Другое на тему Схожие мотивы в стихотворениях русских поэтов конца 19 века — первой половины 20 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Оригинальность является одной из черт присущих творческому человеку. Именно необычный взгляд на обыкновенные вещи отличает деятеля искусства от простого обывателя. Увидеть поэзию в природных явлениях, в признаках родного города или обыденных вопросах может лишь человек незаурядный, с глубоким внутренним миром и интересной историей. Подобный навык характерен и для живописцев, и для музыкантов, для прозаиков и для поэтов.
Однако, как гласит известное выражение, «все придумано Шекспиром», а если быть точнее, то еще до него – в период античности. Это говорит о том, что темы и мотивы, встречающиеся в произведениях разных авторов лишь следствие популярности и важности поднимаемых тем. Разумеется, повтор для авторов не является плагиатом, потому как не всегда важно содержание и мастера отличает форма. Или же напротив, детали содержания могут отличаться, несмотря на очевидную схожесть.
В данной работе мы рассмотрим схожесть в освещении некоторых тем различными авторами для того чтобы разобрать общие и различные черты в использовании одинаковых мотивов. Нами будут рассмотрены:
1) Использование времен года С. Есениным и Б. Пастернаком;
2) Проявление христианских мотивов в произведениях князя В. Палея и философа С. Фуделя;
3) Отражение концепции жизненного пути и мотива дороги в стихах К. Р. и Архиепископа Шаховского;
4) Изображение Санкт-Петербурга в работах А. Ахматовой и А. Блока.
Заключение:
В данной работе мы рассматривали схожие мотивы, и темы произведениях авторов конца XIX начала XX века.
Первыми мы рассматривали Сергея Есенина и Бориса Пастернака и использование ими в своих стихотворениях времен года. Было выявлено что оба автора обращались как классическим представлениям о рассматриваемых сезонах, так и вносили в них личное. Например, весна у поэтов не всегда радужная пора символизирующая торжество жизни над смертью. Порой она олицетворяет травмирующие для поэтов события, такие как расставание с любимой или смерть друга. Также поэты близки к фольклорным традициям и передают лето и зиму в их классическом представлении, порой используя сказочные мотивы.
Князь Владимир Палей и философ Сергей Фудель, несмотря на то, что относились к разным классовым структурам, одинаково обращались к христианской традиции в своем творчестве. Оба автора совмещают любовь к людям с любовью к богу, однако Палею характерен молитвенный стиль изложения, а Фуделю – повествовательно-рассудительный.
Иоанн Шаховский и Константин Константинович Романов также схожи в темах и мотивах своего творчества – оба обращаются к христианской вере как к «маяку» в жизненном пути. К. Р. использует в своем изложении романтизированные интонации, отчего его стихи похожи на балладные песни, а Шаховский – рассуждает, что сближает с Фуделем, однако он также как К. Р. видит в боге главную опору на жизненном пути человека.
Анна Ахматова и Александр Блок имеют особе отношение к Петербургу, что отражается в особой внимательности к казалось бы незначительным деталям. Они используют не только его пафос и величие, но и неприглядные черты, от чего город в их произведениях становится еще живее и реальнее.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ВРЕМЕНА ГОДА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА И ПАСТЕРНАКА
Природа является одной из широко используемых мифологем в различных произведениях как литературной, так и в иной отрасли. Однако то, какого плана природные условия отражены в произведениях, чаще всего зависит от географического положения автора.
Каждое из времен года является фактически комплексом природных условий, которые характерны для конкретного сезона и, как правило, в литературной традиции сложно перепутать одно время года с другим.
Особенности Российского климата и пестроты природных пейзажей часто становятся не столько фоном, сколько главными героями некоторых произведений российских классиков. В данной главе мы рассмотрим связь времен года в работах Сергея Есенина и Бориса Пастернака.
Для произведений Сергея Есенина характерен легкий налет грусти и печали, которые отражают личные переживания поэта, связанные как с романтическими, так и политическими терзаниями. «Деревенская» душа Есенина отражается практически в каждом произведении, в котором автор вышедший фактически из «земли» слагает оду российским красотам. Стихотворение «С добрым утром!» передает ощущение пробуждения, как природы так и собственного духа. В произведении описывается летнее утро, о чем говорят «заводи речные» и «сонные березки» с «зелеными сережками». Есенин не просто описывает природный пейзаж, а выказывает ему комплименты, будто речь о невесте или близкой подруге: «растрепали шелковые косы».
Связь деревенского колорита и летней теплоты проскальзывает и в произведении «По селу тропинкой кривенькой». Описание летнего колорита в процессе путешествия по кривенькой дорожке соседствует с перечислением деревенских жителей и прочих особенностей внегородской жизни. Лето у Есенина – радость жизни и ликование русской души, отражённое в ликовании самой природы.
Однако не во всех стихотворениях Есенина лето передает положительные или радостные эмоции. В «Не бродить, не мять в кустах багряных» летний пейзаж передает грусть по утраченной любви:
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Однако тот факт, что дорогая сердцу лирического героя отражает то, что в иных произведениях автор передает с чувством воодушевления, позволяет понять значимость утраты для героя.
У Бориса Пастернака в стихотворениях посвященных лету, также имеется народный, фольклорный мотив. Так «Июль» повествует о домовом, который «снял комнаты в наем» на летний сезон. Произведение также возвышенно и одновременно уютно, как работы Есенина посвященные лету.
Деревенский мотив у Пастернака отражен и в «Августе». Однако там возвышенность уступает место мотивам смерти. Отметим также, что и стиль Пастернака сложнее для восприятия, чем у Есенина, у которого слог фактически песенный.
В «Лето в городе» Пастернак обращается к летним грозам для отражения народных тревог:
Наступает безмолвие,
Но по-прежнему парит,
И по-прежнему молнии
В небе шарят и шарят.
Автор использует узнаваемые мотив для создания ощущения тревоги, в то время как Есенин использует для передачи грусти те элементы лета, которые в другой интонации передают возвышенное и уютное настроение.
Осень прочно ассоциируется в общественном сознании как пора печали и разлук. Как окружающий мир замирает с приходом зимы, так и человек погружается в печальные думы.
Данный троп отражен и в работах рассматриваемых авторов. В произведении «Осень» Сергей Есенин сравнивает ее с «рыжей кобылой чешущей гриву». Все произведение передает атмосферу увядания. Осень как логический итог жизненного цикла, и финальные строки сравнивающие калину с ранами Христа, которому суждено воскреснуть, только подтверждает что со временем мир возродится с весной.
Если в «Осени» данное время года связано со смертью и увяданием и иллюстрирует цикличность природы, то в «Закружилась листва золотая» имеют место романтичные мотивы. Осень здесь – романтичное томление лирического героя, что подтверждают следующие строчки:
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
Есенин, стоит отметить, не первый раз сравнивает березы с девушками. Такой же прием был использован в «С добрым утром!».
У Бориса Пастернака есть несколько произведений, в которых осень возведена в заглавие.
В произведении «Осень», начинавшееся со строк «я дал разъехаться домашним» через осенние признаки передается грусть вызванная одиночеством. Однако постепенно в произведении осень напротив заглушает одиночество.