Другое на тему Проект Психолого-педагогическая диагностика дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Российская детская психология и дошкольная педагогика давно осознали необходимость систематического контроля за ходом психического развития детей, поскольку в раннем и дошкольном детстве происходит активное формирование личности ребенка, которая напрямую зависит от его социальных условий. Мониторинг психического развития ребенка с целью своевременного выявления нарушений в онтогенезе позволяет организовать работу по коррекции, компенсации и профилактике вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо досконально изучить развитие детей раннего и дошкольного возраста, основные виды нормального и аномального развития в их разнообразии. В последние годы в России начали работать психолого-медико-педагогические консультации (ПМК). Эта служба руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством об образовании в Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК.
В то же время деятельность ПМПК требовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов выбора методов психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводятся к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.
Готовность ребенка к обучению в школе определяется тремя параметрами: первый — состояние здоровья и уровень физического развития — определяется врачами и отражается в медицинской карте, второй и третий — интеллектуальная и личная готовность — определяется во время педагогический опрос.
При поступлении ребенка в школу ребенок должен быть осмотрен школьным психологом, а родители должны пройти собеседование, чтобы определить уровень готовности будущего первоклассника к обучению.
Методы используются для определения степени развития у детей образных представлений, сенсорного развития, развития наблюдения, памяти, воображения, а также оценки отношения ребенка к школе, к сверстникам и взрослым.
Также для психолого-педагогической диагностики необходимо определить формирование у дошкольников предпосылок для овладения грамотой и математикой. Такими предпосылками являются возрастной уровень развития устной речи (состояние слухоречевой памяти, словарный запас, состояние связной речи); соответствующий возрасту уровень общего развития (обучение ребенка, достаточно развитое зрительное и образное мышление, основы логического мышления); достаточная степень развития ряда неречевых функций (состояние зрительного восприятия, состояние пространственного восприятия, состояние двигательных навыков и зрительно-моторной координации).
Цель:
Выработка алгоритма проведения психолого-педагогической диагностики, позволяющей адекватно оценить степень психологического развития дошкольника, а так же его готовность к обучению в школе
Задачи:
раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
выявление причин и характера первичных нарушений развития у обследованного ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;
выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);
определение условий для воспитания ребенка;
обоснование педагогического прогноза;
разработка индивидуальной программы коррекционной работы;
организация коррекционной работы с родителями и детьми.
Этапы
Фрагмент текста работы:
1. Организационный.
Специфика психолого-педагогической экспертизы заключается в систематическом анализе явлений развития ребенка. Это исследование социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, связанных с развитием, воспитанием и воспитанием ребенка, не может быть успешным без тщательного рассмотрения с точки зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом. При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей основой являются теоретические основы и практический опыт, накопленный в области возрастной и специальной психологии. Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий л. с. Выготский: источник, движущие силы развития и условия воспитания. Такой подход отражает специфику психического развития человека как личности, по своей природе социальной, активной и деятельной. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и усвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения различными средствами и методами ориентации в области человеческих отношений и объективной практики. Приобретение социального опыта не ограничивается приобретением ребенком знаний и умений или набора культурных навыков. Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.
Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста базируется на положениях отечественной психологии о том, что основой развития ребенка является овладение различными видами когнитивно-ориентационных действий, ведущими среди которых являются перцептивные и психические. Формирование перцептивных и психических действий у детей происходит путем интернализации внешних, материальных, ориентировочных действий, когда, исследуя предметы, определенные природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними посредством различных видов реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентирующие действия возникают либо в практической деятельности в результате преобразования практических действий в мотивирующие, ориентировочные, либо усваиваются ребенком в процессе обучения. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает познавательные действия определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как естественный процесс, имеющий свою собственную логику. Последнее в конечном счете определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением его места в системе общественных отношений и изменением видов деятельности, в рамках которых формируются познавательные действия. Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого из них
свойства объектов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой стороны, формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных объектов. Особенно нас интересовали данные о типах перцептивных действий, которые происходят в раннем и дошкольном детстве.
Диагностика когнитивного развития детей показывает их реальные достижения в процессе обучения и воспитания с учетом ведущей роли воспитания для развития психики. Следует иметь в виду, что при нарушениях психического развития необходимо применять не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и игрой; в более сложных случаях необходимы клинические, нейрофизиологические, патопсихологические и другие исследования.
Следующим важным моментом современного подхода к диагностике аномалий развития с целью определения направлений коррекционной подготовки является принцип комплексного системного изучения личности ребенка. Целостный системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики включает выявление не только отдельных проявлений нарушений психического развития, но и взаимосвязей между ними, определение их причин, установление иерархии выявленных нарушений или отклонений в психическом развитии, т. е. взаимосвязанной системы. Расстройства-первичные, вторичные и др. Принцип динамического исследования ребенка и принцип качественного анализа полученных данных также имеют существенное значение в диагностике нарушений в развитии ребенка. Принцип динамического обучения основан на концепции Л. С. Выготского о двух уровнях психического развития ребенка — актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Можно определить в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, когда ребенок усваивает новые способы действия. В отечественной психологии признается определенная последовательность этапов развития, которые не могут опережать друг друга. Существует возрастная периодизация, на которую необходимо ориентироваться при изучении ребенка.
Поэтому при организации условий и методов Принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности. При этом необходимо определить уровень как психического развития ребенка, так и его личностных особенностей. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных.
На данном этапе:
1. Изучение литературы по данному вопросу. (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева).
2. Подготовка к встрече с родителями и законными представителями
3. Подготовка первичной документации (анкеты, опросники), необходимой для работы с запросом родителей/законных представителей
4. Сбор анамнестических данных о ребенке
5. Если родители предоставили заключение ЦПМПК, то работа с заключением.