Другое на тему Развитие устной речи учащихся первых классов в период обучения грамоте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы развития
устной речи у младших школьников на уроках русского языка
1.1. Особенности речевой деятельности
1.2. Процесс развития речи. Методологический аспект
Список литературы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития устной речи у
младших школьников на уроках русского языка
1.1. Особенности
речевой деятельности
Красочное и понятное изложение мыслей с
незапамятных времён считались одной из высших добродетелей. Навык владения
словом почитаем всеми людьми, вряд ли кто-либо станет это отрицать. Развитие
умения говорить красочно, убедительно, точно и ясно передавать свои мысли
занимает умы всех без исключения. Владение речью
приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово — половина счастья».
Красноречие с древнейших времён было в чести. Во многих странах времена
величайших подъёмов культурного просвещения народов ознаменовывалось
появлением науки о мастерстве риторики, речи, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней
Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука
оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.
Проблема эффективной речи особенно актуальна сегодня, когда стоимость
правильной и убедительной речи возрастает. Современные школы должны готовить
людей, мыслящих и чувствующих, обладающих не только знаниями, но и умеющих
применять эти знания в жизни, умеющих общаться и обладающих внутренней
культурой. Цель состоит не в том, чтобы студенты знали как можно больше, а в
том, чтобы уметь действовать и решать проблемы в любой ситуации. Приоритетными
средствами для этого являются культура речи и культура общения. Овладение
языком и речью является необходимым условием формирования социально активной
личности. Каждый человек должен научиться говорить четко и грамматически
правильно, обладать хорошо натренированным голосом, выражать собственные мысли,
свободно творчески интерпретировать устную и письменную форму, уметь выражать
свои эмоции различными средствами, интонацией, соблюдать словесную культуру и
развивать коммуникативные навыки. Поэтому мы считаем, что речевая деятельность,
развитие образования студентов на современном этапе, является одной из
важнейших задач.
Как и любая другая методика, методика развития речи опирается
на лингвистическую, педагогическую и психологическую науку.
В связи с этим совершенно необходимым является знание психических
процессов, которые протекают в сознании учащихся во время создания
устных и письменных высказываний.
Психологическую природу речи раскрыл А.
Н. Леонтьев, на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским.
Он пишет, что речь занимает в процессе психического развития
центральное место, её основная
функция — коммуникативная, где слово — средство
общения. Такие характеристики указывают на то, что педагогам нужно уделять
большее внимание к языку, как средству формирования и выражения
мысли. Л. С. Выготский говорил: «Внешняя речь есть процесс
превращения мысли в слова, е? материализация». Мысль — это
психологическая основа речи, условием развития которой является обогащение ее средствами
речи. [1].
При этом значимыми являются основные
положения, как общей психологии, так и в частности возрастной,
которая изучает закономерности и особенности психического, речевого
развития детей младшего школьного возраста, их овладением разными функциями
и формами речи. В методике развития речи младших школьников большое
внимание уделяется подготовке материала, его отбору и обработке, так как
только на основе развитой системы понятий и на основе овладения
системой умственных действий возможно успешное развитие речи.
Психолог Н. И. Жинкин говорит нам
о том, что развитие речи это основное условие интеллектуального
и гармонического развития личности, которое находится в руках
педагогов, так как в медицине нет способа для усиления речевых возможностей.
Задача педагога в том, чтобы не ввести в память учеников язык,
а научить пользоваться им. [5].
Психологи, разрабатывая вслед за Л. С.
Выготским теорию деятельности, пришли к выводу о том, что речь
также является своеобразной деятельностью человека, речевой деятельностью.
Признав этот факт, учеными было положено начало новому подходу к работе
по развитию речи, а именно с позиции теории речевой
деятельности. Осуществление данного подхода, по мнению ученых, должно было
гарантировать наиболее успешную работу по развитию связной речи младших
школьников.
В психологии речевая деятельность
характеризуется как вид деятельности наряду с трудовой, познавательной,
поэтому она, являясь психологически ориентированной, характеризуется
мотивацией, целенаправленностью и реализуется в «речевых действиях»,
которые представляют множество речевых операций, таких как планирование,
контроль и др.
А.А. Леонтьев выделял три стороны деятельности:
мотивационную, целевую, исполнительную. По его мнению, деятельность
рождается из потребности, является предпосылкой. При помощи социальных
средств мы планируем деятельность, поставив определенную конечную цель,
намечаем средства осуществления этой цели. Единичный акт деятельности —
это единство всех трен сторон. Акт начинается с мотива и плана, завершается
результатом, который предполагает достижение намеченной цели. В середине
находится система действий и операций, которые направлены на это
достижение.