность введения собственно комплекса мер определена тем, что одни лишь организационные меры не результативны . Мало образовать политику применения корпоративной электронной почты, издать приказ или распоряжение, ознакомив с положениями данных документов сотрудников под роспись, нужно еще иметь возможность контролировать осуществление сотрудниками данных директив техническими средствами, которые подключают в себя контроль содержимого писем и ведения архива переписки по электронной почте.
Но в данном случае руководство компании встречается с другим риском — юридической ответственностью в части легальности проверки почтового трафика и правом сотрудников на тайну частной переписки.
Согласно Конституции РФ (ст. 23 Конституции РФ), «любой гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений. Ограничение данного права допускается лишь на основании судебного решения» .
Собственно на данную статью чаще всего ссылаются сотрудники, если появляется вопрос о правомерности контроля переписки, ведущейся по корпоративной электронной почте, телефонных переговоров сотрудников, посещения ими тех или других Интернет-сайтов со стороны работодателя. То есть законодательство РФ не дает работодателю права контролировать переписку сотрудников и не предусматривает возможностей нарушать ее конфиденциальность. При появлении конфликтных ситуаций по вопросам применения корпоративной почты сотрудники компании чаще всего ссылаются на ст. 138 Уголовного кодекса РФ, которая гласит: «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или других сообщений граждан карается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, или обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, или исправительными работами на срок до одного года» .
То же действие, свершенное лицом с применением служебного положения или особых технических средств, предназначенных для негласного приобретения информации, карается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, или обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, или арестом на срок от двух до четырех месяцев.
Все-таки абонентом телефонной сети, уплачивающим переговоры, есть организация — юридическое лицо, а совсем не ее сотрудники. То же относится и к вопросам применения электронного почтового ящика. Тем не менее, многие сотрудники склонны анализировать данные ресурсы, предоставленные им организацией в качестве инструмента для решения служебных задач, как элемент своей личной жизни.
Работодатель правомерно полагает, что корпоративная электронная почта принадлежит компании. Она обязана применяться сотрудником лишь для осуществления им служебных обязанностей, и не назначена для ведения индивидуальной переписки. Работодатель уплачивает почтовый трафик, применяемый сотрудниками в индивидуальных целях, и их рабочее время, истраченное на личное общение. Он же будет нести уроны в случае утечки конфиденциальной информации. Все это и изъясняется желанием владельца компании проверять принадлежащий компании ресурс.
Федеральный закон Российской Федерации дает работодателю право проверять каналы вероятной утечки конфиденциальной информации, в том числе и электронную, почту сотрудников. В частности, ст. 10 ч. 4 ФЗ РФ от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» гласит: «Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе использовать при надобности средства и методы технической защиты конфиденциальности данной информации, иные, не возражающие законодательству Российской Федерации, меры» .
Приведем еще ряд законов, которые работодатель может применить в случае надобности отстаивания своих прав:
— Закон РФ от 21.07.03 №5485-1 «О государственной тайне».
— ФЗ от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
— ФЗ 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».