Эссе на тему Зависит ли счастье человека от его мировоззрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема понимания, что такое счастье, волновала как античных философов, так и современного человека. Счастьем является какое-то состояние, однако для каждого оно субъективно и единого понимания этого состояния нет. Отсюда – различие философских подходов и теорий, в рамках которых счастье рассматривается в единстве блага, свободы и деятельности.
Задаваясь вопросом о том, зависит ли счастье от мировоззрения, возникает необходимость понять, что представляет собой мировоззрение. Анализ источников показывает, что это достаточно пространственная категория, имеющая субъективный характер. Вместе с тем понятно и то, что мировоззрение – некоторый ориентир человека, который ведет его по жизни.
И счастье, и мировоззрение – это понятия, которые каждым человеком понимаются по-своему. И то, и другое человек может искать на протяжении всей жизни. Взаимосвязь счастья и мировоззрения, кроме субъективности, просматривается с точки зрения необходимости каждому человеку обладать опорой для достижения фундаментального успокоения. Поэтому понять, зависит ли счастье от мировоззрения, обозначает построение жизненной траектории и формирование определенной картины мира, что важно для целостного развития личности. Мы полагаем, что контекст современной жизни, неопределенности человека и потери жизненных ориентиров, причиной которым является перенасыщенность информационного фона, актуализирует рассмотрение проблемы счастья и мировоззрения в ракурсе понимания того, является ли человек со сформированными жизненными взглядами счастливым. Таковым является актуальный вопрос данного исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы определить грани счастья и мировоззрения и определить зависимость данных категорий друг от друга.
Термины
Для того, чтобы понимать зависимость счастья от мировоззрения, необходимо рассмотреть эти дефиниции в отдельности друг от друга. В частности, наибольший интерес представляют античные философские взгляды. К примеру, в этике Аристотеля под счастьем понимается добродетельное поведение, которое доставляет удовольствие. С точки зрения Эпикура счастье – это благо, которое даруется человеку и которым он стремится обладать. Для Демокрита счастье состоит в спокойствии души и умеренности дарованных благ. По мнению Антисфена счастье – способность к независимому существованию человека. Учитывая эллинистический подход, в котором счастье связано с получением удовольствия, с удовлетворением, и восточную философию, где счастье всегда нематериально, можно отметить, что счастье представляется как внутреннее деятельностное стремление личности, опосредованное категориями высшего смысла. На основании этих воззрения мы полагаем, что счастье связано с благом и свободой, которые являются внутренне ощущаемой самоцелью личности.
Мировоззрение Ф. Шлейермахером понималось как «мыслимая совокупность знаний, опыта и представлений о мире и человеческом бытии, основанная на мышлении, чувстве, воле и действии человека». Г. Гегель мировоззрение трактовал как «способ предметного бытия индивида в мире, который невозможен без деятельной реализации мировоззренческого сознания». Мировоззрение можно рассматривать как систему предметных представлений, в основе которых лежит чувство и воля.
Терминологический обзор, рассмотрение понятий счастья и мировоззрения и сделанные на этой основе выводы позволяют представить четыре аргументированных позиции относительно зависимости счастья человека от его мировоззрения, которые представлены в основной части работы.
Заключение:
Проведя анализ категорий счастья и его мировоззрения, мы вывели несколько аргументированных взаимосвязей, основанных на развитии философской мысли. Первый аргумент основан на том, что взаимосвязь счастья и мировоззрения просматривается в единстве свободы воли и чувственного восприятия действительности, тогда как постижение высшего смысла просматривается как установление знания – мировоззрения. Второй аргумент – достижение счастья происходит через деятельность, которая позволяет сравнивать как различные грани счастья, так и состояние несчастья, результат сравнения – установление мировоззрения. В качестве третьего аргумента мы заключили, что счастье является деятельностным процессом формирования мировоззрения. Четвертый аргумент – процесс формулирует чувственное мировосприятие, которое складывается в фундаментальное мировоззрение.
Отвечая на вопрос исследования о том, зависит ли счастье человека от его мировоззрения, мы приходим к выводу, что мировоззрение от счастья зависит гораздо больше, но, с оговорками. Такая зависимость будет прослеживаться тогда, когда счастье – это не материальные блага, а блага внутренней удовлетворенности. То есть, счастье – это результат внутреннего формирования личности. Мировоззрение, как установление фундаментальной знаниевой позиции в картине мира, является высшим жизненным ориентиром. Истинное достижение этого ориентира невозможно без постижения счастья, поскольку в случае, если счастье не прочувствовано, поиск мировоззренческого стержня все время продолжается, и этот поиск основан на все том же сравнении, на котором происходит установление состояния счастья. Соответственно, когда у человека сформировано определенное мировоззрение, он испытывает счастье. В этом прослеживается двусторонняя взаимосвязь.
Фрагмент текста работы:
В выведенных понятиях мы видим зависимость. Прежде всего, в счастье выделена свобода, тогда как в мировоззрении – воля; в счастье – внутренне ощущение, а в мировоззрении – чувство. В счастье – высший смысл, а в мировоззрении – представления о бытии. Безусловно, и в счастье, и в мировоззрении свобода воли и чувственное восприятие являются основными ориентирами, а высший смысл постигается через систему представлений: какое-то знание, которое становится мировоззренческим ориентиром, основным утверждением в картине мира.
Знание, рассматриваемое как понимание, осведомленность, результат познания, коррелирует с мировоззрением, установление которого невозможно без осведомленности и глубокого понимания различных жизненных процессов и их философского обоснования. Мы представляем, что счастья можно достичь только тогда, когда есть возможность понять, что такое несчастье. На основе сравнений формируются определенные взгляды, которые оформляются в установленное мировоззрение.
Учитывая то, что путь к счастью является деятельностной категорией, он состоит в постижении шагов, приносящих удовольствие личности и благо обществу. Под шагами мы понимаем постепенное приобретение знаний, опыта и представлений о мире. Постепенное постижение какого-то фундаментального знания позволяет формулировать мировоззренческие взгляды, совокупность которых складывается в полноценную мировоззренческую систему. И в этом смысле счастье – это процесс формирования мировоззрения.