Другое на тему Развитие устной речи у детей младших классов с легкой умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.. 6
1.1 История изучения вопросов
развития устной речи у детей. 6
1.2 Развитие устной речи у детей в
онтогенезе. 14
1.3 Особенности развития устной речи у детей младшего
школьного возраста с лёгкой умственной отсталостью.. 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 28
2.1 Исследование уровня развития
устной речи детей с лёгкой умственной отсталостью. 28
2.2 Методы и приёмы
работы по развитию устной речи младших школьников с лёгкой умственной
отсталостью. 30
2.3 Анализ использованных методов и
приёмов. 37
2.4 Результаты исследования уровня развития устной речи у
младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
Введение:
Как
отмечается во многих ученых трудах: «речь – важнейшая психическая функция,
присущая только человеку. Проблема речевого развития одна из важнейших в
специальной и общей психологии. Это предопределено исключительной ролью,
которую играет речевое развитие в жизни человека. Речь выступает в роли
важнейшего средства общения. Владение связной речью обеспечивает возможность
сообщать свои мысли, чувства желания окружающим людям, делиться с ними опытом,
а также согласовывать деятельность». Эдит Вольф и Эгон Адерхольд определили следующие основные
законы речи: говорящий должен уметь сознательно контролировать и изменять
напряжение в своем теле. Артикуляционные и голосовые ошибки возникают, когда в
речевом акте возникает повышенное усилие или пониженное напряжение. Чтобы иметь
возможность выполнять контролируемые лингвистические движения, необходимо
указывать неврологические и мышечные способности суставов в руках, руках и
мышцах лица. Артикуляционная фонетика имеет дело с артикуляцией звуков
человеком. Это также обучение структуре и функциям речевого аппарата и его
использованию в производстве речи. Дыхание создает давление воздуха,
необходимое для звука в легких. В гортани находятся голосовые складки, которые
генерируют вибрации в воздухе, которые отвечают за звук. Наконец, глотка,
область рта и носа (голосовой тракт) действует в зависимости от положения,
например, B. нёбо или язык как фильтр, который дополнительно изменяет звук.
Фонетическая артикуляция особенно интересует роль и положение движущихся частей
в гортани и рте, то есть языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба (велюра) с
суппозиторием (язычком), горлом и голосовой щелью. Различные языковые звуки
генерируются в зависимости от положения этих органов артикуляции. Фонетика
говорит о различных точках артикуляции или местах, когда описывает места, где
(части) языка и / или губ находятся, когда генерируются согласные.
Речь как регуляторная функция исследовалась А. А.
Леонтьевым, В. И. Лубовским. В исследованиях ученых неоднократно отмечается,
что устная речь у детей с умственной отсталостью не может формироваться
самостоятельно, в виду особенностей их систематическую коррекционную работу по
формированию у детей с умственной отсталостью связной монологической речи. В настоящее
время, этим вопросам уделяется большое внимание. Однако, основная проблема
заключается в том, что на начальных этапах работы специалисты, как правило, в
большей степени ориентируются на развитие словарного запаса детей, работой над
артикуляционным аппаратом, постановке звуков и развитию моторики. Параллельно
ведется работа над слоговой структурой слова, отработкой отдельных
грамматических конструкций. Работа же по развитию связной речи у данной
категории младших школьников переносится на более поздние этапы коррекции.
Совокупность
вышеназванных проблем определяет актуальность темы выпускной квалификационной
работы: «Развитие связной речи у младших школьников с легкой умственной
отсталостью».
Объект
исследования: устная речь у младших школьников с
легкой умственной отсталостью.
Предмет
исследования: методы работы по развитию устной
речи младших школьников с легкой умственной отсталости.
Цель
исследования: изучение развития
устной речи у детей младших классов с легкой умственной отсталостью
Задачи
исследования:
1.Проанализировать психолого-
педагогическую литературу по развития устной речи у детей с лёгкой умственной
отсталостью
2.Провести исследование
развития устной речи младших школьников с легкой
умственной отсталости и выявить приемлемые методы и формы.
3.Проверить
эффективность выбранных форм и методов.
Гипотеза: предполагаем,
что применение занятий по
декоративно-прикладному творчеству, окажут эффективное влияние на развитие
устной речи младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Методы
исследования: использование
специальной методической литературы, изучение общего развития ребенка в
онтогенезе и особенности его интеллектуальной деятельности, использование
методов и приемов индивидуального подхода в коррекционной работе по развитию
связной речи.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, составление плана работы, определение
основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.),
написание первой главы работы.
Второй этап – экспериментальный: проведение исследования
уровня развития устной речи у младших школьников с легкой умственной
отсталостью,
оформление
второй главы.
Третий этап – обобщающий: обработка, сравнение и обобщение
полученных данных, завершение выпускной квалификационной работы.
База
исследования: МКОУ Тогучинского района
«Тогучинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Заключение:
В
теоретическом исследовании развития устной речи школьников младших классов с
лёгкой умственной отсталостью мы рассмотрели особенности устной речи у такой
категории детей, её особенности развития в онтогенезе. Анализ
психолого-педагогической литературы позволил нам подобрать более приемлемые
методы и формы работы, направленные на развитие устной речи. В результате
проделанной работы нами были сделаны следующие выводы:
1.Из анализа мы сделали следующий вывод: овладение связной устной речью детьми с легкой
умственной отсталостью осуществляется в значительно более поздние сроки, чем в
норме, и имеет определенное своеобразие.
2.Исследование
развитие устной речи младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
позволило определить, что уровень её развития средний, исходя из этого была
разработана программа коррекционной работы с учащимися экспериментальной группы
(те учащиеся, которые показали более слабые результаты на констратирующем этапе
исследования).
3.Опираясь на
результаты формирующего и контрольного этапа исследования, мы можем сделать
вывод о том, что дополнительные занятия по декоративно- прикладному творчеству
положительно влияют на развитие устной речи.
Более того
на упражнениях декоративно-прикладным искусством возможно применить как
классические техники творчества и рисования, например и современные, которые
довольно увлекательны ребятам. Все технологии развивают мелкую моторику, для
стимуляции речевых центров. Малыши младшего школьного возраста с нетяжелой
интеллектуальной отсталостью деятельно отыскивают свежие познания, открытия,
увлечения. Занятия построены так, собственно, что любое свежее обучающиеся
знакомятся с свежей техникой, изучение вынуждает мыслить и созидать.
Таким образом гипотеза о том, что
применение занятий по декоративно-прикладному творчеству, окажут эффективное
влияние на развитие устной речи младших школьников с лёгкой умственной
отсталостью достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1.1
История изучения вопросов развития устной речи у детей Речевое развитие вызывало интерес со времен древнегреческих
философов, таких как Платон, Аристотель, Сократ, в трудах которых мы находим
упоминания о необходимости развития речи детей, а также некоторые практические
советы.
Большое значение развитию речи уделял Ян Амос Коменский,
которым было разработано в мире руководство по дошкольному воспитанию
«Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет»,
развитию речи в ней посвящается целая глава. Я. А. Коменский акцентировал
внимание на том, что разум и речь присущи человеку от природы и являются
главным отличительным признаком человека от животного. Вместе с тем, Я. А.
Коменский указывает на то, что ум и язык человека необходимо развивать. Под
развитием речи он понимает четкое называние предмета, аргументируя тем, что
учить ребенка необходимо самим вещам, а не словам их обозначающим.
В трудах И. Г. Песталоцци обозначена позиция, близкая к
трудам Я. А. Коменского. И. Г. Песталоцци указывал на социальное, культурное и
общепедагогическое значение родного языка: «Язык дает ребенку в короткое
мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». В качестве
основных задач обучения родному языку И. Г. Песталоцци обозначил следующие:
обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или
средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству
научиться ясно выражаться о предметах.
В первой
половине ХХ века широкую известность приобрели педагогические работы Ф.
Фребеля, которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. Ф.
Фребель говорил о том, что язык –откровение духа Божьего. Ф. Фребель так же
акцентировал внимание на том, что язык развивается с самого раннего детства, но
предпосылками для этого выступает богатство внутренней жизни
ребенка. Поэтому, в качестве основной задачи дошкольного воспитания, Ф. Фребель
считал необходимость обогащения содержания жизни ребенка через взаимодействие с
предметами окружающего мира. Ф. Фребель полагал, что ребенок должен познавать
предмет практически, а воспитатель должен давать ему необходимый словарь,
отражающий не только название предметов, а также их свойства, качества,
отношения друг к другу.
На необходимость использования сенсорной и практической
опоры указывала и М. Монтессори, метод которой получил широкое распространение
в мире и успешно применяется в настоящее время. М. Монтессори в вопросах
воспитания придерживалась позиции предоставления детям свободного выбора,
поэтому основными задачами дошкольного воспитания считала физическое развитие,
а также сенсорное и речевое воспитание детей. В речевое воспитание М.
Монтессори включала упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи,
обучение грамоте. В качестве одного из достоинств метода выделяется обеспечение
сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим
материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.). в
качестве дополнительных средств развития речи М. Монтессори предложила
использовать дыхательную гимнастику и упражнения, направленные на развитие
подвижности артикуляционного аппарата, а также сложение слов из подвижных букв
и обучение письму. Однако, этот метод, несмотря на разностороннее развитие
дошкольников, неоднозначно оценивался отечественными педагогами. В России метод
М. Монтессори пропагандировала в начале этого века Ю. И. Фаусек.