Эссе на тему Психологическая работа с родителями ребенка с нарушением слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Особенности детей с нарушениями слуха 3
2. Психологическая работа с родителями ребенка с нарушением слуха 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
Введение:
Семья – микросоциум, в котором формируются моральные качества личности, отношение к окружающим, представление о характере межличностных связей и тому подобное. В современных исследованиях специальной педагогики и психологии большое внимание посвящено зависимости влияния семейного фактора на особенности развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том числе и с нарушениями слуха.
Констатировано, что высокий уровень семейного неблагополучия, обусловливает ярко выраженные нарушения личностного развития такого ребенка: тревожность, неуверенность в себе, неадекватность самооценки, повышенная эмотивность, амбивалентность эмоциональных проявлений, патологические проявления поведения (суицидальные наклонности, депрессивные состояния), высокий уровень конфликтности, как следствие нарушения межличностного общения и социальной адаптации
Целесообразность и важность организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха обосновывается в исследованиях отечественных и мировых педагогов, психологов, в частности об этом говорится в концепции отношений личности В. Мясищева, концепции теории и практики помогающих отношений К. Роджерса, концепции системности воспитания личности Б. Ломова, К. Платонова.
Стоит заметить, что сейчас одно из направлений модернизации образования – ориентация педагогов на оказание помощи семье, широкое привлечение родителей к работе с детьми и повышения ответственности родителей за воспитание и обучение своих детей.
Цель работы: рассмотреть психологическую работу с родителями ребенка с нарушением слуха.
Заключение:
Подытоживая отметим, что психологическая работа с семьей, которая воспитывает ребенка с нарушениями слуха является многоаспектным сочетанием различных методов диагностической, коррекционной и терапевтической работы с детьми, родителями или другими лицами, участвующими в воспитании; комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку и семьи в решении задач личностного развития, межличностного взаимодействия, воспитания, социализации. Бесспорно, при условии адекватного функционирования семейного социума каждый ребенок, имеющий нарушения слуха, в меру своих возможностей, может самостоятельно решать текущие проблемы или с помощью родителей. Однако, в ситуациях дисфункции семьи для решения указанных задач становится для ребенка определенной преградой.
При таких условиях ребенок нуждается в специальной помощи, предоставляемой через психологическое сопровождение, которое предназначено анализировать ближайшее окружение ребенка, диагностировать уровни его личностного развития и воспитания, использовать групповые методы, индивидуальную работу, как с детьми, так и с его родителями.
Вышеуказанные аспекты организации психологической работы является основой и методической почвой для построения системы оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями слуха. Поэтому, психологическая работа определяется как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта. Интеграцию детей, имеющих нарушения функции слуха в социум нужно начинать с социально-психологической адаптации и реализации в родительской семье.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности детей с нарушениями слуха
Слух — это способность организма воспринимать звуковые вибрации спонтанностью слухового анализатора [1, с.75]. Слуховой анализатор состоит из периферической части, то есть слухового рецептора (наружное, среднее и внутреннее ухо), нервных путей и центральной части анализатора (клетки мозга во временной области коры головного мозга).
Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, потерявший слух, не имеет возможности воспринимать те аудиосигналы, которые очень важны для полноценного познания мира.
При тяжелых нарушениях слуха человек не может использовать многие источники информации, предназначенные для прослушивания человека (радиопрограммы, лекции и др.), полностью воспринимать содержание телевизионных программ, фильмов.
Особенно важна роль слуха в изучении человеческого языка. При отсутствии слуха или значительном его снижении ребенок спонтанно (то есть самостоятельно, без особого влияния извне) не имеет звукового вещания, так как утрачена способность воспринимать речь окружающих его людей. Отсутствие развития приводит, в свою очередь, к нарушениям в развитии других когнитивных процессов и, главным образом, лингвистического и логического мышления.
В условиях нормальных слуховых сверстников ребенок с тяжелыми нарушениями слуха попадает в положение социальной изоляции, поскольку его полноценное участие в играх и других общественных мероприятиях становится все более трудным [3, с.144].
Часто семья и воспитание ребенка, страдающего потерей слуха, имеет ряд особенностей (чрезмерная забота, жалость или, наоборот, раздражительность, грубость родителей), которые негативно влияют на его образование.
Таким образом, стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к значительному числу вторичных отклонений в развитии, которые касаются как познавательной деятельности, так и личности ребенка в целом.
В зависимости от тяжести дефекта слуховой функции и времени потери (или резкого снижения) слуха, детей с нарушением слуха делят на три группы: глухой, поздний слух, глухота. Если у ребенка сохраняется двусторонняя глубокая потеря слуха, врожденная или приобретенная в раннем детстве вплоть до формирования речи, таких детей называют глухими.
Позднеглухие — дети, которые потеряли слух на более поздних стадиях, после того, как речь уже сформировалась, и поэтому сохранили ее в той или иной степени.
Потеря слуха (тугоухость) — это дети с частичной слуховой недостаточностью различной степени тяжести, что является причиной речевых нарушений [8, с.142].
Общий темп умственного развития глухих детей замедляется. Но создание специальных коррекционных условий обучения, способствует тому, что постепенно их умственное развитие можно выровнять.
У многих глухих детей нарушена функция вестибулярного аппарата.
В первые годы жизни наблюдают за развитием двигательной активности — способностью держать голову в вертикальном положении. Это указывает на степень потери слуха и когда это происходит. Раннее нарушение слуха соответствует расстройству прямолинейности, которое компенсируется в более позднем возрасте. Если ребенок не успокаивается, когда его качают в коляске, это говорит о нарушениях вестибулярного аппарата. В этом случае ребенок успокаивается только тогда, когда его взяли. Нарушения вестибулярного аппарата часто сочетаются с нарушением слуха. Реакция ребенка на погремушку до этого позволяет судить о степени глухоты [10, с.87].