Контрольная работа Педагогика/Психология Психология

Контрольная работа на тему Биологические и социальные аспекты агрессивности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1.1. Психологические подходы к исследованию проблемы агрессии 2
1.2. Биологические аспекты агрессивности 6
1.3. Социальные аспекты агрессивности 12
Выводы. 16
Список литературы 17

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная психология представлена различными подходами и направлениями, затрагивающими проблемы агрессии. Агрессия рассматривается с точки зрения психоаналитического, подхода (З. Фрейд), фрустрационной теории (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский), теории социального научения (бихевиоральной) (А. Бандура Б.,Э. Торндайк, Дж. Уотсон), гуманистического направления (К. Роджерс, В. Франкл, Ф. Перлз), теорий биологической обусловленности (М.И. Буянов, А.Е. Личко), биологической и социальной обусловленности (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), когнитивной теории (Л. Берковиц) и т.д.
Агрессия — это определенное поведение, являющееся следствием сложных эмоциональных состояний, обусловленное биологическими, мотивационными, психофизиологическими предпосылками. Агрессивность и ее частное выражение — враждебность — представляют собой совокупность эмоционально-мотивационных компонентов, проявляющихся в готовности индивида к агрессии. Агрессивность может быть устойчивой и ситуационной личностной тенденцией.
В настоящее время ведутся споры относительно приоритетной роли социальных и биологических факторов в развитии агрессивности.
Агрессия – это биологическая форма реагирования на условия окружающей среды в его активном приспособлении к этим условиям. Агрессивные тенденции являются врожденными и передаются по наследству в виде генетической информации. С биологической точки зрения агрессия – это реакция адаптации организма в ответ на угрозу витальным потребностям организма. В соответствии с теорией социального научения агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Особенности поведения ребенка развиваются посредством подражания моделям.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Психологические подходы к исследованию проблемы агрессии

В настоящее время в современной науке не существует однозначной трактовки понятия «агрессии». Агрессия в широком смысле трактуется с позиций поведения, предполагающего нанесение физической либо моральной травмы другому человеку, с применением угрозы в его адрес, либо оказанием деструктивного воздействия на группу. Агрессия – (от латинского «нападение, приступ») – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее общественным нормам и правилам, способное причинить моральный и физический вред объектам агрессии. Агрессивность – устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессивному поведению [17].
А.А. Реан под агрессией подразумевает намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому, а «агрессивность» определяется как свойство личности, предполагающее готовность индивида к агрессии [14, с. 28]. Анализ научной литературы по проблеме выявления природы агрессии позволяет выделить следующие направления.
Первое направление основано на изучении биологических основ агрессивного поведения и связано с выявлением биохимических и гормональных механизмов, воздействующих на его развитие (М.И. Буянов, А.Е. Личко [10]).
Второе направление агрессивные проявления рассматривает с позиций устойчивой готовности индивида осуществлять деструктивные действия, обусловленные вытесненные малоосознаваемые переживания (З. Фрейд [18]). Активизация агрессивного поведения обусловлена внутриличностным конфликтом (В.Н. Мясищев), неполноценным развитием образа «Я» (К. Бютнер [4]).
Представители третьего подхода — бихевиорального — в качестве итога социального научения рассматривают контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение (А. Бандура). А. Бандура [2] считал, что у агрессивных родителей и бывают агрессивные дети.
Четвертое направление агрессию определяет как реакцию на фрустрацию — интенсивность негативных эмоциональных состояний ведет к утрате эмоционального контроля и снижению порога агрессивных поведенческих реакций — «фрустрация всегда ведет к какому-нибудь проявлению агрессии» (Дж. Доллард, С.Д. Озеровский).
С точки зрения психоаналитического подхода подавление изначально врожденных неосознанных влечений вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения. З. Фрейд [18], как представитель психоаналитической концепции речевой агрессии, теории влечений, проявление агрессии определяет в качестве врожденного инстинкта, обусловленного инстинктами самосохранения.
К. Лоренцом отмечается, что помимо врожденного инстинкта борьбы, живые существа способны и подавлять собственные агрессивные устремления, что определяет агрессию как следствие врожденных сил с возможностью ее ослабления и обеспечения контроля за подобными проявлениями [11]. Д. Доллард [1] агрессию признавал следствием фрустрации.
Подход Э. Фромма к агрессии заключается в рассмотрении агрессии в качестве мазохистского влечения к страданию. Проблемы агрессии ученый рассматривал во взаимосвязи с социальным характером человека — обществу принадлежит огромная роль в формировании у индивида определенного отношения к насилию [19]. К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, характеризующихся проявлением агрессии, связывала их с базисной тревожностью личности [20]. Агрессия трактовалась ученой как один из типов психологической защиты, продиктованной стремлением к безопасности.
Когнитивная теория агрессии (Л. Берковиц) в качестве источника ее развития рассматривает эмоциональные и когнитивные процессы. Агрессию ученый рассматривает как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» [3]. Представители гуманистического направления — К. Роджерс [15], Ф. Перлз [13] агрессию и насилие рассматривают в соответствии с вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора.
Традиционный подход к анализу проблемы, в рамках которого выделяются теории биологической и социальной обусловленности агрессии (С.Н. Ениколопов, М. Косаевский), основанный на соотношении биологических и социальных факторов в этиологии агрессивного поведения [6, с. 65].
Классификация, построенная по принципу признания или отрицания возможностей контроля и сдерживания агрессии (Т.Г. Румянцева), выделяющая: теории, связанные с «истощением и отводом спонтанно проистекающей агрессивной энергии»; теорией физиологического контроля за агрессией; теории социального контроля и сдерживания агрессии [16, с. 250]. Т.Г. Румянцевой и И.Б. Бойко агрессия рассматривается как форма социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, однако тенденция к агрессии формируется при следующих условиях: в ситуации наличия отрицательных для индивида последствий и при нарушении норм поведения [16, с. 250]. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия.
Агрессия определяется как неотъемлемая динамическая характеристика активности и адаптивности индивида, следовательно, отсутствие агрессивности становится причиной пассивности, конформности. С другой стороны, чрезмерное проявление агрессивности способно привести к развитию социально неодобряемых форм поведения.
В соответствии с исследованиями С.Л. Колосовой [8], Н.М. Платонова, следует различать понятия «агрессии» и «агрессивности». Агрессия трактуется учеными как индивидуальное либо коллективное поведение, которое направлено на нанесение физического либо психического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
П.А. Ковалев агрессивность определяет как устойчивый набор личностных качеств, способствующих совпадению потребности и цели насильственного поведения, и считает, что агрессивные действия детерминированы агрессивностью, рассматриваемой в качестве психологического свойства личности, К.К. Платонов агрессивность определяет как психическое явление, выраженное стремлением к причинению насильственных действий в процессе межличностного взаимодействия. По мнению Н.Д. Левитова агрессия рассматривается и как психическое состояние [9, с. 67]. А.А. Реаном [14] под агрессивностью понимается личностное свойство, выражаемое готовностью к агрессии. Закладка агрессивности происходит в период детства, при этом агрессивность превращается в устойчивую черту характера и способна сохраняться в течение всей жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы