Психофизиология профессиональной деятельности Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Взаимосвязь типа темперамента и особенностей восприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Теоретические аспекты взаимосвязи типа
темперамента и особенностей восприятия  5

1.1.   Темперамент, понятие, теория, типы.. 5

1.2.   Восприятие, понятие, характеристика. 8

1.3.   Методы исследования темперамента и
восприятия. 12

1.4.   Современные взгляды на взаимосвязь
темперамента и особенностей восприятия  16

2.   Исследование взаимосвязи темперамента
и особенностей восприятия у студентов  26

2.1.   Организация и методы исследования. 26

2.2.   Анализ результатов исследования. 31

3.   Основные выводы о наличии взаимосвязей
типа темперамента и особенностей восприятия у студентов. 37

3.1.   Перечень рекомендаций. 37

3.2.   Характеристика рекомендаций. 40

Заключение. 41

Список литературы   43  

Введение:

 

 

Традиционно факторы
развития личности и ее любых свойств делят на биологические (природные
предпосылки) и социальные (обусловленные влиянием социальной среды, ближайшего
окружения, учебно-педагогического воздействия и т. д.). Исследователи признают,
что именно эти группы факторов оказывают решающее влияние на развитие личности
в целом и ее отдельных свойств.

Представление о степени
участия этих факторов в процессах становления и развития различных свойств
личности, а также характер соотношения между ними непосредственно связаны со
взглядами исследователей и ролью, отведённой каждым учёным в структуре личности
этим факторам.

Отечественные
исследования, как правило, более ориентированы на социальные причины,
обусловливающие и определяющие развитие личности. Западные в большей степени
ориентированы на природные основания развития личности, что в свою очередь,
может быть связано с социально- психологическими различиями между
коллективистским и индивидуалистическим началом в формировании мировоззрения
личности [1].

Представители
биологизаторских теорий основным источником психического развития личности
считают биологические факторы. Эта точка зрения отражена в теории врождённой
биологической сущности интереса, где восприятие выступает как определённая
степень развития этого интереса. Сторонники данной теории в качестве источников
восприятия информации рассматривают врождённые инстинкты и потребности, которые
и определяют всю психическую деятельность человека, мотивы его действий и
поступков, интересы (Дж.Селли, С.Холл).

По мнению Дж.Селли
наличие разнообразия и богатства вопросов, свидетельствующих об умственном
развитии ребёнка и его познавательной активности есть не что иное, как
врождённые наследственные качества, которые проявляются в определённых
возрастных периодах. Автор считает, что воспитание и обучение имеют менее
важное значение вследствие фатальной предопределённости всей жизни человека.

С.Холл также полагает,
что восприятие является врождённым качеством, для развития которого не
требуется значительного влияния окружающей среды, так как на выраженность восприятия
и интеллектуального развития определяющее значение оказывают генотипические
особенности индивида.

Долгое время вопрос
соотношения темперамента и восприятия оставался за пределами исследования. Обусловлено
это, в первую очередь, к отнесенности данных единиц к принципиально разным
категориям, что осложняло проверку их одновременно.

Цель данной работы –
проанализировать взаимосвязь восприятия и темперамента.  В соответствии с поставленной целью необходимо
решить ряд задач:

1.               
Выявить особенности восприятия как
психологического образования

2.               
Проанализировать особенности темперамента
и влияния его на восприятие информации

3.               
Провести исследование зависимости
темперамента и восприятия

Объект исследования – восприятие
как психологическая категория. Предмет исследования – зависимость восприятия от
типа темперамента.

База исследования: Государственное
бюджетное учреждение республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная
больница».

Гипотеза: Восприятие людей
с различными типами темперамента будет отличаться – они будут обнаруживать
различные типы восприятия.

Методы исследования –
тестирование, анализ материала, классификация и систематизация данных.

Структура работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психологический облик
личности, характер её психодинамической активности находится под значительным
влиянием природных оснований, в частности, свойств темперамента. Эти свойства
являются внешним проявлением высшей нервной деятельности, своеобразной
«вершиной айсберга»; для темперамента характерна широта и тотальность
проявления его свойств, которые фиксируют количественные, динамические
показатели деятельности, вносят в неё неповторимое своеобразие и
индивидуальность и в итоге участвуют в формировании индивидуального стиля
деятельности личности. Устойчивость и постоянство свойств темперамента
обусловлены прежде всего заметным участием в его происхождении природного,
наследственного фактора, именно по этой причине они относительно стабильны и
сохраняются на протяжении многих лет жизни.

Несмотря на
многочисленность характеристик темперамента большинство исследователей в
качестве основных его свойств выделяют несколько показателей, среди которых
основными являются направленность психической активности и эмоциональности.

В своей работе мы,
опираясь на принципы целостного, системного подхода к изучению свойств личности
и многомерно-функциональной организации свойств личности, рассмотрели роль одного
из свойств центральной нервной системы и указанных выше свойств темперамента в
проявлении восприятия. Экспериментальная часть исследования выполнена на
конкретной выборке испытуемых.

Особенности,
обусловленные силой — слабостью нервной системы, проявляются в
инструментально-стилевых переменных восприятия, более связанных с индивидной
стороной данного свойства, в его структуре присутствуют различия, свойственные
сильной нервной системе, также существуют особенности, свойственные слабой
нервной системе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.     Теоретические аспекты взаимосвязи
типа темперамента и особенностей восприятия

 

1.1.        
Темперамент,
понятие, теория, типы

 

Темперамент обычно
связывают с психологическими различиями; в современной психологической науке на
Западе индивидуальные особенности человека обозначают термином
"личность" (personality), то есть между этими понятиями проводится
прямая параллель. Л.Хьелл и Д.Зиглер определяют науку о личности — персонологию
— как дисциплину, стремящуюся заложить фундамент для лучшего понимания
человеческой индивидуальности путём использования разнообразных
исследовательских стратегий [1].

Мы не рассматриваем
понятие характера, которое многие исследователи связывают с волевыми и
нравственными качествами человека (А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, Н.Д.Левитов,
П.Ф.Лесгафт, и другие). Во многих случаях это понятие применяют либо к
сложившемуся в ходе развития стилю поведения, то есть всё же к темпераменту,
либо к проявлениям личности, откуда оно возвращается в сферу индивидуально-психологических
различий. Соотношение характера, темперамента и личности всесторонне
рассмотрено в классических трудах Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалёва, А.Ф.Лазурского,
Н.Д.Левитова, П.Ф.Лесгафта, В.Н.Мясищева и других ученых.

Первоначально для
исследования и описания индивидуальных особенностей человека применяли
типологический подход. Эта традиция идёт от античной схемы Галена и Гиппократа
(сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и она не утратила своего значения
до настоящего времени [5].

Как известно, эти
концепции интерпретировали темперамент с Точки зрения его обусловленности
различными природными особенностями организма; так, например, на основе теории
Гиппократа было сформировано учение о его четырёх типах, где гипотетическое
преобладание одной из четырёх основных жидкостей организма — крови, желчи,
черной желчи и слизи являлось фактором, определяющим тип темперамента.

Античную схему обобщил и
систематизировал И.Кант (1789) в своём труде "Антропология",
выделивший темпераменты чувства и темпераменты деятельности. К числу первых он
причислял сангвинический и его противоположность — меланхолический темперамент.
К темпераментам деятельности И.Кантом были отнесены холерический и
флегматический темпераменты, где у первого вида деятельность ярко выражена,
быстра, но отличается непродолжительностью и неустойчивостью, тогда как у
второго изменения в динамических показателях деятельности менее выраженные, но
достаточно устойчивы по силе проявления и продолжительности.

По мнению ряда
исследователей, В.Вундт является автором первой научной классификации
темпераментов, которую он основал на двух свойствах: силе эмоций и их
стабильности. Предложенная В.Вундтом типология полностью соответствует античной
схеме: меланхолик — сильный и стабильный тип, холерик — сильный нестабильный,
сангвиник — слабый нестабильный, флегматик — слабый и стабильный [8].

Одной из первых детально
разработанных типологий личности, возможно является классификация
А.Ф.Лазурского, который выделил три уровня психического развития человека и целый
ряд различных типов и их разновидностей [3]. Долгое время она не была признана
ни в нашей стране, ни за рубежом, и лишь в последнее время становится ясным,
что этот труд должен быть отнесён к числу классических работ в области
психологии индивидуальности [3].

П.Ф.Лесгафт в качестве
основы темперамента выделял собственно физические показатели системы
кровообращения индивида (толщину, диаметр стенок кровеносных сосудов, форму
сердца и др.), определяющие скорость обмена веществ в организме и, как
следствие — характеристики возбудимости и реакций на действующие внешние и
внутренние стимулы.

Г.Оллпорт (1897-1967)
предложил изучать индивидуальность человека не с точки зрения типов, а с точки
зрения черт. Он считал, что люди обладают устойчивыми качествами, сохраняющимися
в течение длительного времени и проявляющимися в различных ситуациях и
определял черту как предрасположенность человека реагировать определённым
образом на сходные воздействия.

В.М.Русалов в рамках
структурно-функциональной стратегии рассматривает темперамент в двух аспектах —
предметном и социальном, где эргичность, пластичность, скорость, эмоциональная
чувствительность как свойства темперамента рассматриваются как со стороны
предметно- ориентированной активности и эмоциональности субъекта, так и со
стороны социально-ориентированной активности и эмоциональности.

Крупнейшим исследователем
темперамента был В.С.Мерлин, который полагал, что понятие темперамента должно
быть не исходной предпосылкой, а конечным результатом разработки теории
темперамента. В.С.Мерлин относил к свойствам темперамента индивидуальные20
устойчивые, длительно сохраняющиеся особенности, которые регулируют динамику
психической деятельности, характеризуют динамику отдельных психических
процессов и однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

М.Ротбэрт определяет
темперамент как конституциональные индивидуальные различия в реактивности и
саморегуляции [6]. Под термином "конституциональные" автором
подразумевается относительно устойчивое биологическое "устройство",
подверженное влиянию наследственности, созревания и опыта. Реактивность
включает аффективную возбудимость, двигательную активность и сопутствующие
реакции, которые можно оценить порогом, латентным периодом, интенсивностью,
временем наибольшей интенсивности и временем релаксации. Саморегуляция
подразумевает процессы, служащие для сдерживания реактивности, такие как
внимание, приближение-избегание, ингибицию поведения и другие.



 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы