Эссе на тему «Речевое поведение — визитная карточка человека в обществе» (Т.Г. Винокур)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 13
Введение:
Неповторимой
нашу речь делает ее индивидуальный характер. Существенные языковые изменения в
большинстве случаев вытекают из речевых отклонений, так как взаимосвязь языка и
речи не подлежит сомнению. Поэтому выражение, что язык творит речь и сам
творится в речи, является истинным для любого из человеческих языков.
Одной из
основных функций речи является коммуникативная, поскольку возникновение
человеческой речи есть результатом необходимости вступить в общение с кем-либо
или сообщить что-либо. Непосредственно через речь происходит контакт говорящего
и слушающего.
Естественно,
что коммуникационный аспект речи вызывает интерес у исследователей языковых и
связанных с ними явлений, поскольку интересен сам факт речи как формы поведения
человека, в которой проявляются его характер, отношения с другими людьми и
жизненные позиции.
Так как без
общения немыслимы процессы социализации, развития человека как личности,
межличностные контакты, а также многая другая деятельность, в которой усвоение
информации и обмен ею является необходимой составной частью, то не удивительно,
что проблемы общения привлекали внимание исследователей различных отраслей
знаний. Образование единой мировой экономической системы, достижения
научно-технического прогресса способствуют развитию и усложнению связей между
различными регионами мира, а появление необходимости решения глобальных проблем
современности выдвинули вопросы общения между народами на первый план.
К
определению общения исследователи подходят по-разному, так одни (А.А. Леонтьев,
Е.В. Сидоров) считают общение одним из видов речевой деятельности. Такую точку
зрения они объясняют присутствием в общении всех элементов, которые свойственны
деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.).
Подход к
общению как коммуникативному процессу мы находим у таких исследователей как Н.
Винер, Р.А. Максимова, Б.А. Родимов, К. Шеннон и др. Они представляют общение
как процесс передачи информации между людьми или группами людей по разным
каналам и при помощи различных средств коммуникации (вербальных, невербальных и
др.).
Таким
образом, мы можем определить речевое поведение, как использование языка людьми
в многообразии реальных жизненных ситуаций с индивидуальным набором
предпочтений, при помощи которых отправитель сообщения автоматически подбирает
определенные языковые средства, которые необходимы ему для выражения мыслей,
намерений, желаний и т. п.[4, 37]
Следует
отметить различие особенностей речевого поведения людей в социально
ориентированном обществе и в межличностном общении. Прежде всего, в социальном
взаимодействии речевая деятельность носит отчетливо выраженный обслуживающий
характер, так как речь в данном случае всегда подчинена внеречевой цели и
направлена на организацию совместной деятельности людей.
Своеобразие
речевого поведения каждого отдельного человека обусловлено рядом особенностей,
связанных с его воспитанием, обучением, местом рождения и жительства, средой, в
которой происходит его общение и, естественно, индивидуальными чертами
характера личности.
Целью данной
работы является рассмотрение особенностей межличностного речевого поведения и
влияние социальной роли и статусов на речевое поведение субъектов коммуникации.
Для решения
данной цели нам необходимо решить ряд задач, среди которых:
– рассмотреть
особенности речевого поведения;
–
проанализировать влияние «социальных ролей» и статусов на речевое поведение.
Заключение:
Чаще всего взаимодействие между людьми происходит через общение.
Формулируя свое высказывание для передачи другому, человек руководствуется
множеством факторов. К самым важным из них следует отнести культуру народа,
особенности его языка и традиций, уровень воспитания, развития и образования человека,
с которым предстоит общение.
Всегда нужно помнить, что речь существует не ради красивых слов и
словесных конструкций. Ее основное предназначение – помочь людям понять друг
друга, обменяться информацией, взаимодействовать во всех сферах человеческого
бытия. Принимая во внимание данные цели общения, можно сформулировать основные
особенностями речевого поведения:
–
речь всегда должна быть направлена на конкретную аудиторию;
–
речь определяется заданной целью;
–
характер речи напрямую зависит от ситуации общения;
–
речевое поведение предполагает использование целого ряда правил, но, но в то же
время всегда носит индивидуально-личный характер.
Целью речевого поведения обязательно должен стать определенный результат.
При неправильно построенном общении человек не сможет добиться желаемого.
Речевое поведение представляет собой сознание речевой ситуации и поиск
направления для воздействия на собеседников для достижения поставленной цели общения.
Фрагмент текста работы:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Коммуникативная
роль говорящих и слушающих, манера их речевого поведения зависят от того, что
выходит на первый план в сообщении – информация или контакт. В связи с этим
функционально выделяют два вида речевого поведения: фатическое речевое
поведение (общение) и информационное речевое поведение (сообщение).
Целью
фатического речевого поведения
является высказывание и его понимание со стороны собеседника. Обычно это обмен
репликами, которые ассоциативно связаны друг с другом по содержанию. Правила,
которыми пользуются собеседники, определяются ими интуитивно. Они имеют равные
права в разговоре и не стремятся прийти к единой точке зрения или решить
какую-то проблему.
Информационное речевое поведение может проявляться
различными способами. Выделим основные из них:
1.
Совместное решение задачи: речевые высказывания направлены на достижение общей
точки зрения.
2.
Задавание вопросов, при котором задающий вопросы заинтересован в получении
определенной информации.
3.
Уточнение понимания. Данный способ общения следует за другими способами и
предполагает решение задачи о причинах непонимания. [3, с. 35]
Плодотворное
взаимодействие возможно только в том случае, когда собеседники согласованно
приняли один и тот же способ общения. Если это не удается сразу, то выбирается
приемлемый способ общения или разговор прерывается по инициативе любого из
партнеров.
Итак, мы обозначили, что
речевое поведение – это обусловленные ситуацией общения эмоции, действия,
поступки человека, которые могут быть выражены с помощью языка и невербальных
средств общения.
Неоднородность языка в
социальном отношении исследователями отмечалась уже достаточно давно. Так,
можно выделить возрастные особенности языка: речь ребенка отличается от речи
взрослого человека, речь младшего поколения может отличаться от речи старшего
поколения, есть языки, в которых язык женщин в области произношения в известной
мере отличается от языка мужчин.
Различные социальные
группы, существующие в разных обществах, отличаются своим речевым повелением. В
некоторой степени это объясняется существованием ряда стереотипов. Не имея силы
закона, стереотипы поведения являются фактом сознания носителей языка, и хотя
не имеют силы закона, но, в то же время, не могут не учитываться.
Стереотипы поведения,
прежде всего, связаны с ролью человека в обществе. Так, наиболее стойкими
являются стереотипы ролевого поведения мужчины и женщины, поскольку они
закладываются с самого раннего детства. Мальчикам часто напоминают, что плакать
и кукситься нельзя: «Ты ведь мужчина…», а девочкам указывают на то, что,
выбранные ими формы поведения, не являются женственными: «Ты не мальчишка,
девочки себя так не ведут… Это некрасиво!»
Поэтому и не удивительно,
что роли мужчин и женщин отражаются в их речи.
Каждому человеку в ходе
социального взаимодействия приходится «проигрывать» более или менее широкий
репертуар социальных ролей и вступать в различные ролевые отношения, которые
требуют определенного речевого поведения. Эта особенность речевого поведения
была облечена в поэтическую форму еще У. Шекспиром:
Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины –
все актеры.
У них свои есть выходы,
уходы,